Субъекты малого бизнеса в 2005 году инвестировали в основной капитал 6,3 миллиарда рублей

26.04.2006
Просмотров: 2074

Губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева беспокоит, что основная часть малых предприятий сосредоточена в сфере торговли.

Дело за малым

Субъекты малого бизнеса в 2005 году инвестировали в основной капитал 6,3 миллиарда рублей

Губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева беспокоит, что основная часть малых предприятий сосредоточена в сфере торговли. Однако, считает он, стоимость ведения бизнеса в области ниже, а условия для развития привлекательнее, чем во многих других регионах.

Не так давно нижегородское правительство приняло «Стратегию развития региона до 2020 года». Мы решили узнать у губернатора Валерия Шанцева, чего ждать малому и среднему бизнесу от этой стратегии, а также поинтересовались у него новыми «правилами игры» для потенциальных инвесторов.

- Валерий Павлинович, как вы оцениваете степень развития нижегородского предпринимательства? Обладает ли, на ваш взгляд, местный бизнес инициативностью и «пробивными» способностями?

- Я. конечно, ожидал больших инициатив. Но этого не случилось. К сожалению. Поэтому приходится стимулировать нижегородских предпринимателей к активности. Меня беспокоит то, что основная часть малого предпринимательства сосредоточена в сфере торговли, перепродажи. Рынок производства и услуг менее развит. И все же, по статистике, региональный бизнес развивается достаточно активно.

В настоящее время в Нижегородской области действует более 90 тысяч субъектов малого предпринимательства. В сфере малого предпринимательства работает около 500 тысяч человек. Доля занятых в малом бизнесе - 27% от числа занятых в экономике всей области. В структуре малого бизнеса основную долю - а это 47% - составляют сферы торговли и общественного питания, 13,2% - строительство, 12,1% - обрабатывающее производство и 27,7% - другие виды деятельности.

Общий объем инвестиций, направленных субъектами малого бизнеса в основной капитал в 2005 году, составил 6,3 миллиарда рублей, что больше показателей 2004 года на 1,9 миллиарда рублей.

В целом Нижегородская область в развитии малого предпринимательства занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе и России. А основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса в области является «Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства до 2010 года».

- Затрагивает ли недавно принятая «Стратегия развития Нижегородской области» перспективы такого сектора экономики, как малый и средний бизнес, и какая роль отводится ему этим документом?

- В «Стратегии развития региона до 2020 года» развитие малого предпринимательства является одним из перспективных направлений работы нижегородского правительства. Правительство области будет создавать условия для развития малого бизнеса путем устранения административных барьеров, развития механизмов финансирования предприятий на их ранней стадии, консультационной поддержки и обучения предпринимателей, активного вовлечения населения в предпринимательскую деятельность, включая формирование благоприятного имиджа предпринимателя. Кроме того, предпринимателя должно привлечь и то, что по условиям и стоимости ведения бизнеса Нижегородская область является более привлекательной, чем многие регионы России. К примеру, стоимость аренды коммерческой недвижимости и покупки земли в Нижегородской области ниже, чем в Московской, Ленинградской, Калининградской областях и ряде других регионов европейской части России. Кроме того, в сравнении с другими регионами, мы сегодня имеем относительно низкий уровень оплаты труда при значительной доле квалифицированного персонала. В Нижегородской области хорошо развита финансовая и телекоммуникационная инфраструктура. Так что, у нас очень благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности.

- Заработала ли на практике новая система отношений регионального правительства к инвестиционным проектам и самим инвесторам?

- Работа правительства Нижегородской области нацелена на работу с инвестором: впервые в структуре органов исполнительной власти области создано министерство инвестиционной политики, налажена и регламентирована работа по привлечению инвесторов и содействию в реализации инвестиционных проектов в регионе.

В 2006 году началась активная кампания по продвижению Нижегородской области на инвестиционном рынке. Это выпуск презентационной продукции, организация презентаций региона на международном уровне, мониторинг эффективности и корректировка мероприятий по стимулированию инвестиционной деятельности.

Для упорядочения рассмотрения инвестиционных проектов и совершенствования условий развития инвестиционной деятельности в регионе создан Инвестиционный совет.

Министерством инвестиционной политики Нижегородской области организована работа с инвесторами в режиме «одно окно». Данный режим предполагает, что министерство, получив заявку инвестора, содержащую исходную информацию по требуемому земельному участку и инженерному обеспечению, готовит необходимые документы для предварительной оценки проекта (примерное инвестиционное соглашение, заключение о социально-экономической значимости и бюджетной эффективности проекта).

На Инвестиционном совете области рассматриваются проекты, представленные министерством инвестиционной политики. При одобрении проекта Инвестиционным советом министерство обеспечивает совместно с согласующими, надзирающими и контролирующими органами и другими уполномоченными структурными подразделениями правительства Нижегородской области предоставление инвестору документов, необходимых для начала реализации инвестиционного проекта, и обеспечивает комплексную поддержку на протяжении всего периода его реализации.

Осуществляется информационная поддержка инвестиционной деятельности, в которой задействованы печатные и электронные СМИ, телевидение, а также ведется работа со специалистами в формате семинаров в районах области.

На официальном интернет-сайте правительства Нижегородской области создан специализированный раздел «Инвестиции», содержащий информацию об Инвестиционном совете и ссылку на специализированный портал «Инвестиции в Нижегородской области», который содержит новости, инвестиционное законодательство, информацию об инвестиционной инфраструктуре, базу данных по инвестиционным проектам, свободным производственным площадкам и другую информацию, полезную участникам инвестиционного процесса.

В работе сейчас достаточно инвестиционных предложений. Много проектов представлено в торговой среде с привлечением инвестиций. Так, из российских операторов совсем недавно на нижегородский рынок пришли новые компании - краснодарская компания «Тандем» (магазины «Магнит») и московская компания «Копейка».

Интерес к нашему региону проявляет московская сеть универсамов «Патэрсон», «Унимаркет», петербургские сети «Пятерочка», «Лента» и другие.

Из международных операторов немецкая компания МЕТРО в Нижнем Новгороде открыла мелкооптовый центр «МЕТРО Кэш энд Керри», турецкая компания «Рамэнка» открыла торговый центр «Шоколад», шведская компания «IKEA» строит первый в области Meга-Молл в Кстовском районе.

Большой потенциал в сфере туризма - это строительство гостиниц, туристических и развлекательных комплексов, расширение сферы бытового обслуживания. Совершенно незанятые ниши, которые могут быть интересны потенциальным инвесторам.

- Какие гарантии власть готова предложить инвесторам?

- В Нижегородской области создана современная инвестиционная законодательная база, отвечающая в полном объеме потребностям и интересам потенциальных инвесторов.

В регионе действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области». Он направлен на обеспечение роста реального сектора экономики, так как именно реальный сектор является «локомотивом» экономики и основным источником доходов бюджета.

Впервые в российской законодательной практике в законе Нижегородской области о государственной поддержке инвестиционной деятельности сформулировано само понятие государственной поддержки и законодательно установлены льготные условия осуществления инвестиционной деятельности на территории области.

Особое внимание в нем уделено защите прав и интересов инвесторов. Гарантия от неблагоприятного изменения для субъекта инвестиционной деятельности законодательства Нижегородской области предполагает, что в течение срока действия инвестиционного соглашения субъект инвестиционной деятельности, реализующий приоритетный инвестиционный проект, не платит вводимые законами новые налоги и сборы, равно как в случае повышения уже существующих налоговых ставок и сборов. Предусмотрено, что закон не имеет обратной силы, и инвестиционные соглашения (которые уже реализуются) сохраняют свою силу и неизменность условий.

- Сейчас широко обсуждается противостояние местных предпринимателей экспансии московского бизнеса и вытеснение «нижегородцев» с рынка. На ваш взгляд, насколько обоснованы подобные опасения, и что способен привнести в регион столичный бизнес?

- Совсем не обоснованы, на мой взгляд. Речь надо вести не о противостоянии, а о здоровой конкуренции, которая всегда ведет к расширению ассортимента товаров, снижению их цены и повышению качества услуг. Мне кажется, столичный бизнес уже доказал свою состоятельность. Для нашего региона - это инвестиции, дополнительные рабочие места, новые современные технологии. В конечном итоге - выход на более высокую и качественную ступень ведения бизнеса.

Что касается противостояния местных предпринимателей, здесь можно посоветовать только одно - ориентироваться не только на свою личную прибыль, но и, в первую очередь, считаться с интересами потребителей, а это значит - совершенствовать свое производство, стремиться к повышению качества, разрабатывать маркетинговую политику.

Сегодня в Нижегородской области активно развивается сетевая торговля. Все больший интерес к региону проявляют международные компании. Торговые сети - это инвестиции в регион, они способствуют внедрению новых форм и технологий продаж товаров, насыщению товарного рынка, появлению новых товаров и созданию конкурентоспособной цены.

Однако нельзя упускать и другой момент - включение в сети продукции региональных товаропроизводителей. Этому вопросу была посвящена конференция «Взаимодействие товаропроизводителей и торговых компаний Нижегородской области. Проблемы и перспективы сотрудничества», проходившая в Нижнем Новгороде 31 марта.

Я считаю, что у региональных предпринимателей сегодня очень много возможностей для развития своего дела.


Источник: Архив: Нижегородский бизнес-журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.