АвтоВАЗ наезжает на иномарки среднего класса

03.02.2006
Просмотров: 1417

Построить и запустить новый завод мощностью до 450 тыс. машин в год, на котором производить 12 различных моделей автомобилей на трех универсальных платформах,- таковы главные положения стратегии развития АвтоВАЗа до 2020 года.

Построить и запустить новый завод мощностью до 450 тыс. машин в год, на котором производить 12 различных моделей автомобилей на трех универсальных платформах,- таковы главные положения стратегии развития АвтоВАЗа до 2020 года, которую, как и ожидалось, вчера утвердил совет директоров компании. Общий объем инвестиций, необходимых для выполнения заявленной программы, эксперты оценивают минимум в $4 млрд.

Сейчас на мощностях АвтоВАЗа можно выпускать 910 тыс. машин в год. Новое производство, по словам президента- генерального директора АвтоВАЗа Игоря Есиповского, позволит увеличить выпуск на 450 тыс. машин, то есть почти до 1,4 млн в год.

Новое производство разместится на 250 га земли, купленных еще прежними менеджерами АвтоВАЗа в середине прошлого года. По замыслу бывшего председателя совета директоров компании Владимира Каданникова, на той территории в среднесрочной перспективе должно было разместиться производство новых моделей, однако конкретные сроки не назывались. Перед нынешним руководством стоит задача поставить новую модель за три года. "Обычно в мировой практике это занимает 4,5 года",- отметил вице-президент АвтоВАЗа по техническому развитию Максим Нагайцев.

"Теоретически построить завод за три года можно. Сам АвтоВАЗ вместе со всеми предприятиями по выпуску комплектующих был построен в чистом поле меньше чем за четыре года,- напоминает генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов.- А здесь все-таки строительство будет вестись на промышленной площадке АвтоВАЗа". "Китайцы за три года строят заводы, рассчитанные на производство от 600 тыс. до 1 млн автомобилей. В этом нет ничего нереального",- соглашается директор по поставкам автомобилей отечественного производства сети салонов "Автомир" Игорь Кроливец.

По мнению эксперта ИФК "Метрополь" Александра Жукова, завод будет выходить на заявленную производственную мощность поэтапно. "Сначала будет выпускать 50-100 тыс. машин, а лет через пять-шесть выйдет на пиковую мощность",- считает он.

По словам Максима Нагайцева, новый завод будет выпускать 12 различных моделей на трех универсальных платформах. По его словам,у компании есть намерение через пять лет войти в сегмент больших автомобилей класса D или на стыке сегментов D и E (то есть размера "Волги"). Помимо привычных для АвтоВАЗа моделей (седанов, хэтчбеков, универсалов), в модельном ряду могут появиться полноприводные "легковушки", мини-вэн, кроссовер, спортивное купе и абсолютно новый внедорожник. Новые машины завод будет разрабатывать сам, хотя не исключается и привлечение иностранных компаний в качестве консультантов и, возможно, поставщиков некоторых узлов и агрегатов. Такое решение Игорь Есиповский объяснил тем, что ни одна иностранная компания сейчас не предлагает купить лицензию на сборку современной модели (только устаревающие или уже снятые с производства), и это новое руководство АвтоВАЗа не устраивает. "С лицензионной сборки начинали японские, корейские, китайские автокомпании. И тоже покупали не самые современные модели",- полемизирует с ним Тараканов.

Эксперты, впрочем, сомневаются, что производственная линейка АвтоВАЗа будет расширена так быстро. "Я думаю, что в ближайшие пять лет завод будет производить три-четыре новых модели классов В и С, не конкурирующие напрямую с машинами, выпускающимися на АвтоВАЗе сегодня. До премиум-моделей и внедорожников дело дойдет нескоро",- убежден Жуков.

Вопрос об инвестициях в проект представители предприятия комментируют весьма неохотно. Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков заметил лишь, что речь будет идти о "нескольких миллиардах в год". По его словам, строительство нового производства, возможно, будет финансироваться напрямую государством либо за счет заимствований под государственные гарантии. Знакомый с ситуацией источник утверждает, что только сам завод потребует $1,5 млрд. "Разработка платформы на Западе стоит от $0,8-1 млрд, в случае с тремя платформами эти величины стоит просто умножать на три",- говорит он. Таким образом, общий объем инвестиций в заявленную программу АвтоВАЗа можно оценить как минимум в $4 млрд.

При этом далеко не все эксперты уверены, что АвтоВАЗу следует развивать все три платформы и, например, выпускать автомобили высших сегментов.

"На мой взгляд, России не нужна собственная модель бизнескласса. Выход в сегменты D и Е предполагает, что автомобиль должен быть престижным и технологически хорошо исполненным - на уровне иномарок из развитых стран. Сделать просто большой автомобиль - то же самое, что сделать еще одну "Волгу"",- говорит Тараканов. Он считает, что самостоятельно создать автомобиль, который по цене был бы сопоставим, например, с Hyundai Sonata и при этом превосходил бы ее по качеству, АвтоВАЗу просто не удастся. Другие дилеры настроены не столь скептически. "Потенциал АвтоВАЗа достаточно велик. Так что в идее двенадцати новых моделей нет ничего нереального",- полагает Кроливец.

В проекте GM-АвтоВАЗ «что-то не так»

«В течение февраля этого года АвтоВАЗ должен определить концепцию отношений с СП GM-АвтоВАЗ»,- заявил Игорь Есиповский. По его словам, первичное изучение материалов, связанных с деятельностью СП, показывает, что в отношениях партнеров «что-то не так»: рентабельность АвтоВАЗа по этому проекту является отрицательной, а СП показывает прибыль. В проекте GM-АвтоВАЗ «что-то не так»
«В течение февраля этого года АвтоВАЗ должен определить концепцию отношений с СП GM-АвтоВАЗ»,- заявил Игорь Есиповский. По его словам, первичное изучение материалов, связанных с деятельностью СП, показывает, что в отношениях партнеров «что-то не так»: рентабельность АвтоВАЗа по этому проекту является отрицательной, а СП показывает прибыль.

Романг Гуляев, Алан Хурумов

Источник: Архив: Бизнес
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.