Руководители компании “Волжское пароходство” на пресс-конференции рассказали об итогах прошедшего сезона и поделились некоторыми планами на будущее

13.02.2006
Просмотров: 1686

Навигация 2005 года была успешной для Волжского пароходства, несмотря на неблагоприятные погодные условия, сопутствовавшие ее началу.

Фарватер для пароходства

Судоходная компания “Волжское пароходство” образца 2005 года — это 285 грузовых и пассажирских судов, которыми перевезено 6,6 млн тонн грузов и 468 тысяч пассажиров. Доходы компании увеличились на 13,9 процента, валовая прибыль по предварительным данным составила 109 млн рублей. Большая часть грузов (4,9 млн тонн) перевезена судами, работающими на внутренних водных путях. Основные грузы — минерально-строительные, сера, удобрения, металл, зерно.

В управлении международных грузовых перевозок работает 45 судов “река-море” плавания, за год перевезено более 1,7 млн тонн грузов, что на 10 процентов больше, чем в 2004 году. Судами компании осуществляются перевозки грузов в порты более 30 стран мира круглый год.

Продолжились перевозки жидкой химии в порты Европы. При этом география транспортировки расширилась — Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия. Специалисты управления международных грузовых перевозок прошли путь от организации мультимодальной схемы транспортировки груза одним теплоходом класса “река-море” до оперативного управления работой трех танкеров, перевозящих этиленгликоль.

С августа по ноябрь суда смешанного плавания типа “река-море” участвовали в выполнении перевозки негабаритного оборудования, доставляемого из порта Хьюстон (США) на остров “D-ВLOCK” (искусственный остров в районе Северного Каспия, Казахстан) по заказу транснациональной компании АДЖИП. Успешное выполнение контракта укрепило позиции судоходной компании на шельфе Северо-Каспийского региона.

В 2005 году на реках и озерах России работали 52 пассажирских теплохода — это туристические, транспортные и скоростные суда. Из них 5 пассажирских теплоходов были арендованы Волжским пароходством у Северо-Западного, которые обслуживали туристические маршруты в Санкт-Петербурге, круизы до Валаама и Москвы. На Волге работал теплоход-санаторий “Михаил Фрунзе”. Всего за навигацию на пассажирских туристических теплоходах Волжского пароходства отдохнуло более 280 тысяч человек. Волжское пароходство занимает лидирующее положение по обслуживанию туристов и пассажиров в Центральном и Северо-Западном бассейнах.

На местных и пригородных маршрутах работали 6 судов скоростного и водоизмещающего флота, было перевезено более 180 тысяч человек. В целом пассажирооборот в 2005 году снизился за счет убытия части флота и сокращения местных перевозок.

В Волжском пароходстве успешно выполняется программа строительства новых судов. В прошлом году на заводе “Окская судоверфь” построено 3 сухогруза “Русич” “река-море” плавания. Всего для Волжского пароходства за 3 года построено 6 таких судов. В целом Волжское и Северо-Западное пароходства, входящие в состав ОАО “Волго-Балтийская компания”, планируют до конца 2007 года ввести в эксплуатацию 16 судов типа “Русич”, спроектированных в нижегородском КБ “Вымпел” по специальному техническому заданию Волжского пароходства для водных перевозок всех видов грузов вокруг Европы. Грузоподъемность судна — 5 тыс. тонн, стоимость — около 6 млн долларов. В 2006 году по данному проекту для пароходства будет построено еще 2 сухогруза.

Суда строят с привлечением инвестиций в виде кредитов российских и зарубежных банков. Волжское пароходство получило на сегодняшний день 25 млн долларов кредитных средств Международной финансовой корпорации (IFC) в рамках кредитной линии, открытой в мае 2005 года на строительство сухогрузных теплоходов “Русич”, для обновления грузового флота. Общий размер кредитной линии составляет 92 млн долларов.

При этом, по словам председателя совета директоров компании Ришата Багаутдинова, приходится использовать многоступенчатую схему финансирования. “Судостроение осуществляется, как правило, на российских заводах. Но ни один зарубежный банк не возьмется финансировать судно с момента закладки киля, потому что они не могут оценить российские риски. Период судостроения — 12—14 месяцев. Сначала мы привлекаем кредиты российских банков. Но все они, за исключением Сбербанка, дают деньги в среднем только на 1,5 года, в то время как срок окупаемости судна — 10—12 лет. Поэтому после сдачи судна в эксплуатацию мы перефинансируем их под залог в иностранных банках, которые выдают нам кредиты на 12 лет”, — рассказал Багаутдинов.

Стратегия развития пассажирского флота ОАО “Волжское пароходство” предполагает освобождение от трехпалубных теплоходов при повышении класса четырехпалубных судов. Трехпалубники, средний возраст которых 47 лет ( возраст металлолома), по уровню комфорта не удовлетворяют пассажиров. Средств, которые они “зарабатывают” за короткий период активной навигации (2,5—3 месяца), не хватает для их модернизации. Пассажирская линия ежегодно приносит компании убытки в 20 млн рублей. После принятия закона о монетизации льгот поток пассажиров сильно сократился. Люди хотят иметь достойный комфорт за свои деньги. Избавляясь от устаревших кораблей, пароходство сможет сосредоточить свое внимание на основном ядре пассажирского флота — 26 четырехпалубных теплоходах.

По словам управляющего директора пароходства Александра Шишкина, сейчас эти теплоходы не дотягивают до уровня “три звезды”. К весне текущего года иностранные компании представят дизайн-проект модернизации двух видов пассажирских теплоходов, которые используются пароходством, и до конца года руководство компании примет решение об экономической целесообразности осуществления проекта модернизации и источниках финансирования. Стоимость модернизации одного теплохода составляет около 3 млн долларов. В целом Волжское пароходство планирует реконструировать 10 четырехпалубных теплоходов. Пароходство большое внимание уделяет укреплению ремонтной базы. В прошлом году был выкуплен контрольный пакет акций судоремонтного завода “Память Парижской коммуны”. И сделано это не случайно. По словам Александра Шишкина, в Нижегородской области остался только один плавучий док, крайне необходимый пароходству, поскольку большие пассажирские суда на слип не идут из-за угрозы опрокидывания. Завод “Память Парижской коммуны” специализируется прежде всего на обслуживании пассажирских судов по докованию. Он обеспечивает и ремонт судов на плаву, и обновление интерьеров, и электротехнические работы. Сейчас пароходство осуществляет планы по обновлению предприятия — идет процесс компьютеризации, закуплено очистное и газорезательное оборудование.

Также Волжское пароходство владеет крупным пакетом акций завода “Борремфлот”. На сегодняшний день это предприятие имеет самый большой слип на Волге. За последние два года компания в техническое оснащение завода вложила около 1 млн долларов — расширен слип, приобретены новые станки для проточки гребных валов и современное окрасочное оборудование, построены новые электроподстанции. Теперь завод способен выполнять не только программы судоремонта, но и судостроения. Именно здесь пароходство переоборудовало два судна из сухогрузов в танкеры, предназначенные для перевозки моноэтиленгликоля. Завод обеспечен постоянными заказами. За последние три года объем товарной продукции увеличился здесь в 2, 8 раза. На базе этих нижегородских заводов, дочерних предприятий Волжского пароходства, проводится основной ремонт грузовых и пассажирских теплоходов судоходной компании.

Что касается ОАО “Городецкий судоремонтно-механический завод”, то, по словам управляющего директора пароходства, руководством компании рассматривалась возможность увеличить свой пакет с 25 процентов акций до контрольного, а затем включить предприятие в программу развития и инвестировать средства в модернизацию. Однако менеджеры Городецкого СМЗ, владеющие большей частью акций, отказались их продавать. Сейчас предприятие находится в предбанкротном состоянии. При этом А. Шишкин отметил, что продать принадлежащий компании пакет акций Городецкого завода также не представляется возможным из-за его неблагоприятного экономического положения.

Руководители судоходной компании коснулись и вопроса подъема затопленных судов. Этой деятельностью компания начала заниматься с 2001 года. Всего поднято 20 судов. Сейчас у Волжского пароходства затопленных судов нет. Остались суда других компаний и государственные, но получить разрешение на их подъем и разделку практически невозможно из-за бюрократического подхода к вопросу чиновничьего аппарата.

На пресс-конференции прозвучала обеспокоенность плачевным состоянием внутренних водных путей. “Если ничего не предпринимать, то лет через десять можно потерять внутреннее судоходство. Волжское пароходство не может составить для себя долгосрочную программу развития внутреннего флота, поскольку в этом вопросе нет четкой позиции государства. Остро стоит вопрос по Волго-Балтийскому каналу. На проходившем осенью в Москве расширенном заседании морской коллегии, посвященном будущему внутренних водных путей, губернатор Шанцев аргументированно говорил о необходимости строительства низконапорной плотины в районе Большого Козино. Мы активно поддерживаем этот проект. Наши 4-палубные теплоходы имеют осадку 3,1 метра. Они могут пройти участок Нижний Новгород—Городец только в условиях попуска ГЭС в течении 2—3 часов. Но бывают засушливые годы, когда таких глубин при попусках не бывает. Все гидротехнические сооружения являются собственностью государства, и любые работы по их строительству или модернизации должны осуществляться за счет госбюджета. Мы же пользователи водных путей. Если государство будет содержать их в надлежащем состоянии и будут гарантированные глубины, мы готовы строить новый флот для внутренних перевозок”, — сказал Ришат Багаутдинов.

Между тем 2005 год войдет в историю водного транспорта как год принятия Российского международного реестра судов. Это событие, произошедшее в конце года, открывает новую страницу в развитии речного и морского флота. Специалисты ожидают появления реальных условий, при которых Россия вновь станет страной, имеющей большой торговый флот. С принятием изменений в законодательные акты РФ в связи с созданием Российского реестра судов может появиться и перспектива строительства новых судов. Ожидается специальный налоговый режим для теплоходов, строящихся на российских верфях.

Сергей Паршаков

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.