Нефть перестала кормить дорожников и казну Нижегородской области

30.01.2004
Просмотров: 961

В прошлом году Нижегородская область понесла солидные финансовые потери – до 2 млрд. руб. Причиной стали крайне низкие сборы акцизов по операциям с нефтепродуктами.

 

В прошлом году Нижегородская область понесла солидные финансовые потери – до 2 млрд. руб. Причиной стали крайне низкие сборы акцизов по операциям с нефтепродуктами. Система взимания данного вида акцизов с 1 января 2003 года была изменена, и российские регионы оказались в совершенно неравных условиях. Наполняемость региональной казны стала зависеть от доброй воли крупных продавцов нефтепродуктов. Руководство Нижегородской области забило во все колокола, дошло до президента Путина, и в 2004 году акцизы начали распределяться непосредственно из федерального центра. Но по итогам 2003-го финансового года долги областного дорожного фонда пришлось закрыть кредитом Сбербанка.

С 1 января 2003 года в Российской Федерации была введена новая система сбора акцизов по операциям с нефтепродуктами. Было решено снять часть налоговой нагрузки с производителей, то есть с нефтеперерабатывающих организаций, и перенести ее на оптовых и розничных продавцов. Федеральные власти предполагали, что нововведение позволит распределять средства от уплаты акцизов по нефтепродуктам по территориальным бюджетам пропорционально объемам потребления самой продукции российскими регионами. По действующему налоговому законодательству регистрация лиц, совершающих операции с нефтепродуктами и уплачивающих акцизы, осуществляется на добровольной основе. В 2002--2003 годах региональные налоговые органы выдали продавцам нефтепродуктов 56 свидетельств о регистрации. Однако к 30 апреля 2003 года на территории Нижегородской области остались 11 плательщиков акцизов по нефтепродуктам. Прочие свидетельства были аннулированы по заявлениям налогоплательщиков. Эксперты сочли, что нефтяным компаниям было удобнее работать с теми продавцами нефтепродуктов, кто свидетельствами не обладал. Компании в этом случае были более свободны в ценообразовании.

Собираемость акцизов на нефтепродукты всерьез обеспокоила правительство Нижегородской области весной 2003 года. По информации министерства финансов Нижегородской области, после нововведений в системе сбора казна региона существенно недовыполняла план. Областной консолидированный бюджет-2003 должен был получить от акцизов на нефтепродукты 2,812 млрд руб. Но по результатам первых пяти месяцев 2003 года поступления не превысили 10% от запланированных на данный период. Это стало ощутимыми потерями для доходной части регионального бюджета.

Областной закон о бюджете 2003 года и так был сверстан без излишеств. Поэтому о возможном сокращении расходов не было и речи. "У нас рука не поднимется", -- заявил один из членов бюджетного комитета законодательного собрания.

В минфине области предположили, что на деле только крупнейшие поставщики нефтепродуктов для региона, ОАО НК "ЛУКОЙЛ" и ОАО НК "ЮКОС", могли бы дать Нижегородской области акцизов на 700 млн руб. больше, чем дали. Однако обе нефтяные компании по действовавшим правилам платили большую часть акцизов в других регионах. По мнению экспертов, отдельные территории РФ зачастую имели существенные преимущества перед соседями. В частности, приводилась в пример Саратовская область, где ЮКОС давал в бюджет солидную сумму от продажи нефтепродуктов, произведенных Саратовским нефтеперегонным заводом. Это якобы было предметом личных договоренностей руководства нефтяной компании и главы региона. Регионы же с собственной нефтедобычей (так, в Приволжском федеральном округе это Татарстан и Башкортостан) оказались вообще на особом положении.

Руководство Нижегородской области также постоянно искало общий язык с потенциальными крупными плательщиками акцизов, в том числе с ЛУКОЙЛом, занимающим львиную долю регионального рынка нефтепродуктов. “Мы платим там, где торгуем, -- заявил “Ъ” генеральный директор ОАО “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” Вадим Воробьев. – Значит, надо покупать у нас больше”.

В любом случае задушевными беседами с олигархами региональная власть не ограничилась. В июне 2003 года губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев был принят президентом РФ Владимиром Путиным. Наряду с другими рабочими вопросами губернатор рассказал главе государства о низких сборах акцизов. Президент оперативно поручил председателю правительства РФ Михаилу Касьянову оказать Геннадию Ходыреву содействие.

Разумеется, в российский кабинет министров жаловались и другие "пострадавшие" регионы. И капля подточила камень: в 2004 году нефтяные акцизы решено собирать в общий "котел" и затем из центра раздавать по субъектам федерации. Как сообщил "Ъ" генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта" Вадим Воробьев, критериями распределения станут протяженность автомобильных дорог конкретного региона и количество зарегистрированных автомобилей.

А потерянного в 2003-м уже не вернуть. Между тем больше всего в этом смысле пострадал областной дорожный фонд, который из-за недобора акцизов задолжал подрядным организациям. Чтобы закрыть брешь, в конце 2003-го финансового года областному бюджету пришлось взять в Сбербанке РФ кредит более чем в 600 млн руб.

Что до переговоров с руководством ЛУКОЙЛа, в ближайшее время они тоже должны дать свои результаты. По данным Вадима Воробьева, уже в январе текущего года президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов и губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев могут подписать соглашение об особенностях налоговых взаимоотношений.

26 полоса


Источник: Коммерсантъ Приволжье. Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.