9 разных направлений деятельности ГК "Электроника"

13.04.2006
Просмотров: 2884

ГК "Электроника" развивается за счет своих ресурсов и небольших привлеченных средств.

«Мне скучать некогда!»

— Приходилось ли вам получать предложения о продаже бизнеса?

— Неоднократно. Причем это касается разных направлений деятельности ГК "Электроника". Например, в середине 90-х компания "Эльдорадо" делала нам предложение о покупке сети магазинов "Электроника", но мы, естественно, отказались. Компания "М-Видео" в конце 90-х, перед выходом на нижегородский рынок, также предлагала нам продать этот бизнес, а я в ответ предложил купить их сеть, так как примерно представлял ее стоимость. Они обиделись.

Единственная причина, по которой нам пришлось расстаться с одним из своих бизнесов — продажей отделочных и строительных материалов, была связана с тем, что этот проект изначально создавался лишь для того, чтобы не увольнять сотрудников после кризиса. Бизнес строительных и отделочных материалов аналогичен продаже бытовой технике — по учету, снабжению и прочим процессам, поэтому людей не пришлось долго переучивать. Проект продержался лет пять, а когда он стал уже неактуален, мы просто от него избавились — при этом и людей сохранили, и стали развивать то, что нам более интересно.

Отсутствие интереса к какому-то направлению и желание развивать что-то новое может стать основным мотивом добровольной продажи бизнеса, если, конечно, ты не устал и не хочешь перейти в категорию рантье, как сегодня модно на Западе.

Бывают случаи, когда человек "прошляпил" бизнес, не выдержал конкуренции и вынужден продать свое предприятие, но в подобных ситуациях он расстается с ним не по доброй воле.

Лично мне интересно заниматься бизнесом. У ГК "Электроника" 9 разных направлений деятельности, так что скучать некогда!

— Как вы оцениваете те процессы в сфере купли-продажи бизнеса, которые происходят на рынке? Говорят, что сейчас по регионам ездят "разведчики" (представители крупных московских компаний) и присматривают предприятия в глубинке для выгодного вложения денег. Вам не тяжело работать в такой атмосфере?

— Конечно, тяжело. Давление ощущается постоянно, причем не только со стороны конкурентов, но и со стороны властных и криминальных структур. Порой мы становимся свидетелями поглощений, в том числе и недружественных. Иногда продавцу и покупателю удается договориться о цене, и прежний собственник уходит из бизнеса, полностью продав свое детище, или интегрирует предприятие в новую структуру. Но в то же время часто приходится наблюдать, как людей просто выкидывают из бизнеса. Покупают всех и вся. И никакие связи с административными структурами не помогают, а иногда даже усугубляют ситуацию.

А мы "кусаемся" и стараемся держаться от всего этого подальше. Когда представители сети "КАРО" пришли на нижегородский рынок, захотели нас "подмять" и довольно пренебрежительно отозвались о нашем городе и о потенциальных потребителях, я сразу понял, что они для нас не соперники. Нельзя относиться к людям свысока — успеха не будет.

— Как вам удается успешно развивать столь разные направления бизнеса?

— Во-первых, у нас крепкая и слаженная команда. Во-вторых, работа "Электроники" основывается на простых принципах — честность, оперативность, качество, профессионализм. В-третьих, я постоянно испытываю информационный голод и поэтому читаю много разной литературы (в основном, по ночам — другого времени просто нет), делаю закладки, заметки на полях. И часто, как правило, вечером в голову приходят свежие и неожиданные идеи, созревшие под влиянием прочитанного, увиденного…

А потом, не так уж активно мы развиваемся. Может, для нашего региона — это нормальный темп, а по российским меркам очень медленный. Денег на развитие не хватает. Это естественно.

— А если придет инвестор и предложит значительные средства для активного развития и роста, как вы отреагируете?

— Все зависит от условий сотрудничества. Давайте представим, что пришли покупать сеть кинотеатров. Если инвестор предлагает купить это направление бизнеса полностью, то какой смысл, например, становиться в ряды наемных менеджеров, которым всегда легко указать на дверь, тем более если идешь "не тем путем" или высказываешь свою точку зрения. Продавать бизнес частями, оставив себе небольшую долю, также не имеет смысла по причине утраты контроля над предприятием.

Наверное, интересен выход на рынок первичных облигаций и продажа небольшой доли (не более 15%), в этом случае и контроль над управлением сохраняется, и есть возможность привлечения дополнительных средств на развитие. Конечно, какую-то часть контроля теряешь, но тем не менее имеешь возможность отстаивать свою позицию, при этом бизнес-процессы на предприятии прозрачны, выстраиваются по международным стандартам. Но для привлечения инвестиций таким способом надо пройти очень сложный путь…

Мы и сейчас можем продать бизнес, причем очень удачно — предложения есть. Но какой смысл, для чего привлекать инвестора таким образом? Не хотелось бы повторить путь владельца одной успешной нижегородской компании, который помог утвердиться на местном рынке сильному стороннему игроку, шел с инвестором в одной связке, демонстрировал взрывное развитие, а в итоге оказался ненужным своему партнеру и остался практически не у дел.

Сейчас во многих сегментах рынок "перегрет" и переоценен. Иногда обманываются покупатели, а иногда продавцы. Многие инвесторы верят аналитикам — раз обороты растут, значит, фирма серьезная, хорошо развивается. Между тем хороший оборот — еще не показатель. Так, одна аптечная сеть была куплена за $56 млн, а в итоге оказалось, что покупатель заплатил деньги за воздух. Была создана сеть торговых точек, оборот искусственно раздут за счет очень низких торговых наценок, кроме того, повсеместно были заключены краткосрочные договора аренды. Люди купились на оборот, приобрели бизнес, а год спустя оказались на нуле.

ГК "Электроника" развивается за счет своих ресурсов и небольших привлеченных средств. Мы готовы к сотрудничеству, но к такому, чтобы была возможность контролировать ситуацию и отстаивать свою точку зрения. Вообще, когда хочешь только заработать денег — ничего не получится, деньги "побегут" от тебя. А когда ставишь цель и к ней идешь, деньги сами к тебе "притягиваются".

— А какую вы ставите цель?

— В разных направлениях бизнеса свои цели — от стабилизации и постепенного роста до активного развития. Недавно, например, нам сделали сразу два предложения по развитию федеральной сети кинотеатров. Видимо, поняли, что в регионах люди открытые, честные, не снобы, умеют и любят работать, оценили наш уровень качества. Например, мы первыми внедрили в кинотеатрах свои стандарты: широкие проходы, мониторы перед кассами, которые позволяют увидеть информацию о наличии свободных мест. Раньше в России такого нигде не было. Мы действовали, исходя из потребностей зрителей. Для них это удобно. А для нас важно, чтобы такие "мелочи" повышали качество услуг в наших кинотеатрах. Нормально, что конкуренты подсматривают и стараются внедрить у себя то хорошее, что есть в нашем бизнесе. Значит, мы все делаем правильно.

В ближайшем будущем планируем развивать сеть демо­кратичных спортклубов. В этой сфере Нижний года на два отстает от Москвы, там сейчас в каждом спальном районе имеется спортклуб. У нас в городе всего два элитных клуба, и те битком, а заведений демократичного класса вообще нет. Откроем. Попытаемся сформировать на нижегородском рынке доступные по цене и достойные по качеству спортивно-оздоровительные услуги.

— Средства для реализации этого проекта вы будете изымать из другого направления бизнеса?

— Создавать сеть спортклубов мы будем не в ущерб другим направлениям. У нас достаточно гибко организованы финансовые потоки, так что ради нового не придется жерт­вовать старым.

В ГК "Электроника" имеется семилетний план развития. И там есть одно направление (пока не хочу раскрывать карты), которое должно стать "взрывным", позволить развиваться и противостоять жесткой конкуренции. Ситуация меняется, крупные сети идут в регион, и от этого надо как-то застраховаться. Постоянно смотрим, в какую сторону расти дальше: что можно "законсервировать", направив средства в наиболее перспективный проект, который позволит группе компаний добиться хорошей динамики развития.

— Как долго вы сможете противостоять московской и международной экспансии?

— На мой взгляд, при грамотном подходе противостоять можно до бесконечности. Я поездил по миру и видел, что во многих странах сосуществуют и транснациональные компании, и местный региональный бизнес, который не сломался под натиском международных гиган­тов. Активно развиваются и те, и другие. 

Анна Глуховская

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 1

Серж 14.02.2013 18:42:00
Конечно это все замечательно звучит. Но потребителю все равно у кого покупать технику и в чей спортклуб ходить. Но нельзя использовать как преимущество нарушение законов. Нельзя заставлять увольнятся сотрудников без компенсации положенной ТК РФ при сокращении, как это было в ЧОП "Электроника". Видно коммунист А.Кузнецов считает такие меры допустимыми, что б остаться в бизнесе и обойти конкурентов.