Трамваев стало меньше

30.03.2004
Просмотров: 1282

За те же деньги

За те же деньги

Фото: Николай Цыганов  

Вчера мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов прокомментировал «Ъ» экономическую ситуацию на муниципальном предприятии (МП) «Нижегородэлектротранс». В минувшую среду городская дума отказалась поднять расценки на проезд в наземном электротранспорте, сочтя предложение мэрии экономически необоснованным. По словам градоначальника, после решения Думы предприятию пришлось уменьшить число трамваев и троллейбусов на линиях. Объем дотаций транспортникам, предусмотренных в городском бюджете-2004, не изменится. Однако казне придется направить эти средства не на обновление парка, а на ежедневную работу предприятия.
     Как писал «Ъ», в марте мэрия Нижнего Новгорода вышла в городскую думу с предложением повысить тарифы на проезд в трамваях и троллейбусах до пяти рублей за поездку. С 1 марта 2002 года одна поездка в муниципальном наземном электротранспорте Нижнего обходится в четыре рубля. По словам директора городского департамента транспорта и связи Владимира Грибова, в 2003 году МП «Нижегородэлектротранс» потратило на перевозку пассажиров почти 393 млн рублей, а плата за проезд принесла предприятию лишь 227,3 млн рублей. Это всего 57,9% расходов на эксплуатацию трамвайно-троллейбусного парка города. Остальное пришлось компенсировать из городского бюджета.
     Цифры вполне объяснимы. На последнем заседании городской думы Владимир Грибов сообщил депутатам, что почти половина пассажиров трамваев и троллейбусов пользуется правом бесплатного проезда. Вообще, с 1993 года в Нижнем действуют льготы для 46 категорий граждан. Главный транспортник подчеркнул, что при нынешних расценках «Нижегородэлектротранса» в 2004 году доходы от перевозки пассажиров уменьшатся до 42,3% и МП понесет 382,8 млн рублей убытков. Часть их будет вынуждена покрыть городская казна. Правда, пятирублевый тариф тоже не особенно поправит бюджет трамвайно-троллейбусного ведомства. «Чтобы обходиться без дотаций из казны, мы должны брать за поездку не меньше 7 рублей 11 копеек», — сообщил депутатам Владимир Грибов.
     У народных избранников была совсем иная информация. «Если мы проголосуем за повышение, транспортники получат сверхприбыль», — заметил депутат Сергей Абышев. «Проверки показали, что каждый перевезенный пассажир обходится вам в рубль!» — заявил депутат гордумы Александр Леонтьев. «Но мы же говорим только о „платных“ пассажирах», — пытался возразить господин Грибов. В ответ депутат Михаил Видонов мужественно предложил принять совсем непопулярное решение: отменить бесплатный проезд для пенсионеров и продавать билеты за полтора-два рубля. Выяснилось, что с 1993 года никто не проводил ревизию льготных категорий граждан и даже контролеры не всегда могут в них разобраться.
     Надо сказать, городской бюджет текущего года, принятый в январе, был сверстан с учетом повышенных транспортных тарифов. Но вместо того, чтобы послушно проголосовать за давно решенный вопрос, депутаты решили обсудить другие способы сделать МП экономически эффективным. Николай Лапшин, совмещающий депутатство с работой директором школы, рекомендовал подождать, пока «Госдума пролоббирует нормальную зарплату для бюджетников». Его коллега Игорь Богданов посоветовал транспортникам «не сидеть сложа руки», а пустить коммерческие «пазики» вдоль трамвайных маршрутов — они якобы окупятся за три-четыре месяца. Словом, повышение тарифов через Думу не прошло.
     Вчера мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов рассказал «Ъ» об экономических последствиях этого решения. По его словам, ни о какой прибыли «Нижегородэлектротранса» даже при новых расценках не было и речи: «Вопрос был в том, на сколько дотировать предприятие из казны — на 100 млн в год или на 70». Градоначальник подчеркнул, что предприятие три года близко к банкротству и все его счета арестованы: «Только зарплату иногда платим, а рельсы и шпалы покупаем с помощью векселей. Каждый лишний рубль с предприятия сразу снимают в счет налоговых долгов».
     По данным городской администрации, на «Нижегородэлектротрансе» сложилась парадоксальная ситуация. «Чем больше трамваев и троллейбусов на линиях, тем больше убытков. Значит, больше и дотаций из бюджета», — заметил Вадим Булавинов. Он сообщил «Ъ», что после отказа Думы поднять тарифы транспортники уже сократили выход подвижного состава на линии на 15-20 единиц. Кроме того, мэрия вынуждена была отложить подписание договора о закупке новых трамваев.
     В городском бюджете-2004 предусмотрено 76 млн рублей на покрытие убытков наземного электротранспорта. Ожидается также выделение 126,8 млн рублей трансфертов для компенсации льгот по федеральным законам о ветеранах и инвалидах. «Размер дотаций не изменится, но нам придется направить деньги не на обновление парка, а на ежедневную работу предприятия», — заключил градоначальник. На вопрос «Ъ», будет ли мэрия повторно поднимать вопрос о тарифах, господин Булавинов отказался ответить что-либо определенное.
ОЛЬГА МОРОЗОВА


Источник: Коммерсантъ Приволжье. Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.