Высокотехнологичный институт

23.01.2006
Просмотров: 2404

В городе, на территории которого работают такие крупные IT-предприятия, как "Мера НН" и "Тэлма", где развернула одну из своих лабораторий транснациональная корпорация Intel.

Обслуживанием абонентов занимаются более шести операторов сотовой связи всех перспективных стандартов, просто не может не быть учебного заведения, готовящего соответствующих специалистов. И такое учебное заведение есть. Другое дело, что организовал его сам бизнес, нуждающийся в срочном притоке квалифицированных кадров.

Процесс повышения профессионального уровня своих сотрудников мы все привыкли отдавать на аутсорсинг. Действительно, есть компании, которые зарабатывают, производя продукт, а есть компании, которые зарабатывают, обучая тому, как этот продукт производить. И, дабы не отвлекать ресурсы компании на подготовку новичков, мы предпочитаем отправлять их к профессиональным тренерам. При этом de-ure мы привыкли думать, что образовательные компании находятся на острие прогресса и должны бы предлагать те знания, которые будут востребованы завтра. De-facto часто оказывается наоборот. Недавно разговаривал со знакомым бухгалтером, который, имея всего лишь пятилетний опыт работы, уже полностью разочаровался в курсах повышения квалификации. - Я прихожу на курсы в ожидании того, что меня обучат новым технологиям ведения бухучета, о которых я читал в красивых англоязычных изданиях, - посетовал он. - А меня пичкают давно пройденными теориями и еще зачем-то - культурологией и социологией. Видимо, преподавание этих предметов и обуславливает оригинальность "нового курса для бухгалтеров". Если такое говорит специалист по бухгалтерии, которая лежит в основе всех бизнес-процессов, что уж рассуждать об образовании специалистов, необходимых высокотехнологичным компаниям?! - Конечно, программы подготовки IT-специалистов есть и в нижегородских вузах, - говорит директор Нижегородского института информационных технологий Николай Кащеев. - Но это образование базовое, а рынок нуждается в специалистах узких профилей для решения конкретных задач. Понятно, что любой высокотехнологичный бизнес без таких специалистов просто встанет. Этого не могла допустить быстро развивающаяся нижегородская IT-компания "Мера НН". Еще в далеком 1998 году она взяла курс на тестирование и поддержку программных продуктов зарубежных партнеров и разработку собственного программного обеспечения. Жесткие рамки по срокам и качеству работ, предъявляемые иностранными компаниями своему нижегородскому партнеру, подвигли "Меру-НН" к созданию собственного учебного центра. В таком виде - виде учебного центра по подготовке IT-специалистов для компании "Мера НН" - он и просуществовал до сентября 2004 года, пока не стало очевидно, что опыт, наработанный тренерами в качестве практикующих сотрудников "Меры НН" и преподавателей, может быть крайне полезен и другим высокотехнологичным компаниям нижегородского региона и России в целом. Так учебный центр компании "Мера НН" перерос в полноценный Институт информационных технологий с лицензией на ведение образовательной деятельности и всеми вытекающими последствиями.

По "Мере" - возможности

Разумеется, есть в Нижнем Новгороде и другие учебные центры. Так, IT-специалистов на коммерческой основе и по корпоративным заказам готовят УЦ "Сенди", "Сетевая академия "ЛанIT-НН" и другие. Однако, не умаляя ценности тех задач, которые решают коммерческие учебные центры, отметим, что Нижегородский институт информационных технологий - это совершенно другой уровень преподавания, иной спектр специальностей и значительно больший масштаб. Достаточно сказать, что в классах НИИТа может одновременно обучаться 180 человек, а, как известно, учебные центры представляют собой, как правило, два-три класса. Таким образом, оставляя учебным центрам подготовку системных администраторов и системных инженеров для малых и средних нижегородских компаний, НИИТ готовит специалистов в области программирования и телекоммуникаций для крупных игроков этого рынка. По сути, с другими учебными центрами Нижегородский институт информационных технологий объединяет только одно - авторизованные курсы, которые, впрочем, у всех одинаковые, поскольку мировые вендоры - Microsoft, Oracle и другие - предпочитают, чтобы специалисты по администрированию их программных продуктов обучались, а затем, соответственно, работали по одному лекалу. Но и не это отличает НИИТ от небольших учебных центров. Здесь обучают работе не только с продуктами мировых вендоров. Среди учебных программ НИИТа - авторские курсы преподавателей-сотрудников компании "Мера НН". Их опыт - это опыт компании "Мера НН" - единственной компании в стране, которая работает со всеми телекоммуникационными стандартами и технологиями: CDMA, GSM, GPRS, а также IP-телефонией. Это нашло свое отражение в наборе курсов НИИТа. Кроме того, НИИТ является единственным в Нижнем Новгороде авторизованным партнером мирового лидера по производству телекоммуникационного оборудования - компании Cisco System - в области обучения. Таким образом, телекоммуникационная составляющая курсов НИИТа очень сильна, что, впрочем, неудивительно. Дело в том, что среди основных клиентов "Меры НН" - компании, работающие в области GSM-технологий: Nortel Networks, Alcatel, Siemens. Этот факт не прошел мимо российских сотовых операторов. Наибольшую заинтересованность в этом вопросе проявила компания "Мобиком-Центр" (торговая марка "МегаФон"), готовящая в НИИТе специалистов по обслуживанию своего оборудования. Но без практики в полной мере научиться обслуживать телекоммуникационное оборудование невозможно, поэтому в одном из классов НИИТа установлены базовые станции сотовой связи от другого мирового лидера - финской компании Nokia. Станции находятся в рабочем режиме, подключены к контроллеру и радиорелейному оборудованию с антеннами: на них курсанты осваивают такие профессии, как, например, инженер базовых станций. К станциям подключены компьютеры, которые имеют выход по защищенному каналу в крупнейший учебный центр Nokia в Дюссельдорфе, что позволяет подключаться ко всему спектру GSM-оборудования Nokia. Курсы NOKIA читаются как на английском, так и на русском языке. Таким образом, выпускники НИИТа, которые приходят (или возвращаются) после учебы в компанию "Мобиком-Центр", уже абсолютно точно представляют, как монтировать базовые станции, как их обслуживать и как ими управлять.

Практическая основа

Вообще, следует заметить, что практика занимает большую часть времени, которое курсанты НИИТа тратят на обучение. - Практическим занятиям в НИИТе уделяется в два раза больше времени, чем в вузах, - говорит Николай Кащеев. - Помимо оборудования Nokia, для практических занятий есть класс, снабженный маршрутизаторами Cisco, и компьютерные классы. Более того, практические занятия проводятся сразу же после лекций, что сильно облегчает усвояемость учебных материалов. Таким образом, прослушав во вторник лекцию, в среду или четверг курсанты должны уже написать программу. Для лучшего усвоения теоретического материала аудитории института оборудованы проекторами для демонстрации слайдов, а курсанты получают подробные раздаточные материалы. В результате им не нужно, как в обычном вузе, подробно записывать за тренером все сказанное, а только по мере необходимости делать пометки в раздаточных материалах. Кроме того, в НИИТе готовят не только специалистов по обслуживанию телекоммуникационного оборудования, администраторов и программистов. Отдавая себе отчет в том, что сегодня IT-составляющая любой коммерческой компании обретает все больший вес в общей системе функционирования предприятия, НИИТ предлагает курсы для менеджерского состава компаний, например, IT-директоров. Для них учебной программой НИИТа предусмотрены курсы, объединенные блоком "Управление проектами и IT-менеджмент". И еще одна важная составляющая образовательной программы НИИТа - английский язык. Преподавание его в институте информационных технологий неслучайно. Дело в том, что большая часть специальной литературы и инструкций по применению тех или иных программных продуктов не переводятся на русский язык. Поэтому резонно считать, что специалисты по информационным технологиям обязаны знать английский язык хотя бы на уровне свободного чтения технологических инструкций. Именно поэтому, наряду с курсами общего английского языка и подготовкой к сдаче международных экзаменов по английскому, в НИИТе есть курсы английского и для специалистов - IT-English, и для менеджеров - Business English. Таким образом, НИИТ действительно представляет собой нечто большее, нежели простые курсы подготовки IT-специалистов.

Технопарковая зона

По словам Николая Кащеева, сегодня основными клиентами института являются компании-интеграторы IT-решений и сотовые операторы. Кроме того, по-прежнему большую часть курсантов, обучающихся программированию, привлекает на работу компания "Мера НН". Тот факт, что именно "Мера НН" является главным потребителем программистских кадров из состава выпускников НИИТа, неслучаен. Дело в том, что сегодня программисты, в основном, требуются тем IT-компаниям, которые работают на внешние рынки, поскольку внутренних российских заказов на разработку оригинальных программных продуктов просто нет. А таких компаний немного. Например, в Нижнем Новгороде это компании, уже перечисленные в начале этой статьи. Исправить ситуацию призваны те самые особые экономические зоны (ОЭЗ) и технопарки, в которых, по замыслу российского правительства, должна возродиться российская наука. И тем высоко технологичным компаниям, которые будут поднимать российскую науку в сфере IT, объединившись в ОЭЗ, обязательно потребуется образовательное учреждение, готовящее соответствующих специалистов. Именно так, по крайней мере, обстоят дела в городке Бангалоре - этой индийской "силиконовой долине", ставшей прообразом российских особых экономических зон. И в этом смысле Нижегородский институт информационных технологий вполне мог бы стать этой "кузницей кадров". Тем не менее, НИИТ не торопится занять свое место в особой экономической зоне, следуя принципу, гласящему, что "проблемы надо решать по мере их возникновения". И, действительно, по ОЭЗ еще остается много нерешенных вопросов, как то: какие проекты будут преобладать в ОЭЗ? Если связанные с высокими технологиями, то да - им потребуется единый обучающий центр (и НИИТ готов выступить в этой роли); если другие проекты (как известно, развитие российских наукоемких производств связано не только с IT-сектором), то, возможно, им будет достаточно обучать специалистов вне зоны. В любом случае работы у НИИТа хватит, поскольку IT-сектор - это такая сфера, где постоянно надо повышать квалификацию. А НИИТ тесно связан с компанией, которая работает на мировой рынок IT, а значит, находится на острие прогресса

Илья Кочетов

Источник: Архив: Прием
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.