Новый флот — новая жизнь

05.04.2004
Просмотров: 1745

Многое, если не все, из того, что делается в последние годы судоходной компанией “Волжское пароходство” по восстановлению и обновлению водного транспорта, росту грузо- и пассажироперевозок, получению прибылей, происходит не благодаря, а вопреки.

Многое, если не все, из того, что делается в последние годы судоходной компанией “Волжское пароходство” по восстановлению и обновлению водного транспорта, росту грузо- и пассажироперевозок, получению прибылей, происходит не благодаря, а вопреки. О том, какие водные преграды преодолевают речники, рассказывает генеральный директор “Волжского пароходства” Александр ШИШКИН.

СПРАВКА. ОАО “Судоходная компания ”Волжское пароходство” — стабильно работающее предприятие, с ежегодным ростом экономических показателей в размере 25%. В его структуре 12 филиалов и представительств, среди которых 7 баз технического обслуживания флота, дочерние компании “В.Ф. Танкер”, “Волга-Флот-Тур”.
Компания — крупный акционер 8 судоремонтных заводов, владелец более 300 судов. В их числе сухогрузы, танкеры, буксиры, несамоходные баржи, трех- и четырехпалубные пассажирские теплоходы, скоростной флот.
“Волжское пароходство” обеспечивает потребности в перевозках грузов 7 республик и 18 крупнейших промышленных областей России и Украины, 38 стран Европы, Азии, Африки, входит в четверку крупнейших судоходных компаний страны.


Из России в Европу
— На сегодняшний день практически полностью изменилась структура перевозок. Если несколько лет назад основными были перевозки по внутренним водным путям, то сейчас мы делаем ставку на экспортные и импортные грузопотоки. Более 3 млн тонн таких грузов было перевезено в навигацию 2003 года. Благодаря продуктивной работе управления международных перевозок мы имеем выгодные контракты с зарубежными компаниями. Возим удобрения из Соликамска, Перми, Березняков, металл из Череповца, другие материалы на северо-запад, в Санкт-Петербург. После перегрузки на океанские лайнеры товары следуют в страны Европы.
В прошлом году впервые перевозили продукты нефтехимии из Дзержинска в Роттердам, крупногабаритный груз из Италии в Азербайджан.
Меньшую часть — 2 млн 850 тысяч тонн за прошлый год — занимают внутренние перевозки. Это в основном щебень для строительства из Ладожского и Онежского озер, соль из Ахтубинска, известковый щебень из Тольятти.
За последние три года с момента образования на рынке услуг дочернего предприятия пароходства — компании “Волга-Флот-Тур” и ее филиалов в Москве, Петербурге, Самаре — изменилось и направление работы с пассажирами. Увеличилось число речных круизов и иностранных туристов, обслуживаемых на наших теплоходах. Для повышения уровня сервиса на судах в их обновление и модернизацию вкладываются большие деньги. Два года назад первыми в России мы попробовали, и это получилось, организовать плавучий санаторий на теплоходе “Космонавт Гагарин”. Мне кажется, это дело очень перспективное, и, возможно, вскоре появится еще одно подобное судно, где люди смогут и отдохнуть, и полечиться.
По итогам работы прошлогодней юбилейной навигации компанией было перевезено более 500 тысяч пассажиров, 6 млн тонн грузов при обороте 10 млрд т/км.
Сегодня (думаю, во многом это заслуга хорошего менеджмента компании) мы работаем стабильно, хотя не без трудностей, но с прибылью. У нас нет долгов ни в бюджет, ни во внебюджетные фонды. В минувшую навигацию смогли увеличить зарплату работникам на 22%.

Полоса препятствий
— Трудности и водные “пороги” — отдельная статья. На объем перевозимых грузов может влиять все, что угодно, в том числе и плохая погода. Случившийся в прошлом году неурожай зерна снизил его перевозки в два раза по сравнению с 2002 годом. Чтобы не сработать в убыток, пришлось замещать другими грузами недостающую половину в 600 тыс. тонн.
Можно иметь отличный менеджмент, перспективный план развития, какие-то инвестиции. Но есть моменты, с которыми отдельно взятая компания при всем желании без вмешательства государства справиться не в состоянии. Речь в данном случае идет об острой проблеме судоходства последних лет — обмелении Волги в районе Городецкого гидроузла и о проекте новой низконапорной плотины у Большого Козина. Теоретически все согласны, а практически “воз и ныне там”. В федеральном бюджете на 2004 год денег на это не предусмотрено. Осилить же такое строительство в 200 млн долларов, между прочим, вместе с объездной автодорогой по левобережью, мимо Нижнего Новгорода, может только государство. И задача эта стратегической важности. С каждым годом проблема становится все острее. Компания, а значит и областной бюджет, терпят огромные убытки из-за многодневных простоев судов в ожидании очередного пуска воды из Рыбинского водохранилища. В пик судоходства на Волге у Городца скапливается до 90—100 единиц водного транспорта. С каждым годом осложняется обстановка и на Волго-Балтийском канале, функционирующем на пределе насыщаемости из-за отсутствия работ по дноуглублению, развала портового хозяйства и т. д., за что отвечают Бассейновые управления путей. Все это удлиняет время прохождения водного транспорта. В результате, например, из Череповца до Санкт-Петербурга судно вместо положенных трех дней идет почти неделю.

Новый флот — новая жизнь
Перспективы развития компания связывает со строительством нового грузового флота, отвечающего современным требованиям и международным стандартам. На сегодняшний день по России в целом ощущается острая нехватка нового сухогрузного и танкерного флота. От старых судов, имеющих большой физический и моральный износ, необходимо избавляться, заменять их современными перспективными проектами. В этом плане на ближайшие 10 лет мы ставим перед собой четкие задачи и уже начали их реализовывать. В прошлом году со стапелей завода “Красное Сормово” сошел очень удачный, на мой взгляд, сухогруз плавания река—море проекта “Русич-1” конструкторского бюро “Вымпел” грузоподъемностью 5000 тонн, соответствующий всем конвенциям, нормам обитания, с хорошими эксплуатационными характеристиками. С его помощью можно с большим успехом выполнять одну из главных задач компании — зарабатывать деньги. Планируем строительство и других проектов второго ограниченного класса. Хотим сделать менее металлоемкое судно большей грузоподъемности для перевозки грузов с континента через Каспийское море.
Теперь с уверенностью можно сказать, что наша политика поддержана кредитным комитетом Международной финансовой корпорации. Недавно он принял решение о предоставлении “Волгофлоту” кредитной линии под программу нового судостроения в размере 78 млн долларов сроком на 12 лет под 4,5% годовых. (Российские кредиторы в этом плане “вне конкуренции” — около 10% и лишь на 3—4 года. За это время ни одно судно не окупается.) Предполагается строительство шести судов в год — три для нас и три для Северо-Западного пароходства.
Со стапелей “Красного Сормова” по этой программе уже начали выходить суда типа “Русич-1”. Еще два подобных сухогруза заложены и на “Окской судоверфи” (бывший Навашинский завод). Работы там идут чуть медленнее — предприятие только начало подниматься — но, думаю, в том числе и с нашей помощью, оно скоро восстановит свой потенциал.
Выгода очевидна. Во-первых, идут инвестиции в Россию, и в частности в нижегородский регион. Во-вторых, строительство происходит здесь, следовательно, у отечественных предприятий, и не только судостроительных, есть загрузка, а у людей — рабочие места и зарплата. ОАО “Судоходная компания “Волжское пароходство” — Нижегородское, хотя 42% акций принадлежат московским структурам, а значит, отчисляемые налоги остаются в регионе.
Весь флот будет эксплуатироваться в России. Единственная сложность в том, что пока законодатели вместе с правительством не решат вопрос о Международном реестре, который мог бы и в нашей стране регистрировать суда, ходить они должны будут под иностранными флагами. Таковы требования западных финансовых институтов, обеспечивающих таким образом гарантии возвратности своих средств. Для морского флота это не суть важно. Но на внутренних водных путях появление судов под флагами других государств недопустимо, и это вопрос чрезвычайной важности. От его решения зависит транспортная независимость страны.
Для более эффективного взаимодействия судоходных корпораций по вопросу управления, консультирования, стратегического планирования недавно создана Волго-Балтийская компания. Эта структура создаст единую систему технического обеспечения, позволит экономить финансовые ресурсы, осваивать новые водные пути и развивать бизнес на более высоком уровне.

Светлана ИСАЕВА


Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.