«Барракуду» построили в Нижнем

22.03.2006
Просмотров: 1637

В Нижнем Новгороде состоялась научно-практическая конференция «Вклад нижегородцев-сормовичей в создание подводного флота РФ».

Лазурит - так называется ценный поделочный камень из класса силикатов. В созвездии конструкторских бюро, работавших на развитие подводного флота СССР, а теперь Российской Федерации, Нижегородское ОАО «ЦКБ «Лазурит» светится не меньше, чем «Малахит», «Гранит», «Рубин», «Боксит» и другие оборонные ведомства, зашифрованные под названия самоцветов и горных пород.

Как уже сообщалось, в Нижнем Новгороде в рамках празднования 100-летнего юбилея подводных сил России состоялась научно-практическая конференция «Вклад нижегородцев-сормовичей в создание подводного флота РФ».

Герой России, генеральный директор ОАО «ЦКБ «Лазурит», генеральный конструктор бюро Николай Иосифович Кваша рассказал о вкладе коллектива, обеспечившего поставку ракетоносцев на подводные форпосты страны.

Всего на конференции прозвучало около 30 докладов как производственно-технологического, так и исторического плана. Особый интерес вызвали воспоминания об эпопее строительства и передаче Военно-Морскому Флоту первой субмарины под кодовым названием «Барракуда», относящейся к 945-му проекту.

Все ахнули, рассказал ветеран ЦКБ Владимир Петрович Иноземцев, когда летом 1983 года перед спуском «Барракуда» освободилась от лесов и была готова к спуску на воду. Но когда «изделие» сормовичей ушло на волну, начались первые неполадки. Всплыл нос, возник дифферент на корму. Ларчик открылся просто - неполадки с кингстонной группой. Устранили. Потом - загрузка балласта и поход на «севера» для достройки.

Когда «Барракуду» вели через Беломоро-Балтийский канал, тот был закрыт для судоходства. Немного задержал проход сбой в работе шлюзов. Приходилось прятаться от зоркого глаза американских спутников-шпионов.

В Северодвинске лодку достроили. Когда вышли на швартовые испытания, экипаж и проектанты буквально валились с ног - «Барракуда» непременно должна была пополнить ВМФ в том году. Неудачи преследовали: то полетел турбогенератор правого борта, то торпеды плюхались в воду в пяти метрах после выстрела.

Зато какое изумление испытали американцы, увидев новую советскую подлодку на просторах Мирового океана. Многие из характеристик «Барракуды» не превзойдены до сих пор...

Еще одно наблюдение. Когда российскую лодку «Псков» нижегородской постройки встречали на северном пирсе после 75-суточного похода, выяснилось, что крейсер набрал 519 часов контакта с предполагаемыми кораблями противника. То есть больше, чем весь Северный флот за 1995 год. При этом механик АПЛ не смог сделать ни одного замечания по работе судового оборудования.

На конференции много говорилось о вкладе ЦКБ в отечественное подводное судостроение. Создание серийных спасательных аппаратов, разработка стационарных гидроакустических комплексов, выход на практическую бесшумность и размагничивание подводных плавсредств. И, конечно, о людях, специалистах, которые работали не покладая рук и применяли неожиданные инженерные решения.

Все участники конференции бурно приветствовали сообщение о закладке на Северодвинской верфи нового атомохода 4-го поколения «Владимир Мономах». Значит, и у сормовичей тоже вскоре появятся солидные заказы. Как для ВМФ, так и для нефтегазового флота. Причем в подводных вариантах.

Владимир Рыловников

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.