На 45-м году своего существования Арзамасское опытно-конструкторское бюро «Импульс» оказалось перед выбором: быть или не быть

13.02.2006
Просмотров: 2061

Как и десять лет назад, ему грозят банкротством. Хотя ситуация в общем-то диаметрально противоположная.

Из огня да в полымя

В 1996-м предприятие, действительно, находилось на грани краха, не имея ни оборотных, ни денежных средств, ни работы, а сегодня оно весьма успешно развивается и уже в скором времени способно выйти по определенным позициям на ведущие роли в отрасли.

Истоки проблем

До 1992 года ОКБ «Импульс» входило в состав Арзамасского производственного приборостроительного объединения, представляя собой проектно-исследовательское подразделение. Здесь разрабатывали и совершенствовали расходомерные приборы и прочие изделия, в том числе импортозамещающие и оборонного значения.

Однако грянула приватизация, и выделенное в самостоятельное КБ оказалось не только без производственных мощностей, но и без технической документации на уже разработанные изделия. Дело в том, что все чертежи и пояснения к ним до сих пор аккуратно передавались на завод для практического воплощения и, по сути, являлись гарантией его финансового благополучия. И тогда, и теперь.

Зато в качестве нагрузки получили объекты социальной сферы, пять общежитий, в которых проживает около тысячи человек, и котельную, отапливающую городской микрорайон. Содержание всего этого хозяйства ежегодно приносит убытки в размере шести миллионов рублей, а что это для организации, которая до недавнего времени совсем ничего не производила, понять нетрудно.

«Спасибо городским властям. Сегодня решается вопрос о передаче четырех из пяти общежитий на баланс муниципалитета. Котельная уже фактически передана. Поэтому появляется надежда на то, что удастся исправить тяжелую финансовую ситуацию», - говорит генеральный директор АОКБ «Импульс» Виктор Васильевич Годухин. Да и в вопросах сохранения предприятия мэр Анатолий Мигунов оказывает посильную поддержку. По этому поводу обращался и в правительство области, и в региональное Управление Федеральной налоговой службы.

Из КБ - в завод

На «Импульс» Виктор Васильевич Годухин пришел в самый сложный период, когда, казалось, не было никаких перспектив: не платили зарплату, не перечисляли налоги, не по дням, по часам росла задолженность перед энергетиками. Надеяться на помощь властей было бесполезно. Находившийся в то время у власти, бывший губернатор Борис Немцов уже подписал распоряжение о банкротстве и последующей ликвидации несостоятельного предприятия и, что называется, - с плеч долой, как многие другие, например, телевизионный завод «Русич» в Кулебаках с 4500 работающими людьми.

Однако В.В. Годухин (в то время коммерческий, а с декабря 2000 года - генеральный директор) поставил перед собой цель - спасти предприятие. Реальный путь в этом направлении лежал только через организацию производства.

Каким образом? Тоже вопрос не из легких. Ведь не было ни оборудования, ни стартовых средств на его закупку, ни изделий. Начинать приходилось с нуля, даже с минуса, учитывая накопившиеся долги. И тогда, наверное, сделали единственно правильный ход - заключили договор с Горьковским автомобильным заводом на поставку датчиков и, оформив всю необходимую документацию, разместили заказы на нескольких предприятиях Нижегородской области. В одном месте для «Импульса» изготавливали корпуса, в другом - платы, а в Арзамасе лишь занимались сборкой.

На всем этом можно было заработать немного, но все же лучше, чем ничего. А как только появились средства, начали закупать и монтировать оборудование. Из-за недостатка денег ничего импортного и супернового позволить себе, конечно, не могли. Однако КБ есть КБ. Работающие здесь люди, применив весь свой опыт и багаж знаний, довели почти списанные, морально устаревшие станки до такого уровня, что теперь с их помощью можно реализовывать любые инновационные проекты.

Были созданы инструментальный участок по изготовлению штампов и прессформ - на площадях бывшей столовой, на очистных сооружениях - штамповочный цех. Кроме того, были организованы участки литья из пластмасс и цветных сплавов, гальванопокрытий и изготовления печатных плат, сборки авто-компонентов. И, как только оснащение цехов завершилось, от услуг сторонних организаций отказались, начали комплектующие изделия делать сами. Результат не замедлил сказаться. Уже в первый производственный год (2001 -й) заработали на капитальный ремонт крыш производственных корпусов предприятия, появилась некая стабильность в выплате зарплат.

Объемы выпускаемой продукции росли год от года. За прошедшее пятилетие - в четыре раза. Объем одиннадцати месяцев 2005-го по сравнению с аналогичным периодом 2004-го вырос на 163 процента. А план 2006-го к 2005-му 180-200 процентов. В январе 2006-го к уровню прошлого года производственный показатель составил 223 процента. И это не только благодаря поставкам на автозавод. Удалось получить государственный оборонный заказ на противообледенительные системы для самолетов ТУ-95МС и ТУ--142, в ближайшее время завершится разработка изделий для вертолетов Ми-28 и Ми-35. Заключены прямые договора с несколькими авиационными и вертолетными заводами России, осуществляются поставки продукции за рубеж, в том числе в Узбекистан и Индию.

Благодаря этому уже погашены долги по зарплате, снижается задолженность по налогам. И, что самое главное, численность коллектива не сокращается, а наоборот - растет. Так, недавно запустили производственный участок в Перевозе, создав 120 рабочих мест, который уже показал свою высокую эффективность. Есть реальные планы будущего развития. Как только будет окончательно передана муниципалитету соцсфера, появится возможность создания новых рабочих мест.

Конкуренция по «черному»

Долги, однако, тянут. Шутка сказать, только энергетикам нужно выплатить более пяти миллионов рублей. Растут пени и штрафы по недоперечисленным налогам. Поэтому, с одной стороны, не удивительно, что региональное правительство настойчиво пытается возобновить на «Импульсе» процедуру банкротства.

С другой стороны, это странно, потому что с помощью распродажи основных фондов реально вернуть можно лишь десятую, а то и пятнадцатую часть долгов. При этом более шестисот человек окажутся «выброшенными» на улицу, а страна потеряет, действительно, уникальное предприятие.

«Импульс» сегодня является единственным в России разработчиком, а также одним из изготовителей сигнализаторов обледенения и средств управления противообледенительных систем воздушных судов. А это уже безопасность полетов. Здесь разработали и готовы внедрить уникальные плотномеры для нефте- и газотрубопроводов. В России их не изготавливает никто, а импортные более чем в четыре раза дороже. Практически приступили к изготовлению коммунальных, квартирных теплосчетчиков, которые также пока производятся лишь за границей. Причем планируется, что конечная цена этих изделий будет, в отличие от забугорной, также раза в два-три дешевле. А значит, они станут доступными для большинства городских жителей. Еще можно сказать про турбинные расходомеры, специально разработанные для Индии, - выполняется уже третий контракт.

И такое предприятие собираются ликвидировать?! По мнению В. В. Годухина, здесь дело в том, что «висят» большие долги (в конце концов они будут погашены), а в жесткой конкурентной борьбе. «Кому-то не очень нравится, что мы начали развиваться и своими изделиями, своими условиями поставок переходим дорогу другим», - говорит генеральный директор.

А как еще можно расценить развернутую против руководителя кампанию по его дискредитации. То неожиданно появляется заявление в правоохранительных органах, что он на троих с незнакомыми людьми вымогает взятку в сумме пяти тысяч рублей, то в региональное правительство поступила депеша о том, что разбазаривается собственность предприятия. В частности, речь идет об уникальной аэрохолодильной баротрубе, которую якобы распилили на металлолом. И за это, не разобравшись, не удостоверившись, в региональном правительстве подготовили распоряжение о необходимости освобождения генерального директора от занимаемой должности. Подписали это распоряжение на уровне Роспрома и направили к основному акционеру предприятия - в корпорацию «Аэрокосмическое оборудование». Остается только надеяться, что там подойдут к решению вопроса более вдумчиво и взвешенно.

Вячеслав Казаков

Источник: Труд, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.