Программа успеха

10.03.2006
Просмотров: 3226

Сеть быстрого питания «Картофельный папа» внедрило оригинальное IT-решение.

Сеть быстрого питания «Картофельный папа» внедрило оригинальное IT-решение позволившее снизить нагрузку на кассиров, back-office-менеджеров и системного администратора сети.

По словам IT-директора «Картофельного папы» Александра Зыкина, в планах компании на ближайшие пять лет — открытие 150 кафе под торговой маркой Papapotato по всей стране. Таким образом, необходимо было найти IT-решение, которое позволяло бы обеспечивать сложную структуру компании оперативной информацией на всех уровнях управления. Кроме того, искомое IT-решение должно было автоматизировать и существенно сократить прием заказа у посетителя кафе кассиром и обработку этой информации back-office-менеджером.

— Проведенный нами анализ рынка показал, что в настоящий момент нет готовых IT-решений для крупных сетей предприятий питания, которые удовлетворяли бы всем нашим требованиям, — рассказывает Александр Зыкин. — Но компания развивалась, и сдерживать ее рост было нельзя, поэтому, взяв за основу платформу «1С», IT-отдел разработал конфигурацию, которая могла обеспечить сложную структуру компании. Оставалось найти решение для POS-терминалов (кассовых аппаратов — И.?К.), максимально открытое для управления из внешней программы, в частности, «1С». Это позволило бы управлять сложной многофилиальной сетью кафе и ресторанов из единого центра, не применяя дополнительные людские ресурсы на местах, что обычно и приводит к ошибкам и сбоям; другими словами — свести действия персонала на местах продаж к элементарным операциям, а при возможности и вовсе избавится от них. Тем самым мы бы освободили их время для исполнения прямых обязанностей, повышения качества и уровня обслуживания наших гостей.

При этом нельзя сказать, что программного обеспечения для рабочих мест типа POS-терминалов вообще нет. По словам коммерческого директора компании «Восток-НН» Андрея Гундорова, такие рабочие места существуют, в том числе и на базе программы «1С». Однако все они обладают недостатками, свойственными так называемым «коробочным» (тиражируемым) версиям программных продуктов: поскольку коробочные версии ПО являются универсальными, то они представляют собой набор функций, большая часть которых попросту не используется. «Картофельному папе» же требовалось простое в использовании и обслуживании решение. В результате за программным решением для POS-терминалов сотрудники «Картофельного папы» обратились к специалистам компании «Восток-НН».

Время и деньги

По словам Андрея Гундорова, на реализацию данного проекта ушло около двух месяцев. За это время были разработаны сначала техническое задание, а затем и сама программа для POS-терминалов.

— Подготовка к запуску проекта шла около двух месяцев, — подтверждает Александр Зыкин. — За это время программа кассового терминала была приведена в соответствие с нашими требованиями, а с нашей стороны в конфигурацию «1С» был добавлен модуль сопряжения с базами данных касс. После чего был составлен график, который позволил нам планомерно заменить POS-оборудование во всех наших кафе.

Помимо программы, компанией-разработчиком были поставлены клиенту и сами POS-терминалы Kraftway, официальным партнером которого в Нижнем Новгороде является «Восток-НН».

—В линейке Kraftway есть соответствующее оборудование, — говорит Андрей Гундоров. — Причем кассовые места есть как клавиатурные, так и моноблоки с сенсорными экранами. Для предприятий общепита больше подходят вторые.

Это вполне устроило заказчика.

—Оборудование Kraftway имеет неплохое соотношение цены и качества, — поясняет IT-директор «Картофельного папы». — Распределенная сеть дилеров и сервисных центров этой компании по всей России охватывает все регионы, в которых мы планируем открыть свои точки.

И хотя стоимость всего проекта осталась в тайне, наибольшие траты (примерно 70 процентов), по словам Александра Зыкина, пришлись на закупку оборудования. Остальное было потрачено на разработку и установку программного обеспечения. Примечательно, что трат на обучение персонала ­работе с новой программой вообще не потребовалось.

—Специализированных средств на обучение нашего персонала не выделялось, — прокомментировал Александр Зыкин, — поскольку обучение проходило в рамках плановой системы обучения персонала. Но главная причина состоит в том, что внедренная система интуитивна и очень проста для работы. К тому же, учитывая предыдущий опыт, мы постарались максимально снизить влияние персонала на принятие тех или иных решений, что максимально упростило процесс обучения.

Ускоряемся

Какие же плюсы принесло компании «Картофельный папа» внедрение оригинального IT-решения? Прежде всего, это облегчило работу back-office?менеджера.

—Раньше back-office?менеджеру приходилось всю поступающую от кассиров информацию заново вносить в базу данных, — говорит Александр Зыкин. — Сократив количество программ и манипуляций, необходимых для обработки информации, и автоматизировав часть работы, удалось более чем на 50 процентов сократить рабочее время менеджера, которое раньше он тратил на работу с программой. В первую очередь, это касается времени на закрытие смены и составление отчетов. Кроме того, надежность данного решения значительно выше, и часть функций управления новой программой удалось перенести в офис (менеджер теперь может корректировать меню, забитое в базу данных POS-терминалов, со своего компьютера — И.?К.). Это снизило нагрузку как на сотрудников — кассиров и back-office?менеджера, так и на системного администратора филиала.
Следует отметить также, что, по словам IT-директора «Картофельного папы», созданная система настолько стрессоустойчива и проста в обслуживании, что не требует от системного администратора специальных знаний. Более того, как показал опыт эксплуатации системы, одного системного администратора достаточно на пять-семь кафе. Причина все та же — в индивидуальном подходе к реализации проекта. По словам Андрея Гундорова, данное решение разрабатывалось специально под требования конкретного заказчика, поэтому функций, которые не нужны, программа не содержит. Оптимально необходимое количество настроек позволило, во-первых, упростить обслуживание, а во-вторых, снизить риск неправильной эксплуатации программы, что, согласитесь, в условиях динамики, с которой работают сотрудники сетей быстрого питания, является важным фактором.

Конечно, внедрение программы для POS-терминалов дало «Картофельному папе» и чистый экономический эффект, однако говорить о какой-то конкретной сумме пока рано.

—Данное решение позволило нам снизить суммы инвестиций в IT, по сравнению с их уровнем на других предприятиях нашего формата, — резюмирует Александр Зыкин.

— Но существенный экономический эффект, как показывают наши расчеты, мы получим на этапе интенсивного развития нашей сети вместе с открытием новых кафе.

Ноу проблем

По словам Андрея Гундорова, опыт реализации похожих проектов у компании «Восток-НН» уже был. Причем в числе прошлых заказчиков были и компании-представители общепита. Они также заказывали приведение программного обеспечения в соответствие с функциями кассиров и менеджеров. В этих случаях, как правило, бралась готовая программа, из которой удалялся ряд ненужных заказчику настроек. Поэтому главная трудность, которая может возникнуть во время реализации таких проектов, — это составление технического задания. Так было и в случае с «Картофельным папой»: техзадание заказчик и исполнитель составляли вместе, и этот подготовительный период оказался в равной мере продолжительным и необходимым.

—Внедрение прошло достаточно гладко, — комментирует Александр Зыкин, — поскольку мы не загоняли себя в жесткие рамки по срокам, проверяя раз за разом готовность системы. Некоторые трудности возникали, но трудноразрешимых проблем я не припомню, так как большая их часть была выявлена и решена на стадии подготовки.

Что касается дальнейшего развития IT-стратегии компании «Картофельный папа», то, по словам ее IT-директора, в ближайшем будущем в компании будет внедрена система учета рабочего времени. Это позволит заново оценить эффективность трудозатрат и сократить время работы менеджеров кафе, расходуемое на составление табелей и отчетности. К тому же установленное в «Картофельном папе» IT-решение нисколько не помешает ближайшим планам компании по внедрению в своих кафе дисконтной системы и системы расчета клиентов по платежным пластиковым картам.

—Кроме нижегородского филиала, аналогичное оборудование и программное обеспечение установлено в нашем красноярском филиале, и мы готовы продолжать сотрудничать с компанией «Восток-НН» при открытиях наших новых точек уже в этом году, — заключает Александр Зыкин.

Илья Кочетов, Прием!

Источник: Архив: Прием
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.