Время продавать бизнес?

12.04.2006
Просмотров: 1562

Количество многомиллионных (в долларах) сделок по купле-продаже бизнеса в Нижегородской области растет.

Количество многомиллионных (в долларах) сделок по купле-продаже бизнеса в Нижегородской области растет. Аналитики утверждают, что это объективный процесс: ведь еще каких-то 10 и даже 5–6 лет назад большинство ныне процветающих региональных предприятий находились в так называемой стадии "младенчества" или "юности". Сейчас бизнес во многих отраслях "почти дозрел" — начал активно развиваться, именно в этот период он и становится интересен инвесторам. Путем покупки нового "молодого" актива крупные игроки нередко стремятся "влить свежую кровь" в свой бизнес, вернуться на стадию расцвета.

Успешные региональные предприятия, группы компаний, сети становятся частью более крупных структур. Отраслевые и диверсифицированные гиган­ты, стремящиеся выбиться в лидеры или удержать за собой пальму первенства, мастерски овладели искусством поглощения и интеграции. По российской глубинке гастролируют "разведчики", дей­ствующие в интересах больших холдингов и высматривающие объекты для наиболее выгодного вложения средств.

Примерно полтора года назад на нижегородский фармрынок вышли два новых столичных игрока — компании "Ригла" и "Аптечная сеть 36,6". Первая приобрела сеть местных аптек фирмы "Фарматех", вторая стала обладателем "Нижегородского аптечного дома".

В конце 2004 г. 97,5% акций предприятия "Нижфарм" были куплены за 80,5 млн евро германской фармацевтической компанией Stada Arzneimittel AG. В начале 2006 г. компания Millhouse Capital продала свою сеть нижегородских магазинов "Эконта" торговому дому "Копейка" и краснодарской сети "Магнит". Совсем недавно нижегородские телекоммуникационные операторы заинтересовали столичных инвесторов. АФК "Система" приобрела местного интернет-провайдера "Сенди" и оператора кабельного телевидения "Информсервис". В текущем году новый собственник появился и у интернет-провайдера "Нижегородские информационные сети" (НИС) — его приобрела компания "Старт Телеком".

Эксперты затрудняются назвать те отрасли, в которых сегодня наиболее перспективно покупать бизнес, отмечая, что практически везде — и в сфере IT, и в торговле продуктами питания — можно найти успешные, хорошо организованные компании. По словам директора Центра правового содей­ствия "ТМ-Сервис" Юлии Крузе, инвесторы обычно приобретают те бизнесы, которые работают как часы, имеют значительную долю на местном рынке и мало зависят от человеческого фактора (от рядового персонала, который там работает). Вообще, чем более прозрачен и технологичен бизнес в плане управления всеми процессами, тем он более привлекателен для купли-продажи, тем труднее сбить цену в процессе переговоров, найти брешь в "обороне" и захватить предприятие.

Так или иначе, исключительно нижегородского бизнеса в регионе остается все меньше, какую отрасль ни возьми. Иногда предпринимателям кажется, что время для продажи выбирают они, но на самом деле, это им делают предложение, от которого трудно отказаться. Часто владельцы бизнеса, полностью продавшие свое детище, становятся наемными менеджерами в бывшей собственной компании, некоторые берут тайм-аут, а затем начинают создавать что-то новое. А отдельные бизнесмены с настойчивым упорством отказываются от самых, казалось бы, заманчивых предложений. В то же время немало предпринимателей хотели бы передать свое дело "в хорошие руки", да не могут найти покупателя, который предложил бы им достойную, по их мнению, цену. Впрочем, это еще не свидетельство того, что их бизнес плох. Возможно, время для удачной продажи упущено или еще не настало…

Алексей Трушин генеральный директор "World Class Нижний Новгород"

— Прежде чем ответить на  вопрос: "Когда лучше всего продавать бизнес?", нужно понять, кто, собственно, его продает. Если это создатель бизнеса, основатель компании, в которую вложена частичка души, деньги, опыт, потрачено время, то продавать бизнес нужно тогда, когда происходит следующее. Первое: бизнес становится неинтересным. Второе: есть более привлекательные проекты и с точки зрения приложения сил, и с точки зрения доходности. Третье: когда продаваемый бизнес имеет хорошую цену. Причем именно в такой последовательности по приоритетам, и первые два пункта являются определяющими. Ну а если компанию продает инвестор, то тут все проще, и продавать бизнес лучше тогда, когда он достигнет максимальной стоимости.

Юрий Кузьмичев директор нижегородского представительства
консалтинговой компании "Магазин готового бизнеса"

— Безусловно, бизнес лучше всего продавать на пике успеха, когда он приносит владельцу максимальную прибыль, а для потенциального инвестора вложение средств в данную отрасль имеет минимальные риски. Некоторые собственники сознательно продают свой бизнес именно в такой наиболее удачный период, причем они изначально и последовательно идут к этой цели.

Существует множество примеров, когда бизнесмены продают в "хорошие руки" успешное дело, а затем вкладывают средства в развитие нового, более интересного, на их взгляд, направления, таким образом, постоянно работая на перспективу. Почему это происходит? Наступает такой момент, когда собственник понимает, что без дальнейших серьезных финансовых вливаний его предприятие не сможет расти, начнет стагнировать, или просто не видит дальнейшей долгосрочной стратегии развития данного направления.

Если бизнес успешен, перспективен, то найти инвестора для осуществления обоюдовыгодной сделки вполне реально. Но, к сожалению, часто люди приходят к нам, когда момент для продажи упущен: предприятие уже не на пике, его пора либо совсем закрывать, либо поднимать из руин. В этом случае будет очень сложно доказать потенциальному покупателю, что он сможет заработать на приобретении данной компании. Впрочем, инвесторы в большинстве своем люди грамотные и способны оценить потенциал бизнеса.

Главное при продаже — найти баланс между интересами нынешнего владельца компании и потенциального инвестора, а это довольно сложная задача, настоящее искусство.

Вадим Носов  руководитель Центра консалтинга Союза магазинов
Нижегородской области

— В идеале следует продавать компанию на "подступах к вершине" (вспомнив кривую жизненного цикла бизнеса из учебников). Если вы решите продать свой магазин, то интерес к нему в первую очередь проявят сетевые структуры — такова уж современная торговля. И основное противоречие, возникающее при подобных сделках, давно известно: продавцы стремятся продать свое предприятие как бизнес, а покупатель в первую очередь видит в нем объект недвижимости. Добавьте, что, как правило, у продавца нет полного комплекта документов на продаваемую недвижимость.

Свой магазин, в отличие от сетевого, увы, на 80% "состоит" из переговоров с поставщиками, торговыми представителями, из административных проблем и только на 20% — из красивого торгового зала. Поэтому продавать торговую точку имеет смысл в двух случаях. Во-первых, если вам самостоятельно надоело "тянуть" эти 80%. А во-вторых, если поступило предложение от покупателя, готового оценить ваш магазин как бизнес.


Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.