Куда приведет франшиза?

13.04.2006
Просмотров: 1995

Итоги конференции "Франчайзинг: перспективы нижегородского бизнеса".

Во всем мире принято считать, что франчайзинг — чрезвычайно перспективный вид предпринимательства. Если в "обычном" бизнесе из ста возникающих предприятий в итоге выживают не более десяти, то из такого же количества фирм, работающих по франчайзинговой схеме, будут успешно развиваться девяносто. Приобретая право вести бизнес под известной торговой маркой, франчайзи получает готовое предприятие, и именно в этом заключается его главное преимущество перед другими предпринимателями.

Мировой опыт показывает, что отработанная схема ведения бизнеса, раскрученный брэнд, проверенный продукт значительно повышают шансы начинающего бизнесмена выжить на рынке, а состоявшиеся компании таким способом могут завоевывать новые территории сбыта. Впрочем, зарубежный опыт всегда трансформируется в российских условиях. Насколько мы отстаем от иностранных коллег по бизнесу? Что ждет франчайзинг в России и в нашем регионе? Эти вопросы обсуждались на конференции "Франчайзинг: перспективы нижегородского бизнеса".

Растем не только в столице

Если еще три года назад предприниматели задавались вопросом, что такое франчайзинг, то сегодня их интересует совершенно другое: как выбрать подходящую франшизу и эффективно вести бизнес? По мнению главного менеджера Российской ассоциации франчайзинга Валерия Перкова, все больше предпринимателей склоняются к этому виду бизнеса, и спрос на франшизы растет. Например, в 2002 г. число франшизеров — владельцев торговой марки, продающих право действовать от их имени, — ограничивалось сотней компаний, в начале 2005 г. оно возросло до 170, а к концу текущего года, по предварительным прогнозам, эта цифра должна увеличиться до 230. "Однако уже сейчас в России работает 260 франшизеров, а франчайзи, покупателей готового бизнеса, насчитывается около 2,7 тыс., — отмечает Валерий Перков. — Рост невероятный!"

Раньше рост наблюдался только в Москве и Санкт-Петербурге, но сегодня франшизеры шагают в регионы. Более того, за пределами столиц появляются автономные франшизные сети. "В Нижнем Новгороде я встретил названия, которые мне неизвестны — "РайЦентр", "Семь слонов", "Линарис" и др.", — отмечает главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга.

Однако чем выше популярность, тем сильнее начинает проявляться следующая закономерность: франшизные сети в разных секторах экономики развиваются непропорционально. Спрос на франшизы наиболее активен в розничной торговле (47% от общего числа проданных франшиз) и в сфере общественного питания (20%). В других отраслях франшизеров мало. "Бывали случаи, когда потенциальные покупатели интересовались франшизами, например, в сфере производства или обслуживании автотранспорта (продажа запчастей, шин, автомойка), — приводит пример г-н Перков, — но на их спрос не находилось предложения".

Впрочем, эксперты смотрят с оптимизмом на перспективы развития франчайзинга в России, несмотря на то что отечественная ситуация кардинально отличается от зарубежной. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возник лишь в 90-е гг. XX в., когда практически одновременно появилось несколько франчайзинговых систем — отечественных и с участием иностранного капитала. Первой оказалась компания "Дока-пицца", возглавляемая Владимиром Довганем. Развернутая сеть насчитывала тогда около тысячи пиццерий, однако имидж торговой марки был подорван недобросовестными партнерами: франчайзи стал выпускать продукт "Дока-пиццы" с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество его ухудшилось, а потом сеть и вовсе прекратила свое существование.

Такие разные задачи

За рубежом франчайзинг существует уже полтора века. С тех пор, как Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин, этот бизнес развился до огромных масштабов. Так, в США сегодня действует 1,5 тыс. франшизных сетей и 667 тыс. франчайзинговых организаций, в которых занято около 10 млн человек (7,4% от общей занятости). Около 40% всех продаж осуществляется именно через этот бизнес, который является в американской экономике вторым по величине сектором после производ­ства товаров длительного пользования и занимает большую долю, чем, например, банковский сектор.

В США франчайзинговые схемы действуют исключительно в сфере услуг, и приоритеты внутри этой сферы выстраиваются иначе, чем в России. По данным вице-президента Subway Russia Геннадия Кочеткова, на первом месте по популярности среди франчайзи находятся рестораны быстрого обслуживания, за ними стоят услуги для бизнеса, рестораны полного цикла обслуживания, и только потом — розничная торговля. Любопытно, что, в то время как в России участники франчайзингового бизнеса сетуют на малое количество франшиз в производстве, в Америке такой проблемы просто не существует. "Производственный франчайзинг — этого нет и быть не может! — восклицает г-н Кочетков. — Если к производству добавлено доведение продукта до конечного потребителя — это уже услуга".

Направления развития американского и отечественного франчайзинга также разные. Задача россиян — завоевывать территории и вовлекать в торговые схемы новых участников. Задача американцев — находить и предоставлять все более изощренные виды услуг. По мнению Геннадия Кочеткова, франшизные сети в странах с развитой экономикой будут стремиться предложить еще более яркие концепции, рассчитанные на специфические запросы потребителей.

Актуальной в ближайшем будущем обещает стать, например, услуга подготовки к самостоятельному приготовлению пищи. Возвращение американцев к истокам, то есть к обедам и ужинам made-self, вскоре может потеснить ресторанное питание. Но поскольку жители США уже забыли, как в домашних условиях готовятся блюда, бизнес предлагает им помощь: подобрать продукты в соответ­ствии с меню и количеством персон, помыть, почистить их, выбрать рецепт для каждого конкретного случая и упаковать покупку. В качестве перспективных направлений франчайзинга также рассматриваются электронная торговля, обслуживание домашних животных, услуги для детей (от продуктов до развития творческих способностей) и специализированные фитнес-центры для женщин.

Бизнес есть, закона нет

В России с ростом популярности франчайзинга увеличивается и количество проблем, решение которых, по мнению участников конференции, существенно повысило бы эффективность этого вида бизнеса. В первую очередь, его развитие сдерживала нестабильная экономическая ситуация в стране. Франчайзинг, как система отношений, закрепленных договором, объединяет экономически независимых предпринимателей. И система эта, становясь инерционной, требует предсказуемости экономического развития. Однако последнее десятилетие характеризовалось обратным: постоянные скачки в динамике отечественной экономики приводили к таким же резким колебаниям спроса на большинство видов товаров и регулярным переделам собственности. А поскольку многие франчайзи из-за недостаточности средств открывали свои предприятия на арендуемых площадях, перемена их владельца отрицательно влияла на работу и франчайзи, и франчайзинговой системы в целом.

Развитие тормозилось еще по одной причине. "Для того чтобы расширялись франшизные сети, опережающими темпами должна развиваться сфера услуг, — уверен г-н Кочетков. — В России эта сфера пока находится в арьергарде, хотя в западных странах она формирует основную экономическую массу".

Кроме того, у большинства предпринимателей отсут­ствует стартовый капитал, необходимый для вхождения во франчайзинговую систему. В Америке типичный франчайзи — это бывший военный, который за время службы превратился в идеального исполнителя условий контракта и накопил достаточно средств для покупки бизнеса. В России франчайзи чаще всего становятся индивидуальные предприниматели. "В нашей сети работают 20 франчайзи, — приводит пример вице-президент Subway Russia. — Они пришли из разных сфер — золотодобычи, продажи водки, автосервиса, и все диверсифицировали свой бизнес".

Тот, кто намерен купить франшизу, наверняка, встретится со сложностями получения кредита. Уровень доходности франчайзи с учетом всех регулярных платежей может оказаться невысоким, значит, возврат кредита будет достаточно долгим, а если принять во внимание действующие банковские ставки, то почти бесконечным. По словам Валерия Перкова, в России кредитование франчайзи находится в зоне высокого риска, в то время как за рубежом оно наиболее безопасно для финансовых структур. Продукта, специально разработанного для франчайзинга, в нашей стране не существует, банки предлагают потенциальным покупателям франшиз кредитоваться по другим схемам.

Однако, по словам начальника кредитного управления НБД-Банка Дмитрия Федюнина, только в 2004 г. объем кредитов на покупку франшиз достиг $2–2,5 млрд, и финансовые структуры будут проявлять к этому бизнесу все больший интерес. А вместе с интересом тщательно оценивать риски, которые могут содержаться в контрактах, соотношение размеров бизнеса и запрашиваемого кредита, а также конкурентоспособность покупаемого брэнда.

Вторая проблема, о которой говорили многие участ­ники конференции, находится в правовой плоскости. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг", а коммерческая концессия, которой посвящена глава 54 Гражданского кодекса РФ, данному понятию не эквивалентна. "В нашей стране невозможно идентифицировать этот бизнес, — считает председатель подкомитета по франчайзингу ТПП РФ, директор компании "Правовой сервис ФАРН" Инга Рыкова. — То, что развивается торговыми сетями, в общем и целом обозначается франчайзингом. Но это совсем не так!"

С правовой расплывчатостью тесно связаны социально-психологические факторы, также сдерживающие покупку франшиз. Участники франчайзинговых схем боятся провала в новом для них бизнесе. Потенциальные покупатели франшизы опасаются банкротства, которое может быть вызвано действиями франшизера, потенциальные продавцы — недобросовестных франчайзи. "Иногда покупатели приобретают право на ведение дела, работают полгода, а потом снимают марку франшизера и начинают вести бизнес самостоятельно, — рассказывает Инга Рыкова. — После расторжения отношений им кажется, что они никому ничего не должны". К сожалению, в России ценится только товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности (такой как торговая марка, технология производства, организация бизнес-процессов и т.д.). Увеличение подобных спорных ситуаций в будущем приведет к необходимости правового урегулирования отношений между сторонами, заключившими договор.

Неравномерный интерес

Отрасли, в которых франшизы продвигаются на региональные рынки, развиваются неравномерно, а значит, приобретая тот или иной бизнес, франчайзи оказываются в разных условиях. Самая насыщенная франчайзинговыми предложениями сфера — fashion (одежда, обувь, парфюмерия, косметика). В настоящее время емкость этого рынка составляет $30 млрд, и она ежегодно увеличивается на 10%. Отчасти это связано с тем, что рядовой покупатель все больше обращает внимание на марку одежды, обуви. Цена же в меньшей степени влияет на его предпочтения, а следовательно, и на спрос.

 Если потенциальный франчайзи намерен вложиться в зарубежную торговую марку, ему придется инвестировать в fashion-бизнес $100–150 тыс., покупка франшизы россий­ской марки обойдется дешевле (от $50 тыс). "Однако кроме франчайзинговой схемы выход на региональные рынки осуществляется путем создания собственных магазинов или с помощью оптовых закупок, — отмечает генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова. — И это лишь обостряет конкуренцию".

Много франшиз предлагается и в сфере общественного питания, где конкуренция также довольно жесткая. И в будущем, по словам руководителя отдела продаж департамента развития франчайзинга Консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса" Олеси Селюх, развитие общепита начнут определять следующие тенденции. Во-первых, чрезвычайно популярный формат fast-food будет склоняться к диетическому питанию (даже McDonald"s вводит в свое меню фрукты, салаты и йогурты). Все больше компаний станет предлагать яркие концепции. Например, основу концепции франшизной сети Wokie Dokie составляет еда с минимальным содержанием жира, которая рассчитана на людей, ведущих здоровый образ жизни.

Во-вторых, ожесточенная конкуренция вынуждает франшизеров очень критично подходить к своим франчайзи и ориентировать их на исключительное качество конечного продукта. Здесь важную роль играет передача рецептур (хотя отечественные франшизеры более лояльны к своим региональным партнерам, чем иностранные). Постепенно меняются требования и к потенциальным покупателям франшиз: для владельцев торговой марки становится интересен тот партнер, который, покупая одну франшизу, планирует на будущее приобретение еще трех-пяти.

На рынке медицинских услуг, напротив, жесткой конкурентной борьбы не наблюдается. Объем этого рынка почти в 5 раз меньше сферы fashion ($6,5 млрд). Безусловно, перспективы у франчайзинга в медицине есть (с ростом доходов и уровня заболеваемости население постепенно будет отказываться от бесплатной медицины), но частная медицина — все-таки довольно специфическая отрасль. "Здесь важен моральный аспект, поскольку медицина — это не только бизнес и прибыль, — считает руководитель отдела франчайзинга ООО "Независимая лаборатория ИНВИТРО" Сергей Амбросов. — Нам приходилось отказывать тем покупателям, кто этого не понимал".

К тому же количество предложений на рынке медицин­ских услуг в 10 раз меньше, чем в fashion-бизнесе. "Причина в следующем, — комментирует г-н Амбросов. — Франчайзинг возникает тогда, когда компания имеет успешный опыт ведения бизнеса и готова делиться им с частными инвесторами. На мой взгляд, за исключением 3–4 франшизных предложений в ближайшие 2–3 года в нашей отрасли ничего не появится. Развиваться будет лабораторная диагностика, услуги по восстановлению волос и, конечно, стоматология".

Кстати, выставка франшизеров, проходившая параллельно с конференцией, на практике подтвердила неравномерное распределение интереса к разным отраслям. Внимание большинства посетителей выставки было сосредоточено на предложениях в сфере продажи одежды и общепита, а остальными франшизами заинтересовалось лишь 10% посетителей.

Галина Зайцева

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.