Равные среди первых

10.03.2006
Просмотров: 3364

Интервью с президентом компании "Тэлма" Валерием Калачевым.

Для IT-компании 15 лет - это большой срок, за который оценить ее работу и потенциал смогли и хозяева, и конкуренты. И если мнение «коллег по цеху» — участников регионального IT-рынка — ярко проиллюстрировал рейтинг нашего журнала (в этом рейтинге «Тэлма» занимает первое место), то за комментариями от «отцов-основателей» «Прием!» обратился к президенту компании Валерию Калачеву.

— Валерий Александрович, как вы оцениваете победу «Тэлмы» в рейтинге «Приема!»? Заслуженна ли она? Объективно ли вы занимаете первое место среди нижегородских IT-компаний?

— Хочу отметить, что в Нижнем Новгороде существуют три примерно равнозначные компании, определяющие положение всех остальных игроков на региональном IT-рынке и общее состояние региональной IT-сферы. Это ГК «Тэлма», ООО «Мера-НН» и филиал ЗАО «Интел А?/?О» в Нижнем Новгороде. В каждой из этих крупнейших компаний работает свыше 500 человек, у них приблизительно одинаковые уровни заработных плат, схожие величины доходов. Поэтому эти три игрока приблизительно равны по потенциалу и значимости, и можно сказать, что каждый их них достоин первого места.

Однако тот факт, что рейтинг проводился не «Тэлмой», а другими специалистами, говорит о том, что существуют какие-то объективные показатели, которые позволяют им называть нашу компанию лидером нижегородского IT-рынка. «Тэлма» отличается, может быть, только размерами налоговых поступлений в региональный бюджет: здесь мы, пожалуй, действительно впереди всех. Возможно, именно это обстоятельство и повлияло на выбор экспертов «Приема!». Хотя по отдельным показателям я не могу утверждать, что мы опережаем две другие названные компании. У нас есть свои недостатки, и мы над ними работаем. Впрочем, как и наши коллеги в «Мере» и «Интел».

— Какое место сегодня занимает «Тэлма» на IT-рынке России?

— IT-рынок — очень большая сфера, состоящая из разных областей. «Тэлма», как и две другие крупнейшие региональные компании, занимается разработкой программного обеспечения (ПО). Это не самая большая группа компаний и не самый прибыльный сектор с точки зрения финансовых показателей. Мы ведь не занимаемся продажами или изготовлением компьютеров. Даже во всех российских рейтингах наша часть IT-рынка выделена особо, таких компаний в России немного. В рейтинге «CNews100: Крупнейшие IT?компании России 2004», в котором принимают участие не только компании-разработчики ПО, но и системные интеграторы, «Тэлма» заняла 60 место (против 75?го в 2003 году). А вот среди тех компаний, которые занимаются конкретно разработкой ПО, в прошлом году мы были в пятерке лидеров (по версии одного рейтинга — на втором месте, по версии другого — на четвертом). Но при всем этом в общей группе российских IT?компаний мы занимаем четвертое место по темпам роста. Я считаю, это один из главных показателей, который наиболее полно характеризует сегодняшнее состояние дел в «Тэлме», и для нас это очень важно.

— В какую сумму вы оцениваете оборот регионального рынка разработки ПО на заказ?

— В Нижнем Новгороде порядка 30 компаний занимаются эк­с­­­портом ПО. По количеству сотрудников их можно разделить на три группы: свыше 500 человек, от 20 до 40 человек и от 10 до 15 человек. Оборот трех крупнейших игроков рынка я оцениваю в сто миллионов долларов, возможно, больше. Эта цифра, по моим представлениям, составляет до 80 процентов всего регионального рынка. Доля «Тэлмы» в этом обороте — 25 процентов, то есть в 2005 году наш товарооборот составил 25 миллионов долларов. Для нас это большой показатель. Оценить же общий оборот регионального рынка достаточно сложно. При оценке эффективности деятельности компании важно учитывать аспект ее официальной регистрации в России и финансовой прозрачности. К сожалению, большинство региональных компаний осуществляют свою деятельность неофициально. Постоянно появляются мелкие фирмы-однодневки, пытающиеся получить один-два заказа и, не заплатив налоги, исчезнуть. Поэтому я не удивлюсь, если оборот всего нижегородского рынка разработки ПО на заказ окажется на порядок выше названных мною цифр.
— Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие IT-рынка в российских регионах, и каким вы видите рынок IT-аутсорсинга завтра?

— Рынок, безусловно, будет расти, расти и расти. Всеобщий рост — главная сегодняшняя тенденция для всего IT-рынка, в том числе и для регионального. Среднее количество специалистов, занятых сейчас в регионе в оффшорном бизнесе, колеблется от трех с половиной до пяти тысяч человек, и будет еще больше. Не могу вывести процентное соотношение по всему рынку, но если судить по компании «Тэлма», то за последние три года ежегодно мы фиксировали рост в полтора-два раза по всем показателям. Три года назад у нас работало 200 человек, два года назад — 500, сейчас — уже более 700 человек. В 2006 году мы планируем увеличить штат до полутора-двух тысяч человек. На этом пути перед нами стоит две проблемы. Внешняя проблема — это увеличение конкурентной борьбы за заказчика. Например, мы уже дважды столкнулись лбами с одной и той же индийской компанией у двух наших заказчиков. Эта крупная (более 10 тысяч сотрудников) компания давно работает на рынке и, как выяснилось, обладает сильными механизмами мотивации и привлечения клиентов. Чтобы заинтересовать заказчика, они предлагают такие варианты, которые мы пока не готовы озвучивать. Решение этой внешней проблемы — в наших ближайших планах.

— А внутренняя проблема?

— Внутренняя проблема — это общая головная боль IT-рынка: конкуренция на рынке трудовых ресурсов. Многие из столичных компаний сегодня уходят в регионы с целью сокращения себестоимости производства. Уровень зарплат IT-специалистов в Москве, Санкт-Петербурге сейчас настолько высок, что не позволяет им конкурировать с региональными компаниями в секторе разработки ПО на заказ. Столичные игроки вплотную подошли к пределу рентабельности. По­этому для них существуют два выхода: либо уходить в «тень» и не платить налоги, либо искать более дешевые трудовые ресурсы. Многие предпочитают выбрать именно второй путь и для этого идут в регионы.

Но я знаю много примеров, когда московские и питерские компании, которые приходили в Нижний Новгород, проработав год, понимали, что здесь им очень сложно конкурировать, и уходили. Ресурс, который им необходим, — кадровый ресурс — уже практически исчерпан в нашем городе и поделен между местными игроками. Собственно, у нас самих в Нижнем идет жесточайшая конкуренция не только между тремя крупнейшими игроками, но и со всеми средними и мелкими региональными компаниями. Причем некоторые из них за счет своей непрозрачности и уклонения от уплаты налогов могут позволить себе предлагать специалистам более высокий уровень заработных плат, чем мы. Это типичная болезнь нижегородского рынка.

Поскольку конкуренция на региональном рынке кадров высокая, то средняя заработная плата разработчиков ПО постепенно увеличивается. «Тэлма» постоянно выступает инициатором встреч и переговоров с коллегами-конкурентами и местными властями по урегулированию этой ситуации, ведь процесс роста зарплат программистов не может быть бесконечным! Кроме того, это неадекватно воспринимается молодыми специалистами и вредит их развитию.

— Как же вы собираетесь решать кадровый вопрос?

— Мы приглашаем на работу программистов из соседних регионов: в компании работают специалисты не только из Нижнего Новгорода, но и из Чебоксар, Ульяновска, Йошкар-Олы, Самары, Саратова, Казани и многих других городов. Это направление — одно из перспективных: в сентябре 2005 года мы открыли при Чебоксарском государственном университете компьютерный класс, а в октябре — отделение «Тэлмы» в Чебоксарах. Конечно, и внутри региона кадровой конкуренции хватает: там много и московских, и питерских компаний, ищущих себе сотрудников. Но в то же время, наше предложение достаточно интересно, и мы всерьез намерены использовать внутрирегиональный потенциал. Регионы тоже в нас заинтересованы, так как понимают, что «Тэлма» пришла всерьез и надолго.
При этом мы продолжаем сотрудничество с Нижегородским государственным университетом и Нижегородским государственным техническим университетом по новым углубленным программам подготовки кадров: мы финансируем часть групп, некоторые кафедры, отдельные курсы. «Интел», «Тэлма» и «Мера» недавно начали обсуждение возможности консолидации для решения кадровых вопросов, продвижения законодательных инициатив, сотрудничества по профессиональным направлениям и так далее. Поэтому, возможно, в ближайшем будущем финансирование вузов будет происходить совместно с «Мерой» и «Интел» — сейчас мы ведем переговоры по этому вопросу. Это основной источник избавления от кадрового голода, и я думаю, что его нам будет достаточно.

— Каким бы вы хотели видеть региональный рынок завтра?

— Я бы очень хотел, чтобы он стал чистым, светлым, прозрачным. Очень многие иностранные компании проявляют повышенный интерес к российскому IT?бизнесу. И не только потому, что это для них увеличение объемов продаж, но прежде всего потому, что наши компании могут предложить очень квалифицированные кадры. Быть инвестиционно привлекательными (а значит, потенциально успешными) им мешает только их непрозрачность.

— Разработка ПО на заказ по-прежнему остается приоритетным направлением вашей деятельности? Есть ли спрос на ваши услуги внутри страны?

— Это основной вид деятельности, причем в этом году мы будем выводить аутсорсинговое программирование в отдельную компанию. Раньше компания «Тэлма» была многопрофильной компанией и, помимо разработки ПО, занималась продажей сотовых телефонов, их ремонтом, фармацевтической деятельностью, продажей медицинского оборудования и многим другим. С 2006 года разработку ПО мы выделяем в отдельное направление, и им станут заниматься две отдельные компании — «Тэлма-Софт» и «ТЛМ». Работая на рынке аутсорсинга, мы поняли, что должны быть очень узкоспециализированной компанией и не должны заниматься программированием в любых областях. Если мы хотим выдерживать конкуренцию на мировом рынке, то нам нужно быть чемпионами в одной конкретной узкой области. Сегодня эта область — разработка ПО сотовых телефонов и все, что стоит рядом с этим. Мы не будем уходить куда-то в сторону, потому что можем потерять то лидерство, которое позволяет обращать на себя внимание наших реальных и потенциальных ­заказчиков. Пробовать свои силы в сфере business to business, а также заниматься разработкой программного обеспечения по заказам российских компаний у нас нет желания. Такие предложения поступают, но все они лежат вне сферы нашей деятельности — обслуживания производителей мобильных телефонов.

— По вашему мнению, появятся ли в ближайшем будущем российские сотовые телефоны? Будете ли вы сотрудничать с отечественным производителем?

— Кроме элемента престижа для страны, которая так долго и успешно занимается IT-технологиями, других причин появления отечественного мобильного телефона я не вижу. Эта сфера у нас совсем не развита, хотя мы всегда готовы ее поддержать. Если появятся российские сотовые телефоны и изготовителям понадобится наша помощь, мы готовы предложить им весь имеющийся опыт и потенциал нашей компании. Но пока об этом только ходят разговоры, дел не видно. Да и вряд ли что-то из этого выйдет. Южно-азиатские производители ушли настолько далеко вперед, что даже лидеры производства — Motorola и Nokia — обращаются к ним за помощью в разработке новых моделей телефонов. О чем можно говорить, если взять хотя бы такой пример: когда одна из ведущих западных компаний-заказчиков выясняет, что, для того чтобы самостоятельно разработать и изготовить новую продвинутую модель телефона, ее специалистам нужно потратить год, появляется южно-азиатский производитель и по предъявленным техническим требованиям изготавливает прототип этого телефона за неделю! Я патриот, и мне бы очень хотелось, чтобы существовал и российский мобильный телефон. Но нужно исходить из реального положения дел: это должно быть выгодно, дешево, конкурентоспособно.

— Как развивается ваше сотрудничество с Motorola? Поступают ли вам предложения о сотрудничестве от других производителей мобильных телефонов?

— Конечно, поступают. Но мы ни в коем случае не станем работать и с Motorola, и одновременно в противовес ей ради собственной выгоды, например, с Nokia. И руководители этих компаний тоже прекрасно это понимают. Тем не менее, это не значит, что мы работаем только с Motorola. Если сейчас доля доходов от сотрудничест­ва с Motorola и смежных с ней заказчиков составляет чуть менее 75 процентов от общей выручки компании «Тэлма», то одна из наших задач на 2006 год — формирование сбалансированного оборота компании. То есть мы будем стремиться увеличить доход от сотрудничества с другими компаниями, с тем чтобы доход от заказов Motorola составлял не более 50 процентов. Существует много фирм, которые работают рядом с Motorola и Nokia в смежных областях: занимаются разработкой сервиса, дополнительных функций для мобильных телефонов. Их продукты используют практически все производители мобильников, и мы вполне можем с ними сотрудничать.

— В каком направлении развивается производство мобильных телефонов? Что нового в ближайшем будущем смогут предложить, по вашему мнению, производители сотовых телефонов для малого и среднего бизнеса?

— Я думаю, что все разновидности мобильных устройств — и сотовые телефоны, и смартфоны, и коммуникаторы — будут существовать параллельно, не вытесняя друг друга. Хотя, конечно, все будет зависеть от тех тенденций, которые будут существовать на рынке. Например, от того, насколько будут доступны сотовая связь, Интернет. Естественно, в каждом мобильном устройстве будут развиваться те функции, которые отвечают за это. Но, кроме этого, появление и внедрение новых технологий зависит от того, насколько подготовлена инфраструктура конкретного географического рынка. В России нет многих полезных функций, которые уже появились в других странах. Например, в Европе сейчас активно развивается 3G-сеть, позволяющая получать на мобильное устройство видеоролики: рекламу, телепрограммы. В той же Европе и США очень активно развивается технология PTx (Push-to-Talk, Push-to-View и т.??п.) — совмещение сотового телефона с «уоки-токи». То есть в рамках одной соты можно общаться с другом посредством нажатия одной кнопки, не набирая номер телефона, не используя канал сотовой связи. Это очень интересно и полезно для бизнеса, но развитие этой услуги требует серьезных структурных изменений в компаниях-провайдерах, для этого необходимы серьезные инвестиции, а главное — возможность провайдера получать доход от технологии.

Сергей Пичугин, Прием!

Источник: Архив: Прием
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.