Беспроигрышный вариант

12.04.2004
Просмотров: 1354

Стратегия развития Нижнего Новгорода пока не выработана. Мнения разные. На круглом столе, проведенном мэрией и Коллегией по столичности при полпреде президента РФ, в частности, были выделены три варианта стратегии, в которых магистральными направлениями р

Стратегия развития Нижнего Новгорода пока не выработана. Мнения разные. На круглом столе, проведенном мэрией и Коллегией по столичности при полпреде президента РФ, в частности, были выделены три варианта стратегии, в которых магистральными направлениями развития города названы инвестиционная деятельность, транспортный перекресток Запад—Восток и Север—Юг, въездной туризм. Сегодня свое видение транспортной стратегии представляет доцент кафедры градостроительства ННГАСУ Александр ЩАГИН.

СПРАВКА. Александр Щагин, директор программных проектов НИЦ “Земля и город”, доцент кафедры градостроительства ННГАСУ, профессиональный планировщик и организатор творческих коллективов по пространственному планированию, разработке стратегических программ развития общественной инфраструктуры, консультант-эксперт по разработке правил застройки и землепользования.

— В разработке транспортной стратегии развития Нижнего Новгорода как центра Приволжского федерального округа, на мой взгляд, есть три важных момента: международный, внутригородской (при этом подразумевается Большой Нижний Новгород) и экономический.
Начнем с международного аспекта. У Нижнего Новгорода в этом отношении особая роль по сравнению с остальными центрами федеральных округов. С одной стороны, наш город ближе расположен к Москве и Санкт-Петербургу. Эта близость вполне может обернуться передачей некоторых столичных функций управления Нижнему Новгороду. Кстати, такое в истории советского государства уже было. Если же иметь в виду последние изменения в структуре правительства России, то Федеральное агентство по водному транспорту вполне может “осесть” в нашем городе или Самаре.
С другой стороны, Нижний Новгород, по мнению французских ученых, авторов статьи “Метрополисы и экономическое развитие России” в № 1 журнала “Вопросы экономики” за этот год, является частью оси городов-метрополисов, которые в силу исторически сложившихся обстоятельств могут войти в европейское экономическое пространство напрямую, минуя федеральные органы управления.
Метрополис втягивает в себя не только пригороды (и тогда возникает Большой Нижний Новгород), он исторически сложился как узел железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.
Иными словами, у Нижнего Новгорода есть шанс войти в транспортную ось Запад—Восток, стать центром пересечения транспортных путей, что создаст базу для деловой привлекательности.
И если взять за основу развитие путей сообщения (автомобильных, воздушных, водных, железнодорожных), то можно по-другому спрогнозировать и развитие города, в который можно очень быстро приехать. Контрастом служат внутригородские пути сообщения.
Транспортная схема генерального плана города реализована лишь на 10—15%. И пока федеральный центр через свой Дорожный фонд еще может финансировать скоростные и городские магистрали, надо реализовать проект, который свяжет заречную часть с нагорной через строящийся метромост. Решение проблемы “площади Лядова” — строительство прямого выхода с Молитовского моста через проспект Гагарина в Изоляторский овраг и далее до ул. Ванеева и Родионова. Это должно стать стратегическим проектом. При таком выборе снимается значительный поток транзитного транспорта с Московского шоссе в исторический центр. Метромост позволит с Московского шоссе быстро попасть на ул. Белинского и дальше на ул. Родионова, затем на Казанское шоссе.
А как только появится возможность быстро приехать в Россию из Западной Европы или с Востока и удобно парковаться — гости и туристы не заставят себя ждать. Надо готовить гостиницы, причем самые разные — от привычных крупных отелей до домов в несколько комнат с пансионом, чего у нас совсем нет. Так что въездной туризм в транспортную стратегию очень хорошо вписывается, он является ее следствием.
Наконец, третий важный момент транспортной стратегии развития Нижнего Новгорода — экономический. Внутригородские пути сообщения безнадежно устарели во многом из-за того, что не выстроено использование средств — бюджетных и внебюджетных. Как, в частности, завершить строительство метромоста? Создать равноправное партнерство государства, муниципалитета и частного капитала.
А как завлечь застройщиков? Нужны дороги и другие коммуникации. И опять возвращаемся к схеме партнерства государства, муниципалитета и частного капитала. Правда, застройщики почему-то ждут, что все власти сделают. А зря. Инфраструктура сама есть капитал, вкладываемый в развитие города, потому что прирост стоимости недвижимости в течение года значительный. Поэтому я убежден: приоритет должен быть отдан именно инфраструктуре путей сообщения в городе, вернее, в Большом Нижнем Новгороде. Это беспроигрышный вариант.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

“Какая стратегия развития Нижнего Новгорода, на ваш взгляд, наиболее предпочтительна: инвестиционная, транспортная или въездного туризма?” С этим вопросом корреспондент “Биржи” обратился к научному руководителю Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, профессору Московского архитектурного института, советнику по культуре полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Вячеславу ГЛАЗЫЧЕВУ.
— Наибольший ресурс, — подчеркнул Вячеслав Леонидович, — я вижу, конечно, в развитии транспортно-транзитных функций Нижнего Новгорода и инфраструктуре сервисов.
В туризм как стратегию развития Нижнего Новгорода я не верю, поскольку это не очень выгодная для инвестиций сфера. Не очень верю и в инвестиционно-инновационно-промышленную стратегию. Не верю по простой причине: до сих пор промышленность в руках капитанов производства старой “выпечки”. И пока натуральным образом не произойдет их замещение, хотя бы в “стиле” г. Бора, который сейчас надежно держит пальму первенства, хорошего в промышленности ждать не приходится.
А вот возможность “оседлать” транспортные потоки у Нижнего Новгорода есть. И надо браться за шанс, когда он просится в руки. Но это, разумеется, требует динамики, энергии, лоббирования, потому что под боком у Нижнего Новгорода есть претенденты — Казань и Самара. Поэтому Нижнему Новгороду надо вписаться в транспортную ось так, чтобы возглавить этот треугольник. Но при этом быть лидером, а не пытаться все грести под себя. Ничего хорошего из такой позиции не выйдет.
А быть лидером — значит, совершить революцию в мышлении менеджеров. Она уже происходит в среднем бизнесе, в торговых сетях. Кое-что намечается в легкой промышленности, а в тяжелой, кроме металлургии, ничего заметного не прослеживается.
Кроме динамики, энергии и лоббирования, это требует еще очень мощной интеллектуальной команды, которую для решения этой стратегической задачи необходимо собрать.
На мой взгляд, с этим наилучшим образом справился бы экспертный клуб как центр выработки альтернативного — не противоположного, а просто другого — видения и охвата проблем (проблем, а не задач на завтра, которые уже внесены в схему функционирования, действий), как центр содержательного, концептуального рождения стратегий. Я считаю достижением то, что в Ижевске, например, самопроявился, сложился экспертный клуб и таковым назвал себя. Это очень важно! Раз он сложился, он должен действовать, и он действует.

Нина АБРОСИМОВА


Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 1

rx8 12.04.2004 00:00:00
Мямли какие-то. Ни одной здравой мысли невидно тут, кроме самых очевидных - типа разгрузить пл.Лядова. Какие особые туристы в НН? Какая транспортная стратегия? Объездной дороги даже нет, да и ехать тут куда? Основной путь на Урал и Сибирь лежит куда как южнее.