2006 год: каш подвижек ожидать на рынке связи и портативной техники

26.02.2006
Просмотров: 1203

Для того чтобы спрогнозировать, как ситуация на этих рынках будет развиваться в наступив­шем году, следует обозначить наиболее важные тенденции, факты и события, имевшие место в году минувшем.

Журнал «Наши деньги» ре­шил заглянуть в ближай­шее будущее трех разных, но наиболее близких для потребителя рынков - мо­бильной связи, интернет-доступа и пор­тативной техники. Для того чтобы спрогнозировать, как ситуация на этих рынках будет развиваться в наступив­шем году, следует обозначить наиболее важные тенденции, факты и события, имевшие место в году минувшем. Поэ­тому анализ каждого упомянутого рын­ка будет состоять из двух частей.

Мобильная связь 2005: меньше голоса и дешевле

Многочисленные маркетинговые акции сотовых операторов, которые ежемесячно оптимизировали свои та­рифные планы (то есть снижали тари­фы не напрямую, а за счет специаль­ных программ, либо временных, либо требующих отдельного подключения) не прошли даром: если судить по дан­ным аналитических агентств, платить за мобильную связь мы стали меньше. По крайней мере, по итогам 2005 го­да выручка от одного абонента (ARPU) упала у операторов в среднем на 20-25%. Фактически же сотовая связь для среднеговорящего разумного абонен­та сравнялась по стоимости с обыч­ной, традиционной. Так, в Нижнем Новгороде месячная абонентская пла­та за телефон для физических лиц вы­росла в октябре прошлого года до 190 рублей. Таким образом, стоимость традиционной телефонной связи прак­тически вплотную приблизилась к среднему ежемесячному счету сотово­го абонента. Согласно официальной финансовой отчетности, во втором квартале 2005 года ARPU у «Билайна», например, составила 7,6 долларов, или 212 рублей, а у МТС 9,3 доллара, или 260 рублей. То, к чему все последние десять лет шел сотовый рынок, свер­шилось: мобильник стал для значи­тельной части горожан главным ин­струментом повседневного телефон­ного общения. «Традиционные» свя­зисты жалуются, что, покупая кварти­ры в новых домах, молодые пары все чаще просто не задумываются о пода­че заявки на телефонную линию. За­чем она им, ведь всегда есть какой-ни­будь тариф «Семейный»!

Самую же заметную активность со­товые компании проявили в области неголосовых услуг. Главный интерес - многочисленный контент, который мы можем получать на свой мобильник, начиная от мелодий (рингтонов) и картинок, и заканчивая разной полез­ной информацией (конечно, за опре­деленную плату: во-первых, за сами услуги, во-вторых, за использование технического канала - например, GPRS-WAP). Главная задача - сделать так, чтобы мы сами не мучились с на­стройками мобильника, а покупали телефон уже со всеми необходимыми установками.

Мобильная связь 2006: рублевые тарифы и все входящие бесплатно

В этом году на рынке сотовой связи произойдет заметное изменение - та­рифы сотовых операторов начнут рас­считываться не в американских дол­ларах, а в российских рублях. Первой на такой шаг пошла компания «Мега-Фон». В Нижнем Новгороде еще с 1 ок­тября 2005 года все расценки в суще­ствующих контрактных тарифах были переведены в рубли.

После этого события время расце­нок в долларах и у.е на российских по­требительских рынках окончательно уходит в прошлое. Сотовая связь оставалась, пожалуй, одной из последних сфер массового спроса, где расчеты ве­лись в долларах - то есть в чужой на­циональной валюте, что само по себе странно. Закрепилась эта традиция еще в 1990-х: только вышедшие на ры­нок сотовые операторы стремились сохранить стабильность финансовых поступлений за счет крепкой амери­канской валюты. (В связи с этим в «МегаФоне» вспоминают интересную историю. Во время августовского кри­зиса 1998 года некоторые граждане, чтобы спасти свои сбережения, пере­числяли на счет своего мобильного оператора огромные суммы для перес­чета в доллары - снять их потом обрат­но они, конечно, не смогли, зато не за­ботились об оплате связи в течение нескольких лет). В самой компании переход на расчеты в российской ва­люте объясняют предсказуемостью и стабильностью курса рубля, а также необходимостью соответствовать но­вым законодательным требованиям. Имеются в виду поправки в закон «О защите прав потребителей», которые вступили в силу еще в начале 2005 го­да. Так, в статье 10 говорится: «Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содер­жать цену в рублях и условия приобре­тения товаров (работ, услуг)».

Остальные операторы «большой со­товой тройки» - «Билайн» и МТС - а так же местная «НСС» тоже неизбеж­но перейдут на рублевую тарифика­цию в течение этого года.

Для нас, потребителей, все это к лучшему. Рублевая тарификация про­зрачна - она позволит абонентам бо­лее четко отслеживать затраты на связь и контролировать баланс. Опла­та мобильной связи теперь не будет отличаться от прочих расходных ста­тей семейного бюджета.

Помимо стартовавшего перехода к рублевой тарификации, абонентов со­товых сетей ожидает еще одно суще­ственное новшество. К весне Государ­ственная дума должна окончательно принять поправки в закон «О связи», предусматривающие бесплатные вхо­дящие звонки на мобильники со всех телефонов, в том числе стационарных. Принцип «всегда платит звонящий», давно узаконенный на западном рын­ке, заработает и у нас. Депутаты уве­рены, что случится это уже с 1 июля 2006 года.

Одновременно с тарифными изме­нениями сотовые абоненты россий­ских сотовых операторов столкнутся с одной формальностью - переофор­млением договора с оператором мо­бильной связи. Поправки в закон «О связи» обязывают операторов учесть в договорах многочисленные измене­ния в схеме отношения абонента и по­ставщика услуг, которые произошли за последние десять лет (в частности, это касается дополнительных серви­сов, единых карт оплаты и т.д).

Так, «МегаФон Центр» объявил о введении с 1 октября 2005 года на тер­ритории действия своей сети единых «Условий оказания услуг подвижной (сотовой) радиотелефонной связи „МегаФон"», регламентирующих отно­шения между абонентами и операторами. 1 января наступившего года этот документ был дополнен рядом по­правок. По сути, этот новый договор между абонентом и оператором отли­чается от старого варианта единой формой документа для всей сети «Ме­гаФон», а кроме того, теперь в нем указаны новые возможности для або­нентов. Неудобств клиенту изменения доставить не должны. Переоформить договор (просто подписать новый ва­риант) можно в любом сервисном центре оператора. Если же в течение года абонент до сервисного центра не доберется, это будет означать, что он по умолчанию согласен с новыми условиями.

Интернет-доступ 2005: начало ADSL-штурма

Главной интернет-технологией 2005 года могла стать Wi-Fi, радужными прогнозами о развитии которой операторы кормили нас последние два года. Однако даже в Москве и Петер­бурге (который называли чуть ли не Wi-Fi-столицей) обещанных сотен пу­бличных зон беспроводного доступа пока что-то не наблюдается, дело огра­ничивается лишь десятками точек. Что уж говорить о «третьей столице»? К началу 2006 года Нижний Новгород может похвастаться только пятью (!) зонами доступа Wi-Fi, четыре из кото­рых расположены в гостиницах («Вол­на», «Никола Хаус», «Александровский сад», «Октябрьская»). Стоимость услуг при этом достаточно высока: от 1 до 10 у.е. за час работы, и только в двух точках из пяти услуга предоставляет­ся бесплатно. Сами интернет-провай­деры столь высокие цены объясняют тем, что услуга рассчитана на ино­странных туристов. Распространяют­ся карточки Wi-Fi плохо, купить их можно не везде, а настройка ноутбу­ков под технологию осложнена недо­статочной развитостью сервисных центров.

Интернет-технологией года, безу­словно, стала ADSL (в этом случае до­ступ в Интернет осуществляется по обыкновенной телефонной линии, при этом телефон остается незаня­тым) . Об этой услуге говорят все, и все хотят ею пользоваться, но, видимо, многим в Нижнем Новгороде она по­ка не по карману. По данным нижего­родского филиала компании Intel, к концу 2005 года в поволжской столи­це насчитывалось всего 2,5 тысячи пользователей ADSL, что для города-полуторамиллионника довольно ма­ло. Причина ограниченного распро­странения технологии в массах - ее до­вольно высокая стоимость. Среднеста­тистический нижегородский пользо­ватель Интернета, «юзающий» его все еще с помощью обычного dial-up под­ключения (40 Кбит/сек - потолок ско­рости), тратит на это ежемесячно око­ло 600 рублей. Поэтому платить 1.200 рублей в месяц («Волга-Телеком») за сомнительную скорость в 64 Кбит/сек и тем более 2.800 рублей (тот же «Вол­га-Телеком») пусть даже за более вну­шительные 128 Кбит/сек этот пользо­ватель не готов. Не соблазняет и нео­граниченный трафик. Заоблачные це­ны - особенность нижегородского ADSL-рынка, погоду на котором дела­ет городской телефонный монополист: компания «Волга-Телеком». Хотя в Нижнем Новгороде ADSL предлагают практически все провайдеры, всерьез конкурировать с лидером рынка они пока не в состоянии.

Немного изменить ситуацию может помочь снижение цен самим «Волга-Телекомом», а также повсеместная по­пуляризация этой услуги. Так, напри­мер, с 15 октября по 31 декабря 2005 года в Нижнем Новгороде проходила совместная акция корпорации Intel, сети магазинов «Домашний компью­тер», компаний D-Link и «Волга-Теле­ком», направленная на увеличение чи­сла пользователей широкополосного доступа в Интернет. В этот период все покупатели компьютерной техники в сети магазинов «Домашний компью­тер» автоматически становились участниками акции. Компания «Вол­га-Телеком» предоставляла специаль­ный тарифный план «Фрисби 500» на использование Интернета: за 500 рублей в месяц пользователь получает 500 мегабайт входящего трафика и 50-про­центную скидку на подключение. За первые же два дня акции число мест­ных пользователей широкополосного доступа увеличилось на 30 человек. Те­перь маркетологи Intel заявляют, что, используя подобного рода акции, на­мерены увеличить количество актив­ных пользователей ADSL в Нижнем на четверть.

Интернет-доступ 2006: ждем доступного ADSL

С помощью акций, подобных опи­санной выше, ситуация на нижегород­ском ADSL-рынке вполне может изме­ниться в лучшую сторону. 500 рублей за 500 мегабайт ежемесячно - цена уже более адекватная, чем предлага­емые на сегодняшний момент тариф­ные планы. Весь прошлый год участ­ники регионального и окружного ин­тернет-рынков усиленно боролись за свои права, пытаясь отстоять их в борьбе с «Волга-Телекомом» в антимо­нопольных органах и судах различных инстанций и, по крайней мере юриди­чески, добились желаемого результа­та. Реальное, а не номинальное обо­стрение конкуренции на рынке широ­кополосного доступа в Интернет неиз­бежно приведет к снижению безли­митных предложений в Нижнем Нов­городе. Так что в 2006 году ждем бо­лее доступного ADSL.

Портативная техника 2005: меньше и многофункциональнее

Значительная часть технических новинок прошедшего года - яркие продукты конвергенции (взаимопро­никновения разных технологий) и ми­нимизации. Так, сотовые телефоны все больше приближаются к полнофунк­циональному мобильному устройству. Уже сейчас некоторые появляющие­ся в продаже модели оснащаются вин­честером, спутниковой навигацией и другими аппаратными средствами.

Телефоны со встроенными камера­ми, благодаря усовершенствованным возможностям съемки, постепенно вытесняют с рынка дешевые цифро­вые фотоаппараты. Но не исключено, что в скором времени не только фото­аппарат исчезнет как специализиро­ванное устройство, но и сам мобильный телефон. В новом аппарате сото­вая связь будет одной из множества функций, и необязательно основной. Так, например, еще недавно мысль объединить телевизор с сотовым теле­фоном казалась абсурдной. В 2003 го­ду сомнения развеяла компания Sam­sung, выпустив первый телефон со встроенным телевизором. А в 2005 го­ду мобильное телевидение заработа­ло в полную мощь - главные сотовые провайдеры запускают телевизионные проекты, а производители телефонов чуть ли не каждый день объявляют о выходе нового мобильника с телепри­емником.

Одним из самых ярких примеров конвергенции стал, например, очень популярный МР-3 плеер iPod пятого поколения (производитель - компания Apple). Он позволяет хранить до 15 тыс. песен, полноцветные обложки альбомов, до 25 тыс. фотографий, а также до 150 часов видео, которое можно просматривать на 2,5-дюймо­вом экране.

Техника, вбирая в себя новые функ­ции, становится все меньше. Так, 2005 год стал годом каких-то уж совсем ми­кроскопических устройств. Например, «цифровая мыльница» Sony DSC-T5 по размеру примерно как пачка сигарет. A Fujitsu Siemens Computers недавно представила новый ноутбук Lifebook Р1510 весом 1 кг, который легко поме­щается в небольшой сумочке.

Значительная часть ноутбуков, хо­тя и не может похвастаться такой ком­пактностью, становится все доступ­нее. Относительно приличный ноут­бук со всей необходимой функцио­нальностью и достаточной емкостью с 2005 года можно купить за 700-800 долларов. Именно в прошлом году в Нижнем Новгороде случился бум про­даж портативных компьютеров.

Портативная техника 2006: конец простейших «цифровиков»

Со второй половины 2006 года на рынке появятся мобильные телефоны с 2-мегапиксельными фотокамерами стоимостью до 250 долларов. Такие модели уже проанонсировали Nokia, Siemens и LG. В результате покупать обычные цифровые «мыльницы» с ана­логичными показателями не будет уже никакого смысла.

Петр Биргер, Сергей Пичугин (Наши деньги)

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.