Вступили в силу новые тарифы по ОСАГО, утвержденные правительством в конце 2005 года

26.02.2006
Просмотров: 2184

Изменения в тарифах произошли быстрее, чем предполагали участники рынка. Базовые тарифы остались прежними, зато весьма существенно изменился порядок их расчета и применения многочисленных поправочных коэффициентов.

О том, что в Положение о тарифах по ОСАГО будут внесены изменения (как и в Закон об ОСАГО, и в Правила обязательного страхования, которые пока ждут своего часа), «Наши деньги» писали в декабре прошлого года. Здесь нужно отметить два момента. Во-первых, изменения в тарифах произошли быстрее, чем предполагали участники рынка. Во-вторых, как и предусматривалось проектом поправок Минфина, базовые тарифы остались прежними, зато весьма существенно изменился порядок их расчета и применения многочисленных поправочных коэффициентов. Страховщики отмечают, что в целом механизм расчета тарифов стал более точным и удобным. Мнение автовладельцев вряд ли будет столь же единодушным - во всяком случае, пока не закончится адаптация к новой системе тарификации. Ведь для многих страхователей она означает прежде всего новую стоимость полисов ОСАГО, причем если кому-то «автогражданка» будет теперь обходиться дешевле, то другим, напротив, придется платить за полис больше.

Строго по категории

Согласно новому постановлению, с первого дня нового года базовые тарифы (Т) рассчитываются строго в зависимости от категории, к которой относится транспортное средство, а не от типа (грузовой, легковой и так далее), как было раньше. В классификации машин по типам слишком много разночтений, потому что сами понятия типов автомобилей в нашей стране не определены законом. В результате очень распространенной оказывается ситуация, когда в паспорте технического средства сведения о категории и типе автомобиля не соответствуют друг другу. Например, указывается, что машина относится к категории В и в то же время к типу грузовой. Тариф при этом рассчитывался как для грузового автомобиля. Для многофункциональных машин минивэнов, «Газелей» и так далее - подобная ситуация была практически обыденной, типичной, но вряд ли такое положение дел может считаться нормальным. Тарификация в зависимости от категории помогла решить проблему. Причем физические лица, являющиеся собственниками автомобилей, в паспорте которых указана категория В и тип грузовой, грузопассажирский или фургон, оказались в выигрыше: для них тариф автоматически снизился на 2,2%. Но для юридических лиц тариф подрос, причем весьма заметно - примерно на 17,3%. Самые существенные перемены, касающиеся расчета тарифов в зависимости от категории, произошли для отдельных видов грузовых машин - цементовозов, тягачей и других - с грузоподъемностью до 10 тонн и разрешенной максимальной массой свыше 16 тонн. Тарифы для них повысились сразу на 60%. Впрочем, таких автомобилей относительно немного. Для транспортных средств еще более редкой категории - грузоподъемностью свыше 10 тонн и максимальной массой до 16 тонн - тарифы снизились на 37,5%.

Территориальное равенство

С самого начала вступления в силу Закона об ОСАГО в Нижнем Новгороде действовал единый территориальный коэффициент (КТ), равный 1,3. Как и предсказывали руководители местных отделений страховых компаний, для столицы Приволжского федерального округа эта цифра осталась прежней (как и почти во всех крупных населенных пунктах) . Зато упростилась система территориальных коэффициентов для прочих населенных пунктов Нижегородской области. Ранее действовавшие территориальные коэффициенты 0,6 и 0,4 заменены коэффициентом 0,5, который будет единым для всех городов численностью от 10 до 50 тыс. человек. На конечной стоимости полиса такие изменения отразятся мало, но, можно предположить, все же будут заметны жителям малых населенных пунктов.

Минус группа

Как и было запланировано в проекте поправок Минфина, с первого дня нынешнего года вместо семи групп, на которые раньше делили легковые автомобили в зависимости от мощности двигателя, осталось шесть. Сокращение произошло за счет отмены повышающего коэффициента (КМ) для легковых автомобилей мощностью свыше 200 лошадиных сил. Раньше именно они составляли наиболее дорогую группу, но время показало, что самые мощные авто являются и самыми выгодными для страховщиков, поскольку убыточность по таким машинам ниже, чем по любым другим. Ликвидация наиболее дорогой группы, а с нею и соответствующих КМ, обернулась для владельцев автомобилей мощностью более 200 лошадиных сил снижением тарифов на 10,5%.

Но заметнее всего преобразились тарифы для автомобилей мощностью от 95 до 100 лошадиных сил: уменьшение составило 23,1%. Причем, как утверждают страховщики, в Петербурге именно этот сегмент машин, которых в принципе коснулось изменение тарифов, самый массовый.

Зато собственникам автомобилей с мощностью двигателя от 150 до 160 лошадиных сил придется платить на 13% больше. Чем это обусловлено, пока непонятно. Возможно, убыточность по ним оказалась выше, чем предполагалось при разработке тарифов.

Как платят предприниматели

Согласно действовавшим с самого начала условиям «автогражданки», если собственник транспортного средства - юридическое лицо, он может допустить к управлению любое количество водителей, без ограничения. Если же автомобилем владеет частное лицо, количество допущенных к управлению ограничивается. Впрочем, для юридических лиц раньше применялся соответствующий коэффициент (КО), равный единице. С первого января КО повысился до полутора единиц. На практике это означает, что тарифы для транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, вырастут на 50%. Пожалуй, это самое неприятное изменение, связанное с новым порядком расчета тарифов.

Изменился также порядок тарификации для предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Точнее, в этом вопросе с новыми тарифами появилась определенность. Раньше не было четко прописано, как тарифицировать транспортные средства, принадлежащие ПБОЮЛ. Постановление правительства о новых тарифах внесло ясность в этот вопрос - как автомобили физических лиц. И базовый коэффициент применяется тот же.

Изменения в условиях тарификации (примеры) (срок действия полиса ОСАГО - 1 год; стаж и возраст водителя не позволяют применить соответствующие повышающие коэффициенты; водитель ранее не был виновником ДТП)

Автомобиль

По постановлению правительства №264 (до 31.12.05)

По постановлению правительства №739 (с 01.01.06)

Toyota Corolla 1.4i 16 V (98 л.с), зарегистрированный в Нижнем Новгороде на физическое лицо

4633,20

3574,00

«ГАЗ 2705 2,4» (95 л.с.), фургон, категория В, зарегистрированный в Нижнем Новгороде на физическое лицо

3645,00

3564,00

«КамАЗ 53215», грузоподъемность 11 т, разрешенная максимальная масса 19,3 т, зарегистрированный в Нижегородской области на юридическое лицо

1944,00

2308,50

 

Оксана Ермошина (Наши деньги)

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.