Объединимся в защиту бизнеса

21.02.2006
Просмотров: 2712

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области впервые провело открытое обсуждение практики и проблем антимонопольного регулирования в регионе в 2005 году.

Во встрече приняли участие представители регионального правительства, различных контролирующих структур, депутаты разных уровней и руководители предприятий области.

В своем выступлении руководитель Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (НУ ФАС) Геннадий ГУДКОВ заявил, что истекший год характерен рассмотрением проблем, вызванных реформой естественных монополий в электроэнергетике, газоснабжении, на железнодорожном транспорте. Сотрудники управления контролировали отношения, сложившиеся на оптовом и розничном рынках электро- и газоснабжения, рассматривали вопросы дискриминационного доступа к услугам транспорта, энергоносителям и грузам.

Не менее социально значимая тема — развитие массового рынка доступного жилья и контроль услуг ЖКХ. Если в области обеспечена реальная конкуренция строительных организаций, то выделение земельных участков под застройку происходит путем предварительного рассмотрения заявок, формализованного под конкурс. Кроме того, техника получения земельного участка и его формирования такова, что расходы застройщика на этапе предпроектной подготовки составляют до половины себестоимости квадратного метра жилья.

НУ ФАС рассматривает массу обращений застройщиков с жалобами на местные органы самоуправления, которые на этапе ввода жилья навязывают требования по подключению к системам водоснабжения, водоотведения, не предусмотренные техническими изначальными условиями, по которым выполнен проект. И по затратам они составляют до 10 процентов к цене квадратного метра. Такие действия характерны прежде всего для деятельности мэрии Нижнего Новгорода.

Большая работа проведена НУ ФАС по оценке рынка услуг локальных естественных монополий в ЖКХ. В итоге оценки они включены в реестр субъектов, доминирующих на рынке по видам деятельности — по передаче электрической и тепловой энергии, по водоснабжению и водоотведению, по сбору, вывозу, переработке отходов. По словам Гудкова, эта работа вызвана поручением правительства России с целью использования механизмов контроля антимонопольных органов при переходе имущественных прав на комплексы ЖКХ при их приватизации и обеспечения контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования по видам услуг. В результате введено в реестры более 300 хозяйствующих субъектов по районам области как естественных монополий.

Нижегородским управлением ежегодно проводится изучение до 50 товарных рынков и мониторинг до 300 товарных рынков. Типы рынков по международной классификации определяются совокупной долей 3-х хозяйствующих субъектов. Среди высоко концентрированных товарных рынков Нижегородской области — рынок хранения зерна на элеваторах; рынок реализации автомобилей (с учетом наличия в нашем регионе ОАО “ГАЗ”); рынок углеводородных газов; сбора, вывоза, переработки и захоронения вторичных и бытовых отходов. Умеренно концентрированные товарные рынки — сотовая связь, реализация нефтепродуктов — оптовые и розничные, рынки рекламных услуг (наружная, телевидение, радио).

Среди высоко концентрированных финансовых рынков руководитель НУ ФАС выделил рынок обязательного медицинского страхования, негосударственных пенсионных фондов, ипотечного кредитования и брокерских услуг. Умеренно концентрированные финансовые рынки — страхование остальное, в том числе ОСАГО, рынок депозитов и потребительского кредитования. Такое состояние рынков говорит об отсутствии экономических стимулов монополий к интенсивному ведению бизнеса и наличии ценовой агрессии. По мнению Гудкова, рассчитывать на удвоение ВВП на этих рынках бесперспективно.

“Для развития конкуренции, обеспечивающей эффективную экономику на стратегических для области рынках, только функций НУ ФАС недостаточно. Необходима сбалансированная программа действий правительства по демонополизации этих рынков, определяемая разделом прогнозного плана социально-экономического развития области, который ежегодно принимается правительством области и утверждается ОЗС”,— заметил Гудков.

Истекший период был характерен и рассмотрением НУ ФАС жалоб на проводимые конкурсы по размещению областных и муниципальных заказов, на выбор финансовых операторов по работе с бюджетными деньгами. Федеральное законодательство позволяет антимонопольным службам обеспечить такой контроль, особенно актуальный в условиях реализации национальных проектов.

В структуре наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства в регионе за 2005 год выросла доля нарушений в форме установления монопольно высоких цен, изъятия товара с рынка с целью поддержания дефицита, вырос удельный вес нарушений порядка ценообразования, нарушений при проведении конкурсов и торгов.

Тридцать процентов предписаний, вынесенных в 2005 году антимонопольной службой, обжаловалось в арбитражном суде и в 98 процентах случаев суд подтвердил закономерность вынесенных НУ ФАС решений.

Среди крупных дел, выигранных НУ ФАС в судах, на совещании были озвучены дела по “Волготелекому”, “Нижновэнерго”, ряду средних энергоснабжающих компаний, которые сдерживали развитие бизнеса в структурах, пользующихся их услугами по энергоснабжению. Таким образом, основными нарушителями закона о конкуренции являются субъекты, которые ведут свой бизнес в условиях естественных монополий.

Анализируя практику антимонопольного регулирования на товарных рынках, заместитель руководителя НУ ФАС Юрий ГРЕБНЕВ заметил, что большинство нарушений закона “О конкуренции” касается злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и привел ряд примеров.

Так “при строительстве крупного торгового центра требовалось получить технические условия на присоединение к системе водоснабжения. Первоначально подобные технические условия были выданы. Через некоторое время предприятие водопроводно-канализационного хозяйства запросило к выданным техническим условиям около 32 млн рублей, иначе ни о каком присоединении речи идти не могло. Эта сумма, как указало предприятие, будет направлена на развитие водопроводно-канализационной сети. Потом без каких-либо объяснений эту сумму снизили до 24 млн рублей. После того, как строители обратились в УФАС с жалобой, предприятие водопроводно-канализационного хозяйства объяснило, что вообще все технические условия, выданные ранее, аннулируются, потому что нет технической возможности присоединить данные объекты. Компания, которая занимается строительством торгового центра, может быть, и заплатила бы и 32, и 24 млн рублей, но сумма всего контракта на строительство меньше предполагаемых выплат, поэтому выполнить требования не может. Понятно, что водопроводно-канализационная сеть в Нижнем Новгороде в плохом состоянии. Однако должен соблюдаться определенный баланс интересов между строителями и предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства. В настоящее время данное дело находится в производстве НУ ФАС и в ближайшее время по нему будет принято решение”.

Стремление увеличить капитализацию своего бизнеса за счет инвесторов характерно и для энергоснабжающих организаций. Еще пример, приведенный Гребневым. “Одна проектно-строительная компания вела реконструкцию двух жилых домов в нашем городе. Для обеспечения их электроэнергией потребовалось получить технические условия на присоединение заявленной мощности в размере 675 Квт. Технические условия были выданы ОАО “Нижновэнерго”, однако на проектную компанию возлагалась обязанность построить распределительный пункт(РП) на 6500 Квт, то есть почти в 10 раз больше, и проложить 3 километра кабельных линий. Таких мощностей хватило бы на 16 жилых домов. Строительная компания постаралась выполнить их технические условия, но не уложилась в отведенный ей 3-годичный срок, при условии, что проектный срок строительства около 6-ти лет. В ответ ОАО “Нижновэнерго” отказалось продлевать срок действия технических условий, несмотря на то, что большая часть работ была уже выполнена. Строительная компания уже понесла значительные расходы на строительство распределительного пункта, теперь ей предлагалось еще дополнительно провести 3 км кабеля, чтобы запитать РП. На этот раз строительная компания посчитала, что ее права нарушены, обратилась в НУ ФАС. Рассмотрев данное дело, комиссия Управления пришла к выводу, что в данном случае ОАО “Нижновэнерго” злоупотребляет своим доминирующим положением, и выдало предписание с требованием продлить технические условия до 1 июля 2007 года, что энергетиками и было сделано”.

Часто на электроснабжение реконструируемых или вновь возводимых объектов в технических условиях выносятся требования, которые явно не по силам для обратившихся предприятий. Это пример того, какими серьезными рыночными возможностями обладают сетевые организации.

В ходе совещания отмечалось, что субъектами ответственности по закону о конкуренции являются не только хозяйствующие субъекты, но и органы исполнительной власти субъектов РФ, в т. ч. и органы местного самоуправления. Дела о нарушении закона о конкуренции часто связаны с противоправными действиями органов местного самоуправления в таких сферах, как торговля, общественное питание и городские пассажирские перевозки.

Около 60 процентов рассмотренных дел связано с нарушением пункта 3 статьи 7 закона о конкуренции, которым установлен запрет на совмещение функций органов власти и хозяйствующего субъекта. Пример. Муниципальное учреждение контролировало платные автостоянки района и одновременно с этим оказывало услуги в этой сфере. Желающие открыть автостоянку должны были получить соответствующее разрешение от данного муниципального учреждения. Не трудно догадаться, какие приходили ответы на такие обращения. В результате вмешательства НУ ФАС нарушения были устранены.

“Часто приходится разбирать жалобы, связанные с нарушением установленных правил при проведении всевозможных конкурсов. При этом последствия таких нарушений иногда имеют большой общественный резонанс. Достаточно привести пример по распределению цветочных торговых мест на площадях Минина и Свободы. Организатор конкурса не принял во внимание то обстоятельство, что несколько претендентов, относящихся к одной группе лиц, должны рассматриваться как один участник. А конкурс с одним участником признается несостоявшимся. На этом основании некоторые договоры, заключенные по результатам конкурса, проведенного администрацией Нижегородского района, признаны решением арбитражного суда области недействительными”, — рассказал Гребнев.

Анализируя нарушения на финансовых рынках, заместитель руководителя УФАС Вадим СОЛОВЬЕВ в числе основных указал проведение конкурсов на осуществление операций с бюджетными средствами без согласования его порядка с антимонопольным органом и выбор финансовых организаций на внеконкурсной основе. В ближайшее время УФАС намерен проанализировать документы по так называемому конкурсному программированию, когда конкурсы проводятся под конкретные хозяйствующие субъекты.

Хватает проблем и на рынках рекламы. В истекшем году сотрудниками НУ ФАС рассмотрено 911 обращений по вопросам закона “О рекламе”, проведено расследований и возбуждено 66 дел по нарушениям этого закона. Соловьев отметил, что большинство нарушений закона “О рекламе” касается ст. 7. Речь идет о недобросовестной рекламе. Как пример — реклама предоставления беспроцентных кредитов и лечебных свойств биологически активных добавок.

Законодательством предусмотрены небольшие штрафы за нарушения закона “О рекламе”, в связи с чем рекламодатели закладывают суммы штрафов в сметы рекламных компаний. Это прежде всего характерно для рекламы так называемых “зонтичных” брендов, где под видом какого-либо разрешенного к рекламированию продукта — воды, конфет и т. п. продвигаются товары, реклама которых запрещена, — крепкие спиртные напитки. Размер штрафа за нарушение законодательства в ближайшее время планируется увеличить до 5 тыс. МРОТ. Участники заседания выразили уверенность, что эта мера поможет обуздать нерадивых рекламодателей.

По мнению начальника Главного управления Центробанка РФ по Нижегородской области (ГУ ЦБ РФ) Станислава СПИЦЫНА, в каждой компании, каждом банке должны быть специалисты, занимающиеся “культурой корпоративного управления” и контролирующие действия своей компании на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Если бы антимонопольная служба была раньше, то банков в России сохранилось бы больше. Многие разорились в результате недобросовестных действий конкурентов.

Председатель комитета по экономике и промышленности ОЗС Николай ПУГИН отметил, что Законодательное собрание Нижегородской области готово конструктивно работать с антимонопольным ведомством. В частности, по его мнению, одним из главных направлений совместной деятельности ОЗС, правительства области и антимонопольного комитета должна быть работа в сфере строительства жилья.

Вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала Виктор КЛОЧАЙ отметил, что это первая подобная встреча, однако практика подобного общения станет системной. По его словам, один из основных приоритетов областного правительства в настоящее время — обеспечение целого комплекса условий для справедливой рыночной конкуренции. “Мы часто используем термин “конкурентоспособность области”. Наша задача — до конца выяснить, в чем заключается наша конкурентоспособность, базируясь на глубоком детальном анализе”, — отметил В. Клочай.

В своем заключительном слове Геннадий Гудков отметил важную роль антимонопольной службы на предстоящий период в реализации национальных проектов, решении задач по удвоению ВВП в нужные сроки и напомнил собравшимся о большой работе по модернизации антимонопольного законодательства, которая проводилась в течение истекшего года.

Через правительство РФ подготовлено и внесено в Госдуму ужесточение норм закона о рекламе по размеру санкций. Госдумой в первом чтении рассмотрен новый проект закона “О рекламе”, “О защите конкуренции”. Через поправки к Административному кодексу ужесточаются санкции за нарушения антимонопольного законодательства, в частности, планируется размер штрафа до 4-х процентов от оборота нарушителя. Вводятся поправки и в Уголовный кодекс, в т. ч. сговор организаторов конкурсов квалифицируется как картельный сговор.

“Наша деятельность будет прозрачна и безопасна для добропорядочного бизнеса, но жестче по отношению к нарушителям закона. Защита конкуренции — это ключевая задача современного этапа, и решение этой задачи возможно при взаимодействии всех уровней исполнительной власти”, — сказал руководитель антимонопольной службы.

Сергей Паршаков

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.