Как развивается рынок телекоммуникационных услуг в Нижнем Новгороде?

12.04.2006
Просмотров: 2716

"ВолгаТелеком" продолжает оставаться основой для развития сетей остальных операторов связи.

Все по кабелю

— Как развивается рынок телекоммуникационных услуг в Нижнем Новгороде?

— Если сравнивать телекоммуникации с другими отраслями, то становится очевидно, что мы переживаем настоящий бум. К примеру, сотовыми телефонами сейчас пользуются практически все жители города, хотя еще 10 лет назад услуга была экзотичной. Эта сфера связи развивается наиболее интенсивно.

Но и фиксированная связь не стоит на месте — за последние годы большинство аналоговых коммутаторов заменены на цифровые. Уровень цифровизации телефонной сети в Нижнем Новгороде уже составляет 82%. Мы создали мощную информационную сеть по городу и области, которая позволяет предоставить любую современную услугу связи.

В целом по области у нас 924 тыс. абонентов, а номерная емкость Нижегородского филиала рассчитана на 1 млн пользователей. Практически все жители Нижегород­ской области, кто хотел иметь дома телефон, его получили. Признаю, что сейчас на учете находятся 22 тыс. неудовлетворенных заявлений на подключение телефонов, из них 4 тыс. в Нижнем Новгороде. Но, как правило, это частная застройка. В области частично не телефонизированы только отдаленные деревни, где чрезмерно велики затраты на прокладку линии связи. Иногда нужно провести кабель связи на десятки километров, чтобы подключить 5 телефонов.

Нельзя забывать и о том, что сеть "ВолгаТелеком" продолжает оставаться основой для развития сетей остальных операторов связи. Все они присоединены к нашей телефонной сети и пользуются нашими ресурсами.

— Можно сказать, что долгожданный переход "на цифру" в Нижнем Новгороде близок к завершению. Что в связи с этим изменилось для ваших абонентов?

— Действительно, переход близится к завершению — по городу из 51 АТС только 13 станций остались аналоговыми. Изменилось, в первую очередь, качество услуг — если раньше пользователи фиксированной связи сталкивались с шумами, потрескиванием, то сейчас мы получили гарантированное высокое цифровое качество. К тому же наши клиенты могут воспользоваться дополнительными услугами: тональный набор, переадресация, будильник и многие другие. Более того, появились новые возможности по доступу в интернет.

 — Недавно компания "ВолгаТелеком" стала оказывать услуги интеллектуальной сети связи, в частности такой сервис, как "вызов с дополнительной оплатой". Нередко он адресован подросткам, а иногда в рекламе данной услуги не указана ее реальная стоимость. С какими проблемами вы сталкиваетесь, продвигая на рынок интеллектуальную сеть?

— Вы верно подметили — определенные вопросы, связанные с этим сервисом, есть. Услуги интеллектуальной платформы востребованы компаниями, но не все бесспорно со стороны контр­агентов, которые обеспечивают эти услуги. Ситуация неоднозначная, потому что некоторые наши контрагенты вводят абонентов в заблуждение, не указывая цену услуги, а иногда даже тот факт, что она платная. К примеру, дети наговорили по такому телефону, а родители расплачиваются. В погоне за прибылью владельцы "платных" номеров иногда ведут себя нетактично по отношению к клиентам, обманывают их, завлекают, а номер принадлежит "ВолгаТелеком", и абоненты негативную реакцию переносят на нас. Но, рассматривая этот вопрос, нельзя забывать, что "ВолгаТелеком" — публичная компания и по договору не имеет права отказать в выделении каналов связи для подобных сервисов. Опять же за абонентом всегда остается право выбора — воспользоваться этими услугами или нет.

Но возможности интеллектуальной сети — это не только развлекательные "платные" номера. Пользуются спросом услуги по предоставлению единого номера, который часто выбирают компании, имеющие разветвленную филиальную сеть, услуги телеголосования, юридической консультации и медицинской помощи.

— Как на вашей работе отражается реформа дальней связи?

— Это нормальный процесс демонополизации рынка, который позволит развиваться нескольким новым операторам. Любая конкуренция — это снижение тарифов на междугородную связь, так что потребителям это выгодно. "ВолгаТелеком" не имеет лицензии на дальнюю связь, поэтому мы будем предоставлять данные услуги через других операторов.

Как это будет происходить технически — вопрос еще открытый. Мы готовимся к самому сложному варианту, когда абонент сможет в любой момент написать заявление и переключиться на выбранного оператора или набрать определенный префикс и таким образом выбрать оператора дальней связи. Конечно, в связи с этим появляются сложности в биллинге, чтобы выставить абоненту счет именно на ту услугу, которой он воспользовался.

— Новое законодательство затронуло и IP-телефонию…

— До начала 2006 г. на рынке была настоящая неразбериха. Любая компания, используя технические средства, могла организовать узел IP-телефонии и передавать голосовой трафик через интернет. Новое законодательство установило иные правила игры.

Сейчас операторы дальней связи обязаны получить лицензию. Соответственно, те компании, которые оказывают услуги связи, но не имеют лицензии, оказались вне закона. Это естественно — мы же ездим по дорогам, соблюдая правила дорожного движения. А IP-телефония — это новая технология, которая не вписывалась в старое законодательство (образно говоря, все ездили, как хотели). Теперь Россвязьнадзор будет отслеживать выполнение законодательных актов всеми операторами. Сначала нужно получить лицензию, а уже затем использовать любую технологию на выбор.

— С 1 октября повысились цены на фиксированную связь. Надолго ли хватит этого повышения?

— Думаю, надолго. Связистов нельзя обвинить в том, что они взвинчивают цены — стоимость услуг растет на уровне инфляции, не более того. Мы просто компенсируем свои потери от повышения цен в других отраслях.

— Компанию "ВолгаТелеком" часто обвиняют в монополизме, у вас было несколько судебных процессов с Федеральной антимонопольной службой… Как в отрасли развивается конкурентная среда? Вы чувствуете усиление конкуренции со стороны альтернативных операторов?

— Исторически так сложилось, что основная инфраструктура была создана еще при советской власти. Несколько поколений связистов создавали сети, большая часть которых сейчас принадлежит "ВолгаТелеком".

Мы пересмотрели свои подходы к взаимодействию с другими операторами связи — позиция "не пущать" теперь неактуальна. Мы не собираемся строить препоны для других игроков рынка и считаем, что всем нужно работать в равных условиях. Да, у нас мощная инфраструктура, но мы готовы предоставлять ее ресурсы по разумным ценам другим операторам. Нельзя забывать, что "ВолгаТелеком" несет капитальные затраты на содержание сооружений, и мы не должны работать себе в убыток. На сегодняшний день антимонопольная служба не имеет претензий к Нижегородскому филиалу ОАО "ВолгаТелеком".

Кстати, Нижегородская область с точки зрения развития рынка телекоммуникаций — весьма либеральный регион. Об этом свидетельствует сам факт наличия нескольких альтернативных операторов. В России много регионов, где конкуренции до сих пор нет.

— Вы наблюдаете эволюцию доступа в интернет — смещение спроса от коммутируемого доступа к широкополосному?

— В первую очередь необходимо отметить общий рост трафика — в 2005 г. мы передали более 170 терабайт информации. Сеть передачи данных Нижегородского филиала позволила пропустить такой колоссальный поток информации. Услугой по коммутируемому доступу пользуются около 130 тыс. абонентов. Во многих других регионах нет столь значительного прогресса в подключении к интернету.

Действительно, сейчас мы наблюдаем миграцию многих dial-up-абонентов к выделенному доступу, к ADSL. У нас по области около 250 точек доступа, что позволяет практически везде получить широкополосный интернет на скоростях до 8 Мбит в секунду. Теперь все наши абоненты могут воспользоваться этой услугой, за исключением тех, у кого спаренный телефон на блокираторе. Также нужно отметить, что вот уже более года специалистами нашего филиала реализуются подключения по технологии ADSL абонентов, имеющих охранную сигнализацию в своей квартире.

Технология ADSL полностью удовлетворяет нужды большей части населения и коммерческих предприятий. Плюс ко всему, около года нами внедряется технология ADSL 2+, что позволит еще быстрее передавать данные.

— Насколько я знаю, вы передаете и телевизионный контент. Возможно ли вытеснение эфира проводным вещанием?

— Мы передаем сигнал телекомпании "Сети НН" через IP-сеть в 3 точки области — Арзамас, Выксу и Саров. Телезрители этих городов уже в полной мере могут оценить качество цифрового сигнала — если раньше возникали помехи, то сейчас жители названных городов получают качественную "картинку".

Мы прорабатываем вопрос об организации цифрового вещания в Нижегородской области с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый непосредственно в телевизионном приемнике. Такой опыт есть в Мордовии, где "ВолгаТелеком" полностью запустила цифровую сеть — в результате мордовские сельские жители получают 10 программ с гарантированным качеством.

Очевидно, что будущее телевидения за цифровыми технологиями. Конечно, нужно учитывать, что ТВ-приемники сейчас используются аналоговые. Если мы внезапно перейдем на "цифру", то телевизоры этот сигнал просто не распознают. Но можно приобрести специальную приставку, которая будет преобразовывать сигнал.

Любой эфир, даже цифровой, дает помехи, поэтому телевизионный сигнал, возможно, будет передаваться в том числе и по телефонному кабелю. В некоторых филиалах "ВолгаТелеком" уже организованы опытные зоны, где тестируется услуга "видео по запросу".

— В таком случае не за горами и появление видео-телефонов?

— Это ближайшая перспектива фиксированной связи. АТС сейчас превращаются в современные супер-коммутаторы, которые позволяют очень многое. К примеру, NGN-платформа, уже действующая в Нижегородском филиале, дает возможность по обычной телефонной линии предоставить абоненту разнообразные услуги (голос, данные, видео) на любых скоростях. Каждый абонент сможет самостоятельно определять, какая скорость передачи информации ему нужна.

Представим такую ситуацию: муж по телевизору смотрит "фильм по запросу", который в режиме реального времени транслируется с сервера "ВолгаТелеком", супруга с помощью компьютера переписывается с подругами по электронной почте, а дочь в это время разговаривает с приятелем по телефону. И все осуществляется по обычной телефонной паре, которая есть у каждого человека дома, причем стоимость услуг вполне приемлемая. Это "картинка" из не такого уж далекого будущего. Для ее реализации нужно максимально использовать возможности привычной телефонной пары. И перспективы развития телекоммуникаций позволяют с уверенностью сказать, что в обозримом будущем всю информацию люди смогут получать именно таким, наиболее надежным способом.

Добро пожаловать, или Посторонним подключение запрещено

Дмитрий Мезин, коммерческий директор ООО "Агентство деловой связи"

— Рынок телефонной связи фактически подошел к своему насыщению. В Нижегородской области действуют порядка 7–8 операторов стационарной телефонии. Уже не редкость случаи, когда в одном многоквартирном доме представлены сразу 2 оператора, то есть абоненты получили возможность выбирать. Если на рынке физических лиц обычно действует правило: "кто первый пришел, того и тапки", то с юридическими лицами все сложнее. Объективной возможности демпинговать на этом рынке практически нет, поэтому особую роль приобретают такие факторы, как отношение к клиентам, качество обслуживания и пр. В общем, открываем книги по маркетингу и используем их в деле.

Более сложная ситуация на перспективном рынке доступа в интернет. Здесь мы столкнулись с ситуацией, что "ВолгаТелеком" фактически запрещает работать другим операторам в их сети. В результате ряда судебных процессов и конфликта с ФАС монополист в принципе разрешил работать с ADSL альтернативным операторам, но реальные условия просто абсурдны как с точки зрения цены, так и сточки зрения порядка выполнения этих работ. К примеру, кроссировка и проверка одной линии обойдется стороннему оператору в 4000 руб. (без оборудования), тогда как стоимость подключения к сети для клиента "ВолгаТелеком" составляет 600 руб. Естественно, работать на таких условиях невыгодно ни нам, ни потенциальным клиентам.

Похожая проблема и с коммутируемым доступом — если абонент пользуется услугами "ВолгаТелеком", он не платит за время телефонного соединения, а если становится клиентом другого оператора — оплачивает в полном объеме. Чтобы решить эту проблему, мы предложили абонентам сервис call-back (обратный звонок), но в рамках новых правил, которые вступили в силу с 1 января, данный сервис, скорее всего, станет невыгодным. Все это и сдерживает развитие рынка интернет-доступа в регионе.

Если заглянуть в будущее, то, наверное, можно ожидать дальнейшего развития ADSL и ADSL 2. Сейчас технология позволяет получать 4–8 Мб в секунду, а через пару лет скорости вырастут еще. Нет ни одного приложения, с которым эта технология не справилась бы! Мы уже реализовали проект по коммерческому использованию видеоконференций, а это одна из самых ресурсоемких задач.

Как и в Москве, в Нижнем Новгороде должны появиться внутридомовые сети со скоростями 10–100 Мб в секунду. Жители смогут получить доступ к библиотекам видеофильмов, к разнообразным базам данных. Кино можно будет за копейки скачать с какого-либо сервера, и видеопрокат станет не нужен.

А вот в перспективах интеллектуальных сетей связи я сомневаюсь. Ну зачем молодому человеку получать какую-либо справку, узнавать свой гороскоп или знакомиться с девушкой с помощью телефона, если все это проще и удобнее сделать через интернет?

Николай Гришин

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

АБМ 14.04.2006 06:20:00
Директор Нижегородского филиала ОАО "ВолгаТелеком" Александр Лоскутов/
GronD 12.04.2006 18:03:00
Уважаемый АБМ! Позвольте поинтересоваться, кто в данной статье вещает от имени Волгателекома?