IV Всероссийский энергетический форум “ТЭК России в XXI веке”

10.04.2006
Просмотров: 1580

Правительство Нижегородской области приняло решение о создании единого органа по регулированию тарифов.

Гармонизация интересов

На неделе проходил четвертый Всероссийский энергетический форум “ТЭК России в XXI веке”. В его рамках была проведена видеоконференция по регионам России, в которой участвовала и Нижегородская область. Собравшиеся в видеостудии Волго-Вятской академии государственной службы могли участвовать в дискуссии по вопросам развития энергетического сектора российской экономики. Перед началом видеоконференции корреспондент “Курса Н” взял интервью у руководителя Нижегородской региональной энергетической комиссии Сергея ШАЛАЕВА.

—  Что именно предстоит сделать в этом направлении?

— Это будет не новая структура. На базе РЭК произойдет преобразование и создание единого тарифного органа. Такое преобразование уже произошло в Москве. Если раньше была Федеральная энергетическая комиссия, то уже два года действует Федеральная служба по тарифам. Данной службе по указу президента РФ и определенными законодательными актами переданы дополнительные полномочия, которые касаются регулирования некоторых вопросов ценообразования, раньше они были в ведении других министерств Российской Федерации. И сейчас идет преобразование на местах региональных энергетических комиссий. Им даются дополнительные полномочия в виде регулирования каких-то направлений. В Нижегородской области это также планируется, и уже было озвучено, что будет создан какой-то орган. Как он будет называться, пока трудно сказать. Или региональная служба по тарифам, или как-то еще. Нету пока четкого названия. В различных регионах названия самые разные. Есть, к примеру, и такие, как департамент по ценам.

— Некоторые аналитики отмечают, что у нас нет независимой экспертизы тарифов, какая существует на Западе. К тому же целая библиотека затрат Нижновэнерго сваливалась в РЭК вроде бы за считанные дни до отчетного срока. Перелистать и то не успеешь. Насколько справедливы такие упреки?

— Во-первых, подача документов уже несколько лет упорядочена нормативными актами. В том числе и Нижновэнерго подает полный пакет документов до 1 июля текущего года на следующий год. И если компания что-то не вовремя подаст, то просто не будет открыто дело и не будет нового тарифа. Постановлением правительства Российской Федерации (№ 109 от февраля 2004 года) это законодательно закреплено и действует уже третий год.

Что касается независимой экспертизы, то опять же в соответствии с этим постановлением органам регулирования дано право привлекать независимые организации для анализа определенных статей затрат АО-энерго. В связи с тем, что это делается чаще всего на платной основе, то, естественно, эти деньги должны быть заложены в смете органа регулирования, чтобы он сумел, скажем, провести конкурс и привлечь какую-то независимую организацию. Или, может быть, что более правильно, поступать из какого-то единого источника — из федерального или областного, где бы на эти цели в нормативных документах было бы прописано, сколько платить независимым экспертам. Возможности существуют, но у нас, например, в смете на эти цели особых денег нет. Понятно, наверное, для полного аудита независимой организацией такой, допустим, компании, как Нижновэнерго, потребуется несколько миллионов рублей. Естественно, таких денег в нашей смете не предусмотрено.

— Если, допустим, где-то на перегоне срезали провода и сдали в металлолом, то ремонт вроде бы должен вноситься в тариф, а вроде бы энергетики сами должны отвечать за сохранность своих техсредств?

— В большинстве случаев срезание проводов происходит там, где сети бесхозные. То есть они ни на балансе сетевой компании, например, Нижновэнерго, ни на балансе муниципалитетов, ни на балансе какого-то предприятия, которое раньше владело этими сетями. Чаще всего на этих участках, которые и физически, и нормативно никому не принадлежат, и тем более никем не контролируются с технической точки зрения, и происходит подобное.

Что мы предпринимаем? Первое. Провели ревизию всех таких участков, а их оказалось большое количество в каждом муниципальном образовании. Второе. В районах будут создаваться свои муниципальные компании, которые объединят все бросовые сети и, занимаясь в том числе и их техническим обслуживанием, не будут закладывать в тариф затраты на ликвидацию последствий воровства. Мы, кстати, никогда не закладываем в тариф такое безобразие.

А есть еще один вариант, и он уже реализуется. Облкоммунсервис, например, объединяет бросовые сети нескольких районов и создает единую компанию, которая будет заниматься транспортировкой электроэнергии. 13 администраций в виде аренды или другим способом отдали создающейся компании на баланс бесхозные участки. В таких организациях будут установлены какие-то свои тарифы. И за те деньги, которые там заложены, с них можно будет спрашивать результат.

— В какое-то время как грибы стали расти энергосбытовые компании. Но на этом рынке много проблем законодательного характера?

— Есть не до конца прописанные нормативные документы, которые должны скоро появиться. Например, давно уже должен быть определен статус гарантирующего поставщика в соответствии с законом РФ “Об энергетике”. Пока его нет. Но было заявлено, что в апреле текущего года такой документ появится. И будут налажены отношения, которые позволят оптимизировать весь процесс энергоснабжения.

Тема гармонизации интересов участников рынка прозвучала и на видеоконференции “Всероссийский энергетический форум и регионы России”. Был озвучен проект декларации форума “ТЭК России в XXI веке”.

Владимир Цветков

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.