“Абрис” пошел на зарубежье

03.04.2006
Просмотров: 1563

Вступление России в ВТО предусматривает не только появление у нас иностранных конкурентов, но и экспансию российских предприятий на мировые рынки.

Вступление России в ВТО предусматривает не только появление у нас иностранных конкурентов, но и экспансию российских предприятий на мировые рынки. Именно под таким углом рассматривает интеграцию в общеэкономическое пространство заместитель директора ООО “Завод герметизирующих материалов” Владимир САВЧЕНКОВ. С ним беседует корреспондент “Курса Н”.

— Мы постепенно осваиваем иностранные рынки, — рассказывает Владимир Петрович, — по крайней мере, пытаемся пока понять правила игры на чужом поле. Конечно, ООО “ЗГМ” может еще развиваться и в России. Причем увеличивать объемы в разы. Однако герметизирующие материалы марки “Абрис”, которые выпускает завод, могут быть востребованы и за рубежом.

С прошлого года мы стали достаточно активно присматриваться к внешним рынкам. Начали с Барселоны в Испании, где просто посещали выставки. Потом непосредственно участвовали в выставке в Италии, затем в Эмиратах (Дубаи). Были на выставке в Париже, представили серьезную экспозицию на северной строительной выставке в Швеции. И недавно приехали из Иордании.

Первые прикидки. Нам сейчас, конечно, очень трудно даже рассматривать себя в качестве конкурентов на рынках Европы. Хотя мы конкурентоспособны по ценам, но там производители достаточно жестко защищены от нашей экспансии — таможенные пошлины, различные дополнительные требования и т. д. В то же время мы можем сейчас конкурировать на рынках стран третьего мира, как и многие другие российские товаропроизводители. Там спрос на все, начиная от продуктов питания и заканчивая сложными машинами и оборудованием.

— Какие дополнительные требования вам выставляются в Европе?

— К примеру, мы проводим сертификацию нашего материала по требованиям общего рынка, по европейским нормам, хотя это нам здесь не требуется. Кстати, аналогичные нашим материалы на Западе тоже не подлежат обязательной сертификации. Однако наличие подтверждения серьезного сертификационного европейского органа дает нам все-таки какие-то козыри. Мы не должны позиционировать себя в качестве разработчиков и производителей демпингового дешевого материала.

В Италии у нас была встреча с министром промышленности республики. И он сказал вроде того, что все хорошо, ребята, вы привезли замечательные материалы, но запомните, что итальянцы любят вещи, сделанные в Италии. Он сразу как бы выставил нам ограничения, ведь аналогичные герметики очень широко в Италии используются.

Северная выставка в Стокгольме тоже показала, что нас в Европе не ждут с распростертыми объятиями, даже если наши материалы будут дешевле. Там работают свои законы. Не станут же они из-за нас закрывать свои предприятия. Это грозит массой социальных проблем. В развитых странах социальная защищенность находится на первом плане, а вовсе не призывы к соблюдению конкуренции в честной борьбе. Мало того, видели бы вы реакцию некоторых скандинавских бизнесменов, оценивших уровень наших герметиков. Они не хуже, чем у них, а по некоторым позициям даже и немного дешевле. Скандинавы-то рассчитывали на наш рынок, собирались сбывать у нас свои материалы. И вдруг мы предлагаем им такие же, да еще и подешевле. И они начинают понимать, что встретят в России серьезных конкурентов.

Большие проблемы уже возникли у немецкой компании, поставляющей на российский рынок монтажные ленты. Раньше крупная московская торговая фирма брала 5 проц. нашего герметика, а 95 проц. — у немцев. А сейчас берет 85 проц. нашего материала и 15 проц. импортного. И объемы поставок очень существенные. Точно так же мы можем конкурировать и по другим видам нашей продукции на внутреннем рынке.

— А какую продукцию вы намерены продвигать на внешние рынки?

— Всю нашу номенклатуру. Но будем выбирать из нее то, что сегодня называется очень проходной продукцией. Это, допустим, общестроительные, авиационные, электропроводящие герметики. Достаточно широкий класс. И наша задача — выяснить, что мы можем предложить на внешний рынок сразу, а что оставить на потом. Парадоксально, но самые серьезные и интересные контакты у нас завязываются за рубежом и особенно на выставках. Поэтому мы так активно взялись за выставочную деятельность. Надо показывать себя миру. Дело это, конечно, затратное, но на выставках всегда мелькают имена всех наших конкурентов: “Хенкель”, “Тремко”, “Эльбрук”. И когда мы находимся в одном ряду с известными брендами, нас тоже начинают замечать. Да и у самих опыта прибавляется. В Иордании мы оказались единственным предприятием, которое дало рекламный и технический материал на арабском языке. И я ощущал неподдельное уважение посетителей выставки. Очень важный момент, и он не требует суперзатрат. Мы учли опыт выставки в Скандинавии, где, как нам сказали, все знают английский язык. Там мы не сделали шведский вариант раздаточного материала, и я почувствовал, что напрасно. Надо было делать обязательно.

Сейчас мы собираемся в Испанию. И у нас все тексты готовы на испанском языке. Да и когда в Италию мы в первый раз поехали, то часть рекламы сделали на итальянском языке. И у нас уже стало традицией: когда выезжаем на выставку за рубеж, то в нашем павильоне всегда три флага: российский, заводской и флаг страны, где мы выставляемся. В этом и культура нашей компании, и дань уважения к той стране, где мы в данный момент находимся.

— Казалось бы, вы только начинаете международный бизнес, и уже делаете такие грамотные шаги...

— Надо привечать любого посетителя выставки, даже простого обывателя. Он же потом будет делиться с кем-то своими впечатлениями. Раскрутка бренда — дело затратное. Но чего ж поделаешь! Авторучки, пакеты — для всех, а технические материалы — для специалистов. В Италии мы раздали их около 300 экземпляров, в Дубаи — то же самое. Казалось бы, мало. Ну что такое 360 папок?! На самом деле это дает эффект. Наш сайт очень посещаем. Мы смотрим, сколько специалистов после выставок на него заходят, из каких стран, регионов. И мы его уже сделали на английском, французском, немецком, испанском, арабском языках. Сейчас пытаемся сделать вариант на китайском.

Мы считаем себя перспективным предприятием, и нам важны отклики со стороны представителей всех отраслей. Производитель в принципе всегда находится на пути к потребителю. Хорошо, когда встреча уже состоялась. Но это идеальный вариант. В строительном комплексе Нижегородской области по сравнению с другими регионами наших материалов используется в три раза меньше, а ведь от них зависит качество и комфорт жилья. Как сократить этот разрыв? Об этом говорила директор ООО “ЗГМ” Галина САВЧЕНКОВА на презентации предприятия в правительстве Нижегородской области. По своему опыту знаю: часто бывает, что партнеры, живущие в одном городе, находят друг друга на какой-то международной выставке за рубежом. Но это же нонсенс.

— Что вы уже успели сделать за три месяца нового года по продвижению своего продукта?

— Участвовали в трех выставках. Две были за границей и одна в Москве — “Отечественные строительные материалы”. Только что провели в Дзержинске вторую Всероссийскую научно-техническую конференцию “Стройгерметик-2006”. Ведем перевооружение производства, продолжаем закупать новое оборудование. Планируем в этом году сохранить те же темпы развития — увеличить объемы на 30—40 проц. Итоги первого квартала подтверждают наши прогнозы. Намечаем до 2010 года закупить еще оборудования на 2—3 млн долларов. Хотим удержать такой темп развития и стать лидерами в России по производству неотверждаемых герметиков.

Мы взяли правильный курс — делать герметик для всех отраслей промышленности. Как ни странно, международные компании нашего профиля к этому сейчас только приходят. Например, одна из ведущих американских компаний начинает скупать производства аналогичных материалов в других отраслях. Купили очень крупную немецкую компанию, которая выпускает герметики для строительства, хотя сами строительной тематикой раньше никогда не занимались. Ищут подходы к авиационной промышленности. А мы как бы изначально были созданы для работы со всеми отраслями. И в этом наше преимущество.

— Вы будете наращивать объемы за счет увеличения выпуска уже освоенной номенклатуры?

— Наша задача — ежегодно запускать в производство новые виды герметиков. Ведь требования меняются. И то, что было широко востребовано, скажем, шесть лет назад, уже не пользуется большим спросом на рынке. Некоторые новые позиции, которые мы сейчас делаем в небольшом количестве, через два-три года могут стать лидерами спроса.

— Какова емкость вашего рынка?

— Целина рынка потребления неотверждаемых герметизирующих материалов такова, что если ее вспахать, то она позволит построить еще десять таких заводов, как наш. А под целиной сейчас около 60 проц. рынка. Возьмем инженерные коммуникации. Чтобы, допустим, металлические или пластмассовые трубы держались долго, их стыки надо герметизировать. В Удмуртии мы шесть лет назад загерметизировали небольшой участок теплотрассы. И теперь работники местного ЖКХ удивляются: все остальные участки ржавые, а наш — нормальный. Почему же тогда все-то не делать по-нормальному? Вопрос сразу упирается в финансирование.

У меня есть надежда на приход эффективного частника на этот рынок, который бы востребовал материал, дающий долговечность инженерным сетям. Ведь это уменьшит затраты на ремонты. На нашей конференции выступал профессор, член-корреспондент жилищно-коммунальной академии Олег Александрович Лукинский. И говорил, что при строительстве затраты на герметизирующие материалы, которые необходимы, составляют от 0,1 до 1 проц. от сметной стоимости. А так как их игнорируют, то на ремонт приходится тратить 30—35 проц. от сметы. Потребность в ремонте в большей половине случаев возникает из-за того, что не были закуплены герметики. И вот результат: где-то все проливает, не держит, нет герметизации, нет антикора.

Мы привыкли, что нам лучше сегодня сэкономить 1 проц. денег, чем завтра потратить 35 проц. Неужели у нас их так много? Более широкое применение наших герметиков может как-то опосредованно повлиять даже и на снижение тарифов. Не надо будет тратить огромные суммы на ремонт. Аварийных случаев будет меньше. Это же колоссальная экономия! Мы сейчас затратили много средств и разработали с ведущими проектными институтами документацию на узлы примыкания с нашим материалом. Конкуренты даже возмущаются. Но ведь и им никто не запрещает делать то же самое. Мы же не можем на свои деньги разрабатывать узлы с применением чужих материалов.

— Вас окрыляет чувство успеха?

— Крылья — это тоже рабочий инструмент. Мы сейчас пробуем работать и с атомной промышленностью. Первые опыты показали, что “Абрису” есть место для использования при строительстве атомных электростанций. Мы до сих пор участвуем в большом проекте по строительству заводов, где уничтожают химическое оружие. На первом заводе в Саратовской области наш материал зарекомендовал себя отлично. И сейчас второй завод практически запускается с нашим материалом. Третий в проекте. И мы, как я уже сказал, пойдем на атомные электростанции. Не потопаешь — не полопаешь. Отсюда и растут крылья успеха.

— Какие вас ожидают события?

— В апреле у нас заканчивается работа по сертификации продукции в Германии. Мы будем участвовать в выставках в Испании, в Загребе и в ЮАР. В сентябре у нас намечен большой семинар в Иордании. Там будут представители Ирана и Ирака. Выбираем сейчас партнера. Мы можем конкурировать в арабских странах. Думаю, по цене сможем конкурировать и в Испании. И хотим, конечно, поработать с авиационными компаниями. Это моя голубая мечта — конкурировать с импортным материалом на рынке авиастроения.

У нас идут сейчас предварительные переговоры с рядом зарубежных компаний, которые занимаются производством герметиков. Они предлагают нам сотрудничество. И основное условие, которое мы ставим организаторам совместного бизнеса, такое — наша марка “Абрис” должна остаться. Представьте для наглядности в качестве примера, что на российском рынке продается герметик под маркой “Абрис-Хенкель”, а на западном — “Хенкель-Абрис”. Подобные предложения мы сделали некоторым иностранным компаниям. Свою марку мы в любом случае будем беречь, но и совместную готовы рассматривать.

Владимир Цветков

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.