Будущее полиграфического гиганта

12.04.2006
Просмотров: 2422

"Нижполиграф" фактически является монополистом по ряду позиций.

— Михаил Геннадиевич, почему полиграфическая отрасль в Нижегородской области так быстро растет?

— Все очень просто. Судите сами, два года назад было проведено исследование, сколько бумаги потребляют жители разных стран. Выяснилось, что в США на каждого человека в год приходится около 200 кг бумаги, а в России — всего 25 кг. В этом году, по прогнозам, мы будем потреблять уже 40 кг, но, согласитесь, данная цифра пока еще несравнима с показателями США.

А в каком виде люди потребляют бумагу? Это не только книги и газеты, но и упаковка, этикетки и пр. Так что перспективы отрасли просто громадные.

— Вы говорите, что объемы потребления бумаги будут расти. Но ведь почтовый ящик любого жителя мегаполиса итак забит…

— Чем нам забивают ящики? Рекламными газетами, буклетами различных супермаркетов, изданиями политических партий. В газетных киосках тоже море "желтой" прессы, а нормальных газет не так много. Тенденция такова — количество наименований прессы увеличивается из года в год, но общий тираж не растет, даже частично уменьшается. Подписка на издания, столь популярная в прежние годы, вообще минимальна. Почему так? Очевидно, пресса не очень востребована — всю информацию доставляет телевидение.

— Влияет ли на вашу работу снижение политической активности — выборов проходит все меньше?

— Это и хорошо, и плохо. Плохо, что заказов на предвыборные газеты стало меньше, но хорошо, что не приходится работать в бешеном ритме. Такие масштабные заказы дают разовую прибыль, а мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.

— Какое место на нижегородском рынке полиграфии занимает "Нижполиграф"?

— Сегодня у нас два основных сегмента — книги и газеты. Плюс рекламно-полиграфическая продукция, но в этом сегменте нам противостоит множество небольших типографий. А вот по объемам выпуска книг и газет мы вне конкуренции, в общем, монополисты.

Если газеты выпускает ряд других типографий, то книги в твердом переплете не печатает практически никто, так как для этого требуется очень сложное и дорогое оборудование — одна книжная линия, причем не самая большая, может стоить 1,5 млн евро.

— Вы чувствуете давление со стороны конкурентов?

— Конечно. С начала 90-х в городе одна за другой появляются типографии, но они, как правило, начинают с самого простого и доходного — с этикеток, буклетов, визиток. И, надо признать, этот рынок они у нас практически отбили. Другой вопрос, что часть таких типографий получает конкурентные преимущества за счет того, что работает "в серую". Мы себе этого позволить не можем, так как являемся государственным предприятием и полностью открыты. Какие бы проверки ни приходили, даже вопросов к нам не возникает.

— Если по ряду позиций "Нижполиграф" фактически является монополистом, то нет ли у вас возможностей диктовать рынку свои условия?

— Не получается, так как в соседних регионах тоже есть крупные типографии с аналогичным оборудованием. Если мы начнем диктовать цены, то конкуренты будут привозить сюда свою продукцию. Более того, сразу появятся предприниматели, которые приобретут машины и будут печатать дешевле нас. Зачем нам плодить конкурентов?

— У вас не возникает ощущения, что частные типографии захватили "лакомые куски" рынка, а вам остались те направления, которыми другие не хотят заниматься?

— Нет. Я думаю, многие предприниматели хотели бы издавать книги — это интересный рынок, но нужны значительные вложения, которые не принесут быстрой отдачи. А небольшим типографиям не хватает ресурсов, они сегодня вкладывают деньги в простой в производстве продукт — этикетки, газеты, рекламную полиграфию...

В газетном секторе у нас много конкурентов, но, несмотря на это, мы удерживаем лидерство на рынке и даже покупаем новое оборудование. Недавно запустили машину Cityline Express, которая позволяет печатать востребованные сегодня полноцветные газеты.

— "Нижполиграф", наверное, одно из последних крупных промышленных предприятий, расположенных в Нижегородском районе города. У вас нет желания все эти площади сдать в аренду, а оборудование вывезти в пригород?

— Мы самые крупные налогоплательщики Нижегородского района, так что, действительно, в центре города крупных предприятий практически не осталось. Существует опасность, что мы акционируемся, кто-то купит эти акции и закроет предприятие. Будут на месте "Нижполиграфа" "Этажи-3". Чтобы этого не случилось, мы подстраховались. Сейчас просто так закрыть типографию невозможно — те объемы, которые мы выпускаем, больше никто в регионе не "переварит". Если предприятие закроется, скандал будет на общероссийском уровне.

Конечно, типография в центре города — это не очень правильно. Недавно я побывал в Германии, где общался с коллегой, директором типографии. Сама типография — качественное, красивое здание, там установлено новейшее оборудование. Я спросил, откуда деньги. Выяснилось, что раньше оборудование было "постарше", но типография находилась в центре города. Собственники продали здание, купили участок за городом и все сделали по высшему разряду. Так что подобный путь для нас приемлем — главное, чтобы сохранился профиль предприятия.

— Статус ФГУП накладывает на вашу работу определенные ограничения?

— На самом деле мы мало чем отличаемся от любой коммерческой структуры. Просто нашу работу контролирует не совет директоров, а Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

При этом существует только одна проблема: чтобы закупить новое оборудование, мы должны пройти процедуру согласования. Мне необходимо обосновать, зачем закупается новая машина, когда она окупится, что этот шаг даст клиентам и т.д. Процедура слишком затянутая. Пока проект будет утвержден во всех инстанциях, пока вернется к нам, пройдет столько времени, что покупка может потерять актуальность. В этом смысле мы отстаем от частных конкурентов. Они же не слепые — тоже видят свободные ниши и стремятся их занять.

При акционировании изменится только то, что мы будем работать в соответствии с законом об акционерных обществах. Причем, по моим наблюдениям, государство еще не решило, когда будет продавать типографии. Сейчас практически все крупные типографии акционировались, но 100% их акций по-прежнему принадлежит государству. Из 60 типографий в России продано около 10, причем не самых больших. Из газетных типографий вообще не продано ни одной.

— То есть типографии рассматриваются как некий стратегический ресурс государства?

— Видимо, у государства столько "нефтяных" денег, что доходы от продажи типографий не нужны. А что будет дальше с полиграфией, если продать государственные типографии, неизвестно. Варианты не просчитаны. Чиновники хотят попробовать продать часть типографий, а уже затем все остальные.

Хотя очевидно, что есть окончательное решение правительства акционировать все ФГУП. Депутаты нам честно признались, что написали такой закон о ФГУП, по которому работать невозможно, дабы руководители государственных предприятий сами стремились акционироваться. При этом своей основной задачей я считаю доказать любому собственнику, что заниматься полиграфией перспективно и выгодно. "Ниж­полиграф" — это не только интересные площади в центре города, но и прибыльное производство. У нас проекты и планы расписаны до 2011 г. Людей сейчас работает столько же, сколько при советской власти — 800 человек, хотя в середине 90-х число сотрудников падало до 500.

— Для вашего предприятия актуальна проблема дефицита специалистов?

— А она для всех сейчас актуальна. Я не встречал такой сферы бизнеса, где все было бы хорошо с работниками. Вузов море, а специалистов нет. В полиграфии вообще нонсенс — на всю страну есть только один Московский полиграфический университет, но его выпуска не хватает даже для потребностей столицы. В других городах существуют филиалы, факультеты, но все это мизер. Выход один — обучать людей самим. Поэтому мы плотно сотрудничаем с нижегородским лицеем № 41, где готовят печатников. Заключаем договора со студентами, что они будут работать у нас, и оплачиваем их обучение.

— У вас относительно современное оборудование. Более того, вы постоянно модернизируете производство. Если не секрет, откуда деньги?

— Во-первых, нам повезло — новое оборудование поступало вплоть до самых последних лет советской власти. "Нижполиграф" был одной из ведущих типографий управления ЦК КПСС. А во-вторых, на современном этапе прибыль позволяет нам приобретать оборудование в лизинг. В прошлом году мы вложили в модернизацию около $1 млн, а этим летом получим новую книжную линию. Конечно, приходится ужиматься в других затратах. Платим людям не такую большую зарплату, как хотелось бы…

Когда я возглавил "Нижполиграф", мы первым делом провели ревизию оборудования и начали загружать те мощности, что есть. Когда загрузка достигла определенного уровня, занялись исследованием рынка, что же еще можно предложить потребителям? И на основе этого была разработана программа обновления парка оборудования. Цены на полиграфические машины колоссальные, они не позволяют ошибаться. Если купишь печатное оборудование, а продукция окажется не востребована, то банкротство практически неизбежно. И такие случаи в Нижнем бывали.

Специфика полиграфии в том, что для маленького заказика нужна небольшая машина с низкими затратами бумаги. Если на некотором нашем оборудовании запускать малые тиражи, то на подготовку к печати мы затратим больше бумаги, чем на саму печать, и тогда печатать книгу тиражом, скажем, 3000 экземпляров нет никакого смысла. Между тем тиражи книг и газет снижаются. И мы в числе прочего закупаем новое оборудование, которое может печатать 500–1000 экземпляров.

— Как меняется спрос на книги в России? Мы читаем все то же, что и в середине 90-х?

— Ассортимент меняется. Народ "накушался" детективов и приключений. Сейчас больше печатается серьезной классики, справочной и исторической литературы, нормальных учебников. Переходный период, в течение которого ужас что печаталось, похоже, прошел. Заметна тенденция сокращения выпуска книг на газетной бумаге. Это же от нищеты все было. Общество возвращается к нормальным, качественным, красивым книгам, которые становятся все дороже. Неспроста некоторые книги на Западе стоят на порядок дороже, чем у нас. Там цена бумаги такая же, но выше издательские затраты, гонорары авторов, дороже труд печатников.

  — Если себестоимость ваших книг низка, то нет ли возможности выходить на западные рынки?

— Экономически это невыгодно. Бумагу мы покупаем на Западе и платим пошлину. Cкажем, в Финляндии бумага своя, и платить пошлину не нужно. К тому же цены на российские книги растут — мы постепенно движемся к западным расценкам. Плюс наша уникальная система налогообложения, мягко говоря, не способствует развитию экспорта. Мы вели переговоры с издательством из Греции, которое хотело печатать здесь учебники, но сотрудничество не сложилось.

— А как московские издательства выбирают типографии? Почему отдают заказ тому или иному полиграфическому предприятию?

— Рынок полиграфиче­ских мощностей в стране недо­гружен, а цены в "Нижполиграфе" не ниже, чем у коллег. Почему же тогда обращаются к нам? Наверное, способ­ствует репутация типографии, ведь мы гарантируем выполнение заказов точно в срок. В нашем бизнесе это очень важно. Если мы не успеваем что-то напечатать на одном оборудовании, то подключаем другое. Цеха работают в 3 смены, а переплетный цех вообще перешел на непрерывный график. Я мало знаю типографий, которые работают так же интенсивно.

И самое главное — личный контакт. Каждую неделю я в Москве веду переговоры с издателями, мы ищем компромиссы и, как правило, находим.

— Как будет развиваться "Нижполиграф"?

— Стоит задача сохранить то, что есть, и развить ряд новых направлений. Глупо бросаться из стороны в сторону и отказываться от того, что стабильно приносит деньги. Поэтому в текущем году вся модернизация будет направлена на книжное производство. Однако в перспективе мы думаем заняться упаковкой. Площади позволяют, спрос растет, так что войти на данный рынок нам ничто не мешает. Для этого необходимы серьезные средства, и мы их найдем.

Николай Гришин

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 1

Галина 23.04.2006 22:03:00
Здравствуйте! Ищу типографию , чтобы напечатать книгу (поэтический сборник) в ТВЕРДОМ ПЕРЕПЛЕТЕ (НЕ ЛАМИНИРОВАННОМ). Если вы даже этого не делаете, подскажите, пожалуйста, к кому обратиться! 1000 экземпляров, 384 страницы, Внутри книги –несколько черно-белых рисунков, в 4-х из которых насыщен черный цвет (черные полукружия), Форзацы (передний и задний) состоят из 2-х цветов : синий фон -белый рисунок, Бумага внутри книги – белая, не менее 80 грамм, Формат книги – 100 X 70, (такой же формат , как у книги Т. Толстой « Кысь»). Это, насколько я знаю, один из варинтов страндартного формата. Книга сшитая, твердый переплет(не ламинированный), обтянутый специальной матовой Бумагой с тиснением («лен» или «виболин» или предложите, пожалуйста, свой вариант), Обложка в 4 цвета: синий, красный, белый и черный..(фон синий). Макет с версткой и прочими работами уже есть. Его (макет) можно привезти к вам (он на диске), Художница, которая работала над оформлением, может вам позвонить и подробно объяснить ее проэкт оформления обложки, так как она – профессионал, а значит, сделает это лучше меня. Есть все рисунки (как внутри книги, так и снаружи (На обложке). Есть художественное оформление обложки. Художница согласна участвовать в дальнейшей работе над книгой, если это нужно (она уже оплачена). Сколько будет стоить такой заказ? Какова цена на 1000 экз. и на 500 ? Какие сроки? Большое спасибо Галина.