Новый закон "О рекламе" - большой плюс для россиян

06.03.2006
Просмотров: 1804

3 марта Совет Федерации (СФ) одобрил новую редакцию закона "О рекламе".

Этот закон Госдума начала рассматривать еще в 2004 году. В первом чтении он был принят 20 апреля 2005 года, а на то, чтобы принять его во втором чтении, понадобилось больше девяти месяцев. Во втором чтении закон был принят 10 февраля.

И, наконец, на прошлой неделе нижняя палата приняла его в третьем, окончательном чтении. В соответствии с законом, ужесточаются требования к рекламе, способам ее распространения, а также вводятся ограничения на рекламирования отдельных видов товаров, в частности, алкоголя, табака, пива. Кроме того, в новой редакции уточняются понятия "реклама", "объект рекламирования", "товар", "спонсор".

Документом исключается возможность применения "зонтичных брендов", то есть завуалированной рекламы. Вводится также статья о "защите несовершеннолетних в рекламе", не допускается реклама в учебниках, школьных дневниках и тетрадях.

Закон ужесточает требования к рекламе фармацевтических препаратов. В ней не допускается использование "людей в белых халатах", а реклама лекарственных средств может размещаться только в специализированных изданиях или местах проведения медицинских мероприятий. Кроме того, вводится запрет на установку рекламы, схожей с дорожными знаками, а также запрещает распространение рекламы посредством транспорта, используемого исключительно в качестве передвижных рекламных конструкций.

Вводится норма, ограничивающая размещение рекламы в детских передачах. Специалисты считают, что с учетом специфики восприятия детьми телепрограмм нельзя прерывать программы в середине. Поэтому в документе есть пункт, разрешающий размещать рекламные ролики только перед началом детской передачи или в самом ее конце.

Новая редакция вводит окончательный запрет на наружную рекламу табака. Демонстрация в любых видеороликах процесса курения и потребления алкогольных напитков также запрещается. Ограничивается реклама пива, которая будет показываться на телевидении только с 22:00 до 07:00, а на радио она не должна размещаться с 11:00 до 24:00. Во время трансляций международных спортивных соревнований разрешается демонстрировать бренды и названия компаний, но не сами алкогольные напитки.

Законопроектом предусматривается усиление контроля за рекламой оружия, финансовых услуг и ценных бумаг, безопасности дорожного движения, а также лекарств и фармацевтической продукции. Запрещается использовать в рекламе образы медицинских и фармацевтических работников.

Одновременно регламентируется ответственность за недобросовестную рекламу, более детально регулируются вопросы госконтроля, полномочия антимонопольного органа по соблюдению законодательства в области рекламы.

В интервью корреспонденту REGIONS.RU/"Новости Федерации" принятие данного закона прокомментировали представители верхней и нижней палаты Федерального Собрания РФ.

Председатель Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области Рафгат Алтынбаев главным плюсом закона по профилю своего комитета назвал то, что "отныне суммы штрафов с нарушителей, размещающих рекламу, будут распределяться между федеральным бюджетом - 40% - и региональным - 60% - тем регионом, на территории которого, было зафиксировано нарушение".

"Для регионов - это очень хорошо, большой плюс. В 1-ом чтении законопроекта предлагалось весь штраф зачислят в федеральный бюджет, однако при работе над документом была учтена наша поправка", - отметил сенатор. В связи с этим председатель комитета сообщил, что во время работы над рекламным законом "Совет Федерации дал более 50 поправок, 40 из которых было учтено". "Это говорит о том, что внимательно отнеслись к мнениям регионов, не проигнорировали их предложения", - добавил он.

Кроме того, Алтынбаев указал на то, что закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию.

Председатель комитета также обратил внимание на то, что, в соответствии с законом, разрешения на установку рекламных конструкций и решение об их ликвидации будут выдаваться и выноситься органами местного самоуправления, а в городах федерального значения - внутригородскими муниципальными образованиями.

Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова, выступая на пленарном заседании во время обсуждения рекламного закона, выразила сожаление, что в детских передачах, хотя и в сокращенном виде, реклама все-таки осталась.

При этом она подвергла сомнению то, что деньги от рекламы в детских передачах пойдут на подготовку новых передач для ребят.


"Новый закон о рекламе обеспечивает достаточно приемлемый баланс интересов производителей и потребителей рекламы", - считает председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике, представитель в СФ от Саратовской областной думы Валентин Завадников.

Вообще, уверен он, "регулирование в сфере рекламной деятельности - это важная инфраструктурная составляющая в российской экономике. Поэтому актуальность и практическая значимость новой редакции закона перевесили в пользу его принятия", - сказал парламентарий.

В отраслевых законах, продолжил сенатор, о лекарственных средствах, о наркотических веществах, о семеноводстве, о государственном регулировании алкогольной продукции, о рынке ценных бумаг "есть много дублирующих друг друга нор, порождающих путаницу в их применении. Этот же закон упорядочивает возникшие сложности".

Закон, по словам председателя комитета, отражает современный этап развития рекламного бизнеса, в частности, это касается "дистанционной рекламы". И, поскольку в последнее время очень стала распространена завуалированная реклама, документ "конкретизирует формы и виды недобросовестной рекламы, оружия, ценных бумаг и т.д.", - подчеркнул сенатор.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Приморского края Игорь Иванов подчеркнул, что новый рекламный закон направлен "на развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции". При этом он напомнил, что действующий закон о рекламе был принят 11 лет назад, и "целый ряд его положений безнадежно устарел".

Одним из основных нововведений закона, по словам сенатора, является ограничение общей продолжительности размещаемой в телеэфире рекламы. Согласно документу, в 2006-2007 годах эта продолжительность не может превышать 20% времени вещания в течение часа, с 2008 года - 15%, а максимальная продолжительность рекламного блока на телевидении ограничивается 4 минутами (сейчас этот показатель в среднем составляет 7-8 минут).

Закон, отметил заместитель председателя комитета, вводит более жесткие ограничения, касающиеся рекламы алкогольной продукции, табачных изделий и пива, - их реклама на телевидении и с использованием наружных носителей запрещена полностью.

Сенатор обратил особое внимание на нормы, выделенные в отдельную статью, касающиеся рекламы медицинских услуг, методов лечения, лекарственных средств, а также получивших распространение в последнее время биологически активных пищевых добавок.

"Учитывая, что на сегодняшний день реклама, особенно на телевидении, носит агрессивный характер и далека от этических и нравственных идеалов, в законе с учетом предложений экономического комитета СФ прописаны требования к этичности рекламы", - сказал Иванов.

Новая редакция закона "О рекламе" "защитит общество от агрессивной, недобросовестной и недостоверной рекламы", сказал спикер Госдумы Борис Грызлов в беседе с журналистами.

При этом он отметил, что "в сфере рекламы нужен современный закон, который бы создавал ясные правила для этого рынка". Действующий закон был принят еще в 1995 году, и многие его положения значительно устарели, несмотря на многочисленные корректировки.

"Всем известны, - подчеркнул спикер, - злоупотребления, которые допускались и рекламодателями, и изготовителями рекламы в последние годы. Страдали от них как добросовестные производители, так и граждане, получавшие сомнительную рекламную информацию".

"Такая ситуация была возможна, в том числе в результате несовершенства закона. Реклама - это та сфера рыночных отношений, которая очень быстро развивается, часто быстрее, чем соответствующее законодательство", - отметил депутат.

К сожалению, добавил он, "одно из направлений развития рынка рекламных услуг заключалось в поиске лазеек и пробелов в законе, возможностей соблюсти его "букву", но при этом фактически нарушить установленные требования". В качестве примера Грызлов указал на так называемые "зонтичные бренды", когда под рекламой конфет или иного товара маскируется реклама водки или табака. "Конфеты с таким названием встретить в магазине трудно, зато водка широко известна", - заметил председатель Госдумы.

Поэтому этот закон, по словам спикера, и направлен как раз на юридическое разрешение подобных проблем. Кроме того, его концепция заключается в том, чтобы реклама не вредила здоровью и безопасности граждан, заключил Грызлов.

"Основное новшество закона - это сокращение рекламных пауз в прайм-тайм, то есть с 19.00 до 24.00", - сказал заместитель председателя Госдумы Владимир Катренко.
Эта норма оказалась в законе именно благодаря депутатами от фракции "Единая Россия": Владимиру Пехтину, Вячеславу Володину, Валерию Рязанскому и Владимиру Катренко, подготовившим соответствующую поправку.

Телереклама, по словам депутата, в 2006 и 2007 годах будет размещаться на каналах по следующей схеме: не более 20% -12 минут - от эфира в час и не более 15% от объема вещания в сутки. С 2008 года допустимый объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 15%, то есть до 9 минут.

Это утвержденное рекламное время, отметил Катренко, является следствие компромисса. Вначале предлагалась еще более жесткая схема: 15 минут эфира и 5 минут рекламы - в 2006 году, 25 и 5 - в 2007 и 26 и 4 - в 2008 году.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов назвал принятие закона "О рекламе" "победа той части общества, которая не хочет жить в обмане, лжи и провокациях". "И Госдуме это было непросто сделать, поскольку лоббистские мнения одних наталкивались на лоббистские устремления других", - сказал депутат.

В то же время Драганов отметил, что "и рекламодатели, и рекламораспространители, и телеканалы - представители одного и того же общества". "И это общество устало оттого, что ему навязывают лекарства, которые не лечат, что под видом одного товара предлагают другой. Устало от того, что рекламщики паразитируют на чувствах известных людей - актеров, писателей и так далее, - которые, понятно, не пользуются сами рекламируемой ими продукцией, но получают таким способом небольшой дополнительный доход", - подчеркнул депутат.

Председатель комитета также подверг критике мнение, что частные телеканалы не смогут выжить из-за сокращения рекламного времени. "Бизнес - это в любом случае рискованное занятие, и, кроме того, у них было достаточно возможностей делать хороший продукт. Если они считают, что делают хороший продукт - пусть они это доказывают. Где они возьмут деньги - это не проблема власти. Выживут те каналы, которые в конкурентной борьбе будут давать качественный продукт", - уверен депутат.

 Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский остался доволен тем, что не сбылись его опасения о возможном непринятии верхней палатой новой редакции рекламного закона.

Закон не встретил сопротивления на уровне обсуждения в Совете Федерации, хотя, словам депутата, "многие лоббисты остались недовольны тем, что Госдума приняла этот закон". Поэтому, предполагал Мединский, "они возьмут реванш, продавливая свои интересы через сенаторов".

"Это проявления "жульнического" лоббизма, когда только в собственных интересах, а не в интересах закона, ведут себя представители наружной рекламы, игорного бизнеса, производители БАД (биологически активных добавок) и зонтичных алкогольных брендов".

Однако, по словам заместителя председателя комитета, существуют представители и "здорового" лоббизма, который предполагает ясность и публичность позиции как, например, у представителей телевизионного рынка или пивоваров".

Помимо этого, он упомянул, что ситуация, которая вызвала дисбаланс на рынке телевизионной рекламы в виде приостановки контрактов со стороны "Видео Интернейшнл" (ВИ) с рекламными агентствами, "неприятна, но устранима со вступлением в силу поправок к закону "О рекламе". Во всяком случае, позицию ВИ депутат считает честной и аргументированной, не в пример представителям наружной рекламы.


Источник: REGNUM
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.