И маркет свои берите с собой

21.09.2006
Просмотров: 5275

Если вы привыкли покупать продукты в близлежащем мини-маркете, который находится на пути с работы, то знайте: возможно, скоро для того, чтобы купить свежее молоко или масло, вам придется поменять свой ежедневный маршрут.

Если вы привыкли покупать продукты в близлежащем мини-маркете, который находится на пути с работы, то знайте: возможно, скоро для того, чтобы купить свежее молоко или масло, вам придется поменять свой ежедневный маршрут. Просто однажды привычный мини-маркет, продавцов которого вы знаете по именам, уберут с занимаемой им территории и на этом месте посадят, например, клумбу.

О том, что у ларьков и мини-маркетов нет будущего, говорилось давно. Разработав городскую концепцию размещения временных сооружений на территории Нижнего Новгорода, власти намеревались завершить перемещение розничной торговли из маркетов на первые этажи зданий или на оборудованные рыночные площади уже к началу 2006 года. Реакция рынка недвижимости на это решение была почти молниеносной: цены на квартиры на первых этажах моментально подскочили, и когда-то самый непрестижный риелторский продукт стал очень востребован и одновременно многим недоступен.

Но процесс расчистки территории от помешавших городу маркетов затянулся. Оказалось не так легко выгнать предпринимателей с насиженных мест, разрушив их небольшой, но стабильный бизнес, и заручиться их согласием работать на предложенных им условиях.

В ответ на предложение властей освободить земельные участки от временных торговых павильонов, проще говоря, убраться со своими мини-маркетами восвояси, без всякой компенсации, а под собственный бизнес самим купить квартиры на первых этажах зданий, представители малого бизнеса требуют не денег даже, не льгот при взятии кредита, а времени. Для реализации городской концепции им требуется переходный период сроком не менее пяти лет. В противном случае предприниматели будут расценивать действия властей как прямую попытку навредить развитию малого бизнеса, о поддержке которого так любят у нас говорить.

В свою очередь, власти в лице первого заместителя директора департамента экономики, планирования, промышленности и предпринимательства Нижнего Новгорода Михаила Романычева попытались успокоить предпринимательскую общественность, заявив, что повсеместного сноса ларьков и мини-маркетов на территории города не будет. По его словам, в текущем году городская администрация заключила договора об аренде земли с 341 владельцем торговых павильонов на срок 3 года.

Это касается, по большей части, хозяев так называемых специализированных павильонов, реализующих периодические издания, хлеб и молоко, а также маркетов, расположенных в частном секторе. Остальных же глава города Вадим Булавинов «успокоил» тем, что до 31 декабря они будут спокойно работать. Но по окончании указанного срока администрация Нижнего Новгорода отправит хозяевам мини-маркетов и торговых ларьков уведомления о том, что в течение трех месяцев они должны прекратить торговлю.

Единственным утешительным для предпринимателей итогом встречи можно назвать обещание чиновников пока не закрывать те маркеты, владельцы которых еще не расплатились за взятые на развитие торговли кредиты или имеют на попечении иждивенцев.

Вообще-то, читатель, которого проблемы конкретного предпринимателя, конечно, не интересуют, может рассудить и так: хочешь получать собственную прибыль - крутись как можешь. Но только ли интересы мелких предпринимателей затрагиваются в этой ситуации? Что будет на месте снесенных павильонов?

И о какой заботе об архитектурном облике города может идти речь там, где современные благоустроенные павильоны выглядят конфетками рядом с ветхими жилыми строениями? Как быть жителям, собирающим подписи в защиту павильонов? Многим из них, живущих не только в спальных районах, но и, как это ни странно, в исторической части города, придется совершать марш-броски на дальние дистанции, чтобы купить пакет молока. Так, например, на той же Рождественской все маркеты посносили, а ничего взамен пока не предложили.

Может ли массовый снос маркетов вызвать повышение цен на продукты? Запросто, считает член некоммерческого партнерства (НКП) «Ассоциация защиты интересов малого бизнеса» Александр Фадеев: «В отсутствии конкуренции со стороны представителей малого бизнеса владельцам крупных торговых сетей будет проще договориться о ценах». А по словам председателя этого партнерства Ирины Борисовой, владельца маркета на улице Лескова, список критериев, по которым нельзя расторгать договоры с предпринимателями, должен быть значительно расширен. Так, надо более взвешенно изучать инфраструктуру микрорайона, где предполагается снос ларьков. Бывает, что людям, лишенным привычных торговых точек, за продуктами приходится ходить за одну-две автобусные остановки. "И такая картина не только в частном секторе, где маркеты решили не трогать. У нас, на окраине Автозавода, больших магазинов раз-два и обчелся».

Власти предлагают предпринимателям перенести свою торговлю в жилые дома. Но быстро это сделать не удастся, уверена Ирина Дмитриевна:

- Они ведь заведомо вводят нас в заблуждение. Говорят: "Берите кредиты и покупайте квартиры». При этом заранее не предупреждают предпринимателей, что пока они не расплатятся за этот кредит, никто им разрешение на перевод жилого помещения в нежилое не даст. А такие кредиты берутся на пять, а то и на десять лет. Интересно, с чего их выплачивать, если бизнес не ведется?

Председатель партнерства приводит в пример ситуации тех предпринимателей, с которыми администрация уже отказалась продлевать договор. Многие из них были вынуждены провести за свой счет дорогостоящую реконструкцию павильона - это, как давали понять в администрации, как бы гарантировало их неприкосновенность. Реконструкция, проведенная на кредитные средства, еще не окупилась, а со следующего года владельцам таких маркетов уже предложено прекратить торговлю. «Как будто издеваясь, чиновники объясняют отказ от какой-либо компенсации так: «А маркеты вы можете забрать. Как, впрочем, и выложенную брусчатку забирать». Другой случай. Предпринимателям Панину и Лебедеву для получения распоряжения за подписью мэра о выделении участка под маркет предлагалось осуществить так называемый взнос на социальное развитие города в размере от 100 до 200 тысяч рублей. И вот деньги ими заплачены, распоряжение главы города получено, все необходимые документы в городской комитет по земельным вопросам отданы, остается получить договор на землю, без которого невозможно начать работать. Но договор этот людям не выдают. Время идет, бизнес не ведется.

Как будет дальше реализовы-ваться городская концепция по переводу временных торговых павильонов в жилые помещения, покажет время. Окончательная судьба большинства торговых точек решается прямо сейчас.

Катерина Ротанова

Источник: Город и Горожане
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.