Что послужило причиной продажи "Сенди"

12.04.2006
Просмотров: 1843

При продаже компании самое большое искусство — попасть на гребень волны, угадать момент, когда на подъеме интерес именно к такому бизнесу.

«Жалеть?.. Радоваться надо!»

— Александра Лориевна, что послужило причиной продажи "Сенди"?

— У каждого бизнеса есть свой жизненный цикл. То, что на российском рынке связи компания, которой владели два частных лица, просуществовала 13 лет — явление само по себе удивительное, ведь отрасль укрупняется очень быстро. На рынке связи каждая фирма настолько жестко включена в общую систему, что до бесконечности удерживать, а главное, эффективно развивать свой "кусочек" отрасли невозможно.

Связь — это такой бизнес, в котором постоянно и очень быстро происходит смена технологий, что, следовательно, требует постоянных и крупных инвестиций. Мы эффективно работали на рынке, когда окупаемость проектов составляла 1,5–2 года. А сейчас пришли игроки, которые инициировали проекты со сроком окупаемости 5–6 лет. Небольшая по россий­ским меркам частная компания не в состоянии привлечь такие длинные деньги под низкие проценты, поэтому логика бизнеса диктовала неизбежность его продажи задолго до появления первых покупателей — уже 5–6 лет назад было понятно, к чему мы идем.

А вот скорость, с которой совершилась эта конкретная сделка, существенно зависела от сиюминутной бизнес-ситуации в России. Сегодняшний интерес крупных компаний к рынку связи можно трактовать по-разному. С одной стороны, аналитики прогнозируют высокую эффективность инвестиций в телекоммуникационные проекты. В то же время при избытке средств (а в стране крутится много "нефтяных" денег) всегда начинается мучительный поиск бизнеса, в который можно инвестировать. При этом инвесторы ищут хорошо работающее предприятие, приносящее прибыль, значительно превышающую размер банковского депозита. А наш бизнес на протяжении многих лет демонстрировал высокие результаты работы.

При продаже компании самое большое искусство — попасть на гребень волны, угадать момент, когда на подъеме интерес именно к такому бизнесу. Это своего рода игра — кто продастся последний. Оставшийся на рынке последний из заметных игроков может продать бизнес по самой высокой цене. Мы, наверное, этой цели смогли достичь.

Бизнесмен совершает подобные сделки нечасто, один-два раза в жизни (за исключением, конечно, профессионалов), так что опыта у нас не было, но мы считаем, что сделка нам удалась.

Для успешной, в нашем понимании, продажи должно было сойтись множество различных факторов. В первую очередь, мы стремились продать бизнес в "хорошие руки", чтобы обеспечить не только высокую цену продажи, но и неплохие перспективы развития компании. Кроме того, хотелось, чтобы сохранилась торговая марка "Сенди".

— А кто кого нашел?

— За прошедший год на нас выходили, по крайней мере, семь покупателей, поступало много разных предложений, часть из них мы обсуждали, часть отмели сразу. Не хотелось иметь дел с невменяемыми людьми, а такие, как ни странно, встречались.

Если ты стремишься и в дальнейшем оставаться у руля своей компании, сложность состоит в том, что переговоры о продаже с тобой ведут одни люди, а работать в дальнейшем предстоит с другими. Во многом по манере общения приходилось догадываться, кто стоит за этими людьми, каков стиль работы данной компании, какие она преследует цели.

Нам кажется, что проект, который мы взялись реализовывать, открывает новые горизонты. А к горизонту идти всегда интересно. Поэтому сейчас мы в определенной степени переживаем ренессанс и испытываем чувства, очень сходные с теми, которые у нас были, когда мы только начинали свой бизнес. Тогда, в начале 90-х, мы уже видели перспективы развития интернет-услуг, хотя многие говорили: "С кем мы будем переписываться по электронной почте, ее же ни у кого нет?"

В ближайшем будущем ожидается совмещение на основе оптоволоконной сети цифрового телевидения, интернета и телефонии — это как раз то направление, по которому шло развитие нашего бизнеса. Просто мы откладывали реализацию данного проекта на неопределенное время и строили оптоволоконные сети, ресурсы которых настолько велики, что на базе созданной нами инфраструктуры можно предоставлять все современные услуги. В настоящий момент ведется подготовка к массированному выводу новых комплексных услуг на телекоммуникационный рынок Нижнего Новгорода. Неудивительно, что мы сейчас переживаем очередную молодость.

— Вы обмолвились об отсут­ствии опыта в сфере совершения подобных сделок. Все ли прошло гладко? Не было ли давления со стороны потенциальных покупателей? Не предпринималось ли попыток сбить цену во время подготовки бизнеса к продаже?

— Существует распространенное мнение, что москвичи все покупают, "выкручивая руки". Мы этого не почувствовали. Возможно, потому что на наш бизнес претендовало несколько покупателей. Честно говоря, я даже удивилась, насколько грамотно и бесконфликтно была организована сделка со стороны "Системы". Покупателя представляли люди нашего же академического круга, и, наверное, поэтому мы не почувствовали никакого давления и обо всем договорились "полюбовно".

— Вы готовили коллектив к тому, что состоится сделка по продаже бизнеса?

— Как людям ни объясняй необходимость продажи, стресс в подобных ситуациях неизбежен. Мы разговаривали и успокаивали и сотрудников "Сенди", и специалистов "Информсервиса", тем не менее испуг в глазах людей исчез только спустя полтора-два месяца. Хотя, казалось бы, самый сильный стресс должен испытать собственник, но я это пережила значительно проще, возможно, в силу отсутствия сентиментальности.

— Как вы, бывший собственник, ощущаете себя в качестве наемного руководителя? Отношение к работе не изменилось?

— Остаться в компании руководителем — такой задачи у меня изначально не было. Я собиралась заняться чем-то другим, ведь в жизни столько всего интересного. Но получилось так, что пока остаюсь руководить организацией. Сколько времени это продлится, решать уже не только мне, но и новым собственникам. Я для себя так сформулировала: пока мне интересно, я работаю.

Мне сейчас важно соблюсти обязательства перед своими работниками, которые наша компания всегда выполняла: мы вовремя и полностью платили "белую" зарплату, обеспечивали соцпакет, медицин­скую страховку, помогали сотрудникам, чем могли. Когда я разговаривала с новыми собственниками о стратегии развития бизнеса, то поняла, что у них такое же видение кадровой политики. И мне кажется, пока наши работники не ощутили смены соб­ственника. Сложнее было сотрудникам компании "Информсервис" — для них, конечно, многое изменилось...

Удивительно, что в трудный переходный период обе проданные компании не потеряли ни в темпах развития, ни в объемах продаж. Это существенный показатель того, что движение продолжается в верном направлении.

И еще мне кажется, сложившееся представление о соб­ственнике бизнеса несколько искажено. Очень хорошо себя ощущает владелец высокорентабельного предприятия, который имеет возможность постоянно изымать какие-то деньги на личное потребление. Есть, конечно, и такие собственники, которые личное потребление ставят во главу угла и, не стесняясь, забирают деньги из своего бизнеса. А бывают случаи, когда человек понимает, что его фирма не имеет пер­спектив, и пытается забрать из нее все, что можно.

Бизнес связи — особый, здесь всегда было очевидно, что если ты деньги не проешь, а вложишь в развитие, то они достаточно быстро превратятся, по Марксу, в "деньги плюс". Поэтому я себя никогда особенно не баловала и всегда оставляла на потребление ровно столько, сколько хватало на нешикарную жизнь. Не было ни времени, ни желания, чтобы научиться "со вкусом" ходить по магазинам и что-то выбирать, заниматься вещами "всерьез". А поскольку это не стало частью моей жизни, я не успела прочувствовать себя собственником существенных финансовых средств и, по сути, всегда вела себя как менеджер.

Один неглупый человек правильно заметил, что мы стали владельцами бизнеса случайно. Просто в начале 90-х активные люди оказались в ситуации, когда для нас никто не создал предприятия, на котором можно было бы себя реализовать, поэтому его пришлось создавать самим. А теперь мы пришли к своему естественному состоянию — управляем компанией, в которой нам интересно работать.

— Не жалко было продавать свое любимое успешное дело, созданное с нуля, на которое потрачено столько сил…

— Вы мне этот вопрос как женщине задаете или как предпринимателю?

— Как женщине и предпринимателю. Я бы, наверное, и мужчине задала такой вопрос…

— Знаете, почему я переспросила? Существует стереотип, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Однако у меня сложилось впечатление, что женщины, которые достигли успеха в бизнесе, оказываются более жесткими и прагматичными, чем мужчины, достигшие подобных высот, поскольку дамам на этом пути приходится преодолевать большее сопротивление. А в целом, успех в бизнесе, финансовые показатели компании не зависят от того, женщина руководит или мужчина. На мой взгляд, чем больше эмоций в делах, тем они хуже удаются.

Так что при продаже "Сенди" эмоциям не было места. Просто мы приняли грамотное бизнес-решение. На сильно укрупняющемся, зарегулированном государством рынке наша компания в скором времени начала бы "таять", стагнировать, терять свою стоимость, а мы дали ей новое дыхание. Почему я должна об этом жалеть? Радоваться надо!

— А какие, если не секрет, у вас были планы до того, как вы стали наемным руководителем?

— Как вы понимаете, продажа успешного бизнеса дает человеку некоторые средства на то, чтобы жить так, как ему хочется. И мне в голову приходила мысль: может быть, вообще от дел отойти? Тогда я взяла бумагу и составила список, чем мне хочется заняться, на что у меня никогда не хватало времени. Хочется, например, всю весну прожить в деревне (у меня там дом) — от таяния снега и до того, когда почки распускаются. Хочется объездить Нижегородскую область — я за рулем полдня, а крутишься все по окрестностям Нижнего. Хочу, например, съездить в Болдино, никогда там не была. В 40 км от моей деревни находится Макарьевский монастырь — с Волги к нему часто подъезжала, а по суше ни разу, думаю, что там очень красивые места. На все это, конечно, нужно время, но, если поставить цель, оно найдется. Однако необходимо было освободить еще и душевные силы для отдыха…

И еще один интересный факт. В процессе продажи я разговаривала и консультировалась со многими людьми, которые уже продавали свои бизнесы, и в результате раз двадцать слышала: "Давай, продавай бизнес, у меня такое дело начинается! Приходи, будем работать!" И я заподозрила, что отойти от дел мне удастся нескоро.

Сейчас столько работы, что ни о чем другом думать и мечтать не хватает ни сил, ни времени. Вы представляете, что такое объединить две компании с похожими и при этом очень разными бизнесами, перестроить всю систему управления под нового собственника с его новыми требованиями, разработать новый технологический проект и начать продвигать новые торговые марки…

— А я слышала, что когда федеральные компании покупают предприятие, они встраивают его в свою систему и внедряют "сверху" технологии управления финансами, персоналом, качеством, в общем, "учат жить"…

— Понимаете, новый проект наших собственников только начинает строиться. Кирпичи уже есть, а здания еще нет. Это для телекоммуникационного рынка совершенно естественно. Говорят, существует два способа строительства железных дорог — европейский и американский. Европейцы десять лет проектируют, все рассчитывают, строят медленно, зато у них самые надежные дороги в мире. Американцы выходят на границу города, смотрят, где следующий населенный пункт, задают направление и кладут рельсы. Получается не очень надежно с точки зрения безопасности, зато очень быстро. К сожалению, в телекоммуникациях все меняется настолько стремительно, что в этой отрасли строить по-европейски невозможно.

Мы делаем системы, которые никогда не останавливаются. Ни один клиент нам не простит, если мы скажем, что на недельку закрываемся — реорганизация, знаете ли, оборудование новое ставим! Телекоммуникационный бизнес очень похож на никогда не приземляющийся самолет: поднялся в небо фанерный биплан, и его на лету перестраивают: крылья новые приделывают, меняют приборы, и вот он давно уже реактивный, а еще ни разу не садился, все время в полете. Вот что такое телекоммуникационный бизнес. Не приходится ждать, что кто-то придет и внедрит все технологии, поэтому и хочется сейчас серьезно вложиться, чтобы больше твоей личности, твоих технологических решений воплотилось в новых продуктах, которые должны появиться на рынке.

— Что вы посоветуете соб­ственнику, который решил продавать свой бизнес?

— На продажу следует смотреть как на отдельный вид бизнеса. Тогда резко снижается вероятность ошибки. Если вы задумали продать компанию, устройте внутреннюю ревизию всего бизнеса. Как бы вы грамотно ни вели дела, во время внутреннего аудита увидите недостатки — как в квартире во время генеральной уборки в темных углах заметны мусор, пыль. Так вот, сначала надо "навести чистоту" в делах, а уже потом пытаться оценить, сколько этот бизнес реально стоит. И еще — не спешить. Чем больше торопишься, тем больше вероятность совершить ошибку.

Анна Глуховская

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.