Крепкий бизнес на тонких покрытиях

19.03.2004
Просмотров: 1431

Продукт предприятия, которому удалось сделать технологический прорыв, получает на рынке карт-бланш, открывая потребителю новые перспективы. Научно-производственная фирма “Элан-Практик”, образованная в 1992 году, занимается разработкой технологий и оборудо

Продукт предприятия, которому удалось сделать технологический прорыв, получает на рынке карт-бланш, открывая потребителю новые перспективы. Научно-производственная фирма “Элан-Практик”, образованная в 1992 году, занимается разработкой технологий и оборудования для нанесения различного рода покрытий, защищающих изделия из металла от коррозии в условиях агрессивных сред. Такой средой является, например, человеческий пот. Под его воздействием такие товары массового потребления, как, скажем, часы, очки, быстро теряют свой внешний вид. Ведь обычно для их защиты используются дешевые покрытия — краски, лак.

Фирма “Элан-Практик” под заказ разработала первую в мире вакуумную технологию нанопокрытий в отличие от дорогой и вредной гальваники, и ее оборудование уже работает на крупных часовых заводах — Чистопольском, где изготавливают “командирские” часы “Восток”, и Угличском “Чайка”, выпускающем женские часы. В Чистополе закупили 5 установок, а в Угличе — 2. Оборудование производится на собственных площадях НПФ “Элан-Практик”. Объем выпуска — 10—12 установок в год. О продвижении продуктов фирмы на рынок рассказывает заместитель директора НПФ по развитию Андрей ФЕДОТОВ.

— Сфера применения нашего защитно-декоративного покрытия, заменяющего гальванику, очень широкая. От простых вещей до крупных. Мы можем сделать очень стойкое покрытие на товарах массового потребления с гарантийным сроком как минимум два-три года. Такая же гарантия дается на сами товары согласно производственным стандартам. Когда “Элан-Практик” разрабатывала технологию и оборудование, основная масса вакуумных компаний занималась упрочением режущих инструментов и нанесением покрытий на архитектурные стекла. И до сих пор большинство из них так и осталось на том же уровне. Мы же начали с того, что было особенно востребовано на российском рынке, — с защитно-декоративных покрытий для Чистопольского часового завода, которому нужно было закрывать гальванику.

Мы выполнили заказ, и установки “Элан-Практик” были куплены. Это дало большой толчок развитию наших технологий. Затем подобную же задачу нам поставила оправная промышленность, и мы ее тоже решили. С 1997 года наносим покрытие на оправы для очков, которые производит завод “КОМТЕЗ”. Сейчас готовимся полностью перейти на европейские стандарты. Там более жесткие требования к защите металла от коррозии и экологии. В следующем году будем участвовать в европейском исследовательском проекте по разработке экологически безопасных технологий, не применяющих гальванику при изготовлении изделий массового спроса. Проект финансируется Европейским Союзом, и в нем будут участвовать, кроме нас, известные исследовательские центры. В частности, итальянский центр “CERTOTTICA”, который как раз сертифицирует по требованиям ЕС покрытия изделий типа часов, очков, бижутерии.

— Вы нашли золотую жилу.

— В бизнесе важно попасть в струю. В Польше есть компания “L I W LEWANT", которая выпускает оправы для очков и достаточно много экспортирует их в Россию. У них около 40 проц. оправ позолоченные. Раньше они наносили гальванические покрытия золота. Сейчас это гальваническое золочение, не удовлетворяющее требованиям экологической безопасности, закрывается и с 20 апреля будет полностью остановлено. Поляки входят в Европейский Союз и выполняют его требования. Но мы поставили им сейчас одну вакуумную установку для нанесения покрытий тонкопленочной керамики различной цветовой гаммы. Это как раз то, что мы делали для “КОМТЕЗа” и итальянцев. Сейчас поляки приобретают вторую установку для нанесения покрытия золота. Оно у них тоже будет производиться вакуумным методом.

— Вас заметили в других отраслях?

— Да. Накоплен был большой опыт, разработаны технологии, рынком это было востребовано. Производитель замковой продукции — Ковровский электромеханический завод закрыл гальванику и взял целую линию наших установок. Приходили к нам и с ГАЗа. Пришли помочь разработать такую технологию, которая бы закрыла у них гальванику. Но ведь не существует универсальных способов. Вакуумные покрытия тонкие — это тонкопленочная керамика, толщина их 1,5—2—3—5 микрон. Для бампера автомобиля они не годятся, там нужна толщина покрытия 40—50—80 микрон. Поэтому на ГАЗе до сих пор существует древняя гальваническая линия, а новую купить — это очень большие затраты. На Ковровском заводе посчитали, что замена их линии гальванизации стоила бы 3 млн долларов. Поэтому он выбрал наше покрытие, себестоимость которого по сравнению с гальваническим никелированием замковой фурнитуры в 2,8 раза ниже. Дверная ручка замка с нашим покрытием эксплуатируется несколько лет и не меняет внешнего вида. А, допустим, китайская с лаковым покрытием облезает через два месяца.

— С таким конкурентным преимуществом у вас, наверное, нет особых проблем со сбытом?

— Проблемы с внедрением наших технологий есть. Мы не можем универсально делать одно и то же покрытие для всех областей применения. Нам нужно адаптировать, разрабатывать новые технологии для новых изделий. Имея такие технологии нанокомпозитных покрытий, было бы наивно использовать их только для защитно-декоративных целей, хотя это и очень широкая область продаж. Российский рынок вообще еще не насыщен вакуумным оборудованием, позволяющим наносить нанокомпозитные покрытия. По большому счету, другого оборудования в России нет. А зарубежные установки очень дорогие.

Мы разрабатываем сейчас технологии функциональных, защитно-упрочняющих покрытий на режущий инструмент, на различные металлические изделия, которые работают в условиях интенсивного износа и режима с высокими нагрузками. В частности, для Ковровского электромеханического завода разрабатываем технологию нанесения покрытий на компоненты гидравлических систем. Это будут функциональные покрытия, которые защищают изделия от износа, коррозии и к тому же обладают низким коэффициентом трения.

Подобные же технологии разработаны и уже испытываются нами на опытных образцах в нефтегазовой промышленности, на запорной арматуре нового класса — пластинчатых кранах. Одна из московских компаний разрабатывает и изготавливает такие системы. Она нам поставила образцы, мы нанесли покрытие, и сейчас они на стендах у нефтяников испытываются на износ по их требованиям. Это новое направление.

Вакуумные защитно-декоративные покрытия испытываются сейчас и в автомобильной промышленности на деталях замков зажигания, их прислал Дмитровградский автоагрегатный завод. Мы нанесли на них покрытия, и они тоже проходят сейчас испытания. Правда, пока мы имеем дело только с деталями, которые находятся внутри салона автомобиля, но дальше будем обрабатывать и детали, которые непосредственно подвергаются коррозионным агрессивным воздействиям в процессе эксплуатации автомобиля. Для авиастроения мы пока ничего не делаем, но планируем. Заказчики из этой отрасли у нас есть, и они просят нас для различных компонентов, находящихся в условиях интенсивной эксплуатации, разработать технологии покрытий, а затем и поставить оборудование.

Такова примерная маркетинговая схема работы с любым заказчиком. Он ставит задачу, мы ее рассматриваем — можем или не можем решить с помощью наших технологий на нашем оборудовании. Если можем, то говорим: присылайте образцы. Наносим покрытие на пробную партию изделий, которые потом будут испытываться у заказчика. Если испытания проходят нормально и позволяет финансовое положение, то он приобретает наши установки. Если денег недостаточно, то предприятие просто заказывает нам покрытие, и мы наносим его у себя.

— Какая цена ваших установок?

— Несколько сотен тысяч долларов. Поэтому не каждый завод может приобрести такое оборудование. В то же время зарубежные установки такого класса стоят около миллиона долларов. Почему такая разница в цене? Там известные фирмы, им надо платить еще и за брэнд. К тому же, если им ставят задачу адаптировать свою технологию к какому-то изделию, они дополнительно берут деньги и за адаптацию, за подстройку технологии. К примеру, та же польская фирма обращалась до нас к известной зарубежной компании “BALSERS”. И там сказали, что у них нет технологии нанесения покрытия на оправы очков, но они могут это сделать. Установка стоит порядка 800 тыс. долларов, а разработка — еще 300 тыс. долларов. Сотрудничество с нами обошлось им на порядок дешевле.

— Как вас находят заказчики?

— Мы участвовали в различных выставках, а потом были приглашены на конкурс российских инноваций, организованный журналом “Эксперт”. И стали одними из победителей этого конкурса. А это дает много потенциальных заказчиков, они обращаются в редакцию и спрашивают наш адрес.

Владимир ЦВЕТКОВ.


Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.