Покупатель в лабиринте компьютерной розницы: восприятие нижегородцами сектора розничных компьютерных продаж

06.04.2006
Просмотров: 5013

В Нижнем Новгороде было проведено исследование рынка компьютерной техники.

В Нижнем Новгороде было проведено исследование рынка компьютерной техники. Сбор информации проходил с 16 по 19 февраля 2006 года. Выборка — целевая (владельцы домашних компьютеров и люди, собирающиеся приобретать компьютер в ближайшее время), квотная (по районам, по полу, по социально демографическим характеристикам), поквартирный опрос по формализованной анкете. В опросе участвовало 505 жителей Нижнего Новгорода.

В настоящее время в Нижнем Новгороде насчитывается более ста магазинов-салонов, которые занимаются продажей, обслуживанием, ремонтом персональных компьютеров. Большинство из них — предприятия малого и среднего бизнеса.
Анализировать предложения, количество продаж, ценовую политику, качество обслуживания и тому подобное не являлось целью проведенного исследования. Наша задача — определить долю популярности каждого оператора этого рынка среди нижегородцев.

Для этого в анкете использовалось три типа вопросов: во-первых, спрашивали о месте покупки компьютера (открытый вопрос), во-вторых, определяли спонтанную известность магазинов, торгующих компьютерной техникой (открытый вопрос), и, в-третьих, оценивалась степень знакомства с магазинами по предложенному списку.
Магазины оценивались по четырем критериям: 1) знаю, совершал покупки; 2) знаю, посещал; 3) знаю, видел/слышал рекламу; 4) не знаю этого оператора.

Место покупки компьютера

Относительно места покупки компьютера жители Нижнего Новгорода дали наиболее равномерный список операторов этого рынка

http://www.priem.ru/IID318166SID318162.html

Показательно то, что четверть людей, имеющих домашний компьютер, не помнят, где его приобрели. А некоторые называют операторов («Электроника»), не торгующих компьютерной техникой, то есть покупатели не придают особого значения месту покупки, это благоприятные условия для появления на рынке новых операторов. Необходимо заметить, что такие названия, как «Компьютерная техника», «Компьютерный центр» и тому подобные зачастую называются обывателем по ошибке: на многих магазинах написаны эти слова, а покупателем они могут восприниматься как название. Избежать этой ошибки при квартирном опросе невозможно — давление на респондента недопустимо.

Спонтанная известность магазинов

На открытый вопрос «Назовите магазины, торгующие компьютерной техникой» нижегородцы отвечали более активно. Первые три места занимают крупные операторы, торгующие всем спектром электробытовых приборов. Возможно, это объяснимо большей рекламной активностью универсалов.
Список специализированных компьютерных магазинов возглавляет магазин «Ваш компьютер»

R-Style, «Мирк», NSC, «Логрус», «Инфолюкс», «Диптаун», «Коперник», «Кедр», «Компьютерный салон» на ул.Свободы, «Нижкомпьютер», «Партнер», «Ольгерд», «Сети» — эти магазины назвали менее одного процента нижегородцев, поэтому в диаграмме они не указаны.

http://www.priem.ru/IID318166SID318162.html

Степень знакомства с операторами рынка

По предложенному списку магазины оценивались по четырем критериям:
• знаю, совершал покупки;
• знаю, посещал;
• знаю, видел/слышал рекламу;
• не знаю этого оператора.

Подсчет голосов осуществлялся приведением к индексу от 4 до 1 (где 4 — «знаю, ­совершал ­покупки», 1 — «не знаю этого оператора»).
Как и в случае с указанием мест покупки компьютерной техники, в рейтинге известности операторов, работающих на данном рынке, нет явных лидеров

http://www.priem.ru/IID318166SID318162.htmlВерхние строчки по-прежнему занимают крупные сетевые ­магазины. Широкий ассортимент, хорошая рекламная поддержка, система скидок, кредитование, рассрочки платежа и удачное расположение этих операторов приносят свои плоды!

Оптимистичная картина для специализированных сетей

Результаты исследований комментирует Сергей Саляев, директор розничной сети ЗАО «АЛТЭКС — группа компаний»:

— Прежде чем приступать к комментариям по поводу исследований, хотелось бы сделать несколько замечаний о специфике рынка компьютерной техники и используемой методике исследований. Бытовая техника присутствует в каждом доме, причем далеко не в единственном экземпляре (это телевизоры, аудиосистемы, микроволновые печи, холодильники и прочее). Компьютеры еще не нашли такого широкого распространения, поэтому доля людей, которых они интересуют, а тем более тех, кто их приобрел, в разы меньше, чем людей, которым доводилось выбирать и покупать, например, телевизор. Опрос проводился среди обычных жителей города, которым наверняка приходилось делать покупки в магазинах бытовой техники, а компьютерной техникой они интересовались в несколько раз меньше. Кроме того, до сих пор при покупке компьютерной техники большинство населения пользуется услугами своих знакомых, которым доверяет, как специалистам. Относительно «места покупки компьютера» наиболее интересным является ответ «Нет ответа». Его можно интерпретировать по-разному, но одним из наиболее вероятных объяснений, мне кажется, является то, что этот ответ подразумевает покупку компьютеров у друзей и знакомых.

Второе, что меня заинтересовало, — это высокие позиции в графиках у магазинов бытовой техники. Возможно, этот результат также нуждается в некой интерпретации. Подсказкой может служить тот факт, что магазины сети «Электроника» не торгуют компьютерной техникой, а в рейтинге они стоят в первой десятке. Я думаю, это связано с тем, что покупатели привыкли видеть компьютеры в крупных магазинах бытовой электроники, и если респонденты лично не принимали участие в покупке компьютера, то на вопрос, где они приобрели домашний компьютер, называли место, где обычно приобретают бытовую технику. Совершенно логично, что список специализированных магазинов возглавляет «Ваш компьютер», так как этот бренд присутствует на рынке на стабильно высоком уровне дольше всех иных существующих участников. «Спонтанная известность магазинов»: здесь обошлось без неожиданностей. Как и предполагалось, возглавляют список известности бренды — сети бытовой техники. За ними идут специализированные сети, которые ведут наиболее активную на сегодняшний день рекламную политику.

Последний из предложенных для комментария графиков — «Степень знакомства с операторами рынка» — дает еще более оптимистичную картину для специализированных сетей. График является результатом суммирования баллов за четыре вопроса (4 балла — «Знаю, совершал покупки»; 3 балла — «Знаю, посещал»; 2 балла — «Знаю название, видел рекламу»; 1 балл — «Не знаю такого названия»). С учетом того, что у бытовых сетей бренды более известны, а количество посещений магазинов бытовой техники больше, чем магазинов специализированной розницы, можно предположить, что доля ответов «Знаю посещал» и «Знаю название, видел рекламу» значительно выше, чем у специализированных магазинов.

С другой стороны, разница между специализированными и широкопрофильными сетями, в основном, менее 50 процентов. Значит, доля «Знаю совершал покупки» выше у специализированных сетей. В целом, можно сделать вывод, что специализированная розница довольно быстро догоняет по уровню развития магазины бытовой техники. С учетом ярко выраженных конкурентных преимуществ специализированных сетей компьютерной техники — более грамотная консультация продавцов, позволяющая подобрать и тут же собрать компьютер, максимально отвечающий потребностям клиента, расширенные предложения по гарантии (ремонт гарантийных компьютеров непосредственно в магазине, что значительно быстрее и удобнее для клиента) и значительно более низкие цены на компьютерную технику, чем в широкопрофильных сетях, — можно ожидать усиления позиций специализированной розницы.


Источник: Архив: Прием
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

АБМ 07.04.2006 02:00:00
Гиперссылка на оригинал статьи с графиками настроена "Место покупки компьютера" + к каждому графику добавлено описание с указанием адреса.
Умник 06.04.2006 11:08:00
Графики нечитаемые. Можно дать ссылки на них?