Lufthansa полетит впустую

03.02.2004
Просмотров: 1117

Одна из крупнейших европейских авиакомпаний рассчитывает «завоевать» российский рынок авиаперевозок. Правда, затея немецкой Lufthansa увенчается успехом только в том случае, если компания сможет улучшить свое непростое финансовое положение

Начиная со вчерашнего дня немецкая авиакомпания Lufthansa предлагает в России ряд специальных предложений на международные рейсы. В частности, в период со 2 февраля по 29 апреля можно будет улететь из Казани во Франкфурт или Лондон за 429 долл., а до 2 апреля билет из Нижнего Новгорода в 13 европейских городов будет стоить 399 долл. С помощью этой маркетинговой акции Lufthansa рассчитывает укрепить свои позиции в качестве крупнейшего иностранного авиаперевозчика в России. Правда, как отмечают эксперты, в будущем немецкая авиакомпания едва ли сможет существенно увеличить объем перевозок в России: билеты компании все-таки слишком дороги для массового российского авиапутешественника, поэтому немцам будет крайне сложно обеспечить хорошую заполняемость самолетов на региональных рейсах. В то же время Lufthansa сейчас не может позволить работать себе в убыток: по итогам трех кварталов прошлого года чистые потери компании превысили 400 млн евро.

Авиакомпания Lufthansa – третий по величине авиаперевозчик в Европе после British Airways и Air France. Компания также занимает второе место в мире по объемам грузоперевозок после американской FedEx. Флот авиакомпании составляет 370 самолетов, а за 2002 г. Lufthansa перевезла 43,9 млн пассажиров. Оборот компании в 2002 г. составил 17,9 млрд долл. Lufthansa также принадлежит 50% акций второго по величине туристического оператора в Европе – Thomas Cook.

По заверениям представителей Lufthansa, российский рынок для авиакомпании является одним из “стратегически важных”. В настоящий момент Lufthansa позиционирует себя как “абсолютного лидера среди иностранных авиакомпаний по количеству рейсов и пунктов назначения в России и странах СНГ”. Lufthansa выполняет 112 еженедельных рейсов в 12 городов России и СНГ. Интерес немецкой авиакомпании к российскому “небу” объясняется достаточно просто: перевозки пассажиров воздушным транспортом в России в прошлом году увеличились на 79,5%, тогда как в целом в мире этот показатель, наоборот, отражает отрицательную динамику. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), объем международных пассажирских перевозок в прошлом году снизился на 2,4%, что, как говорится в отчете IATA, в первую очередь связано с “войной в Ираке, распространением “атипичной пневмонии” и общим экономическим спадом в мире”. В последнее время руководство Lufthansa не только заявляло о готовности активно увеличивать количество российских рейсов, но и активно развивать собственную наземную инфраструктуру. В частности, представители авиакомпании говорили о покупке российских хэндлинговых компаний (обслуживают самолеты, обеспечивают безопасность при регистрации на рейсы и т.д.). В прошлом году представители Lufthansa также обсуждали перспективы превращения новосибирского аэропорта Толмачево в собственный перевалочный центр.

Правда, независимые эксперты считают, что закрепиться на российском региональном рынке авиаперевозок будет довольно проблематично. “Lufthansa давно работает в России и активно осваивает региональные города, – сказал RBC daily аналитик ИГ “АТОН” Тимоти МакКачен. – Но проблема заключается в том, что немецкая авиакомпания является дорогим перевозчиком и ориентируется все-таки на верхний слой пассажиров. В России же основной прирост пассажиропотока обеспечили пассажиры с низким и средним уровнями дохода”. В итоге, по мнению г-на МакКачена, стабильно загружать самолеты Lufthansa сможет на московских и питерских рейсах (в Москву и Санкт-Петербург немецкая авиакомпания выполняет 42 и 21 рейс соответственно, а в остальные российские города – не больше трех в неделю – прим. RBC daily). “Что касается российской глубинки, то это представляется мне весьма сомнительным”, – говорит Тимоти МакКачен.

В Lufthansa, разумеется, утверждают, что с загрузкой самолетов в России все будет в порядке. “Большую часть пассажиров на наших российских рейсах представляют собственно россияне, – заявил RBC daily представитель компании. – При этом ошибочно говорить, что у нас летают только “дорогие” пассажиры: высок, например, процент студентов по обмену. Мы привлекаем клиентов в России более высоким уровнем сервиса и возможностью из регионов попасть сразу в центр Европы, например через Франкфуртский аэропорт, являющийся крупнейшим региональным хабом”. Как сообщили RBC daily в Lufthansa, на рейсе из Казани во Франкфурт за прошлый год было перевезено около 28 тыс. пассажиров. Учитывая, что этот рейс выполняет самолет Airbus A-319, вмещающий максимум 126 человек, средняя загрузка самолетов действительно превышает 70%. Правда, российские участники рынка не считают данный пример показательным. “Надо учитывать тот факт, что этот рейс “по дороге” совершает посадку в Самаре, где он добирает пассажиров, и к тому же выполняется, как и некоторые другие российские региональные рейсы Lufthansa, из района традиционного компактного проживания этнических немцев, которые часто летают в Германию и обратно”, – сказал один из собеседников RBC daily. Что касается “безопасного” имиджа Lufthansa, за который во многом и приходится доплачивать пассажирам этой более дорогой по сравнению с другими европейскими перевозчиками компании, то в последнее время был допущен целый ряд серьезных "проколов”, несколько дискредитировавших расхожее утверждение, что “самолеты Lufthansa не падают”. Так, этим летом самолет Lufthansa, следовавший в Милан из Мюнхена, совершил аварийную посадку в аэропорту австрийского города Инсбрук из-за возникшего в салоне пожара.

В теории для закрепления своих позиций на региональных российских рейсах Lufthansa могла бы летать на “полупустых” самолетах, однако финансовое положение компании этого просто не позволяет. По итогам девяти месяцев прошлого года чистые убытки компании составили 409 млн евро. Не лучше себя чувствует и туристическая “дочка” авиакомпании – Thomas Cook. Прибыль компании за третий квартал этого года упала на 18,8% – до 648,2 млн евро – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом долги Thomas Cook за этот же срок превысили 750 млн долл. Как отмечают эксперты, помимо спада в туристической индустрии, который как раз подействовал на Thomas Cook, Lufthansa оказалась под давлением со стороны более дешевых авиакомпаний. В частности, именно от них Lufthansa рассчитывала “скрыться” в России. Правда, по иронии судьбы, эти планы могут и не осуществиться. В конце прошлого года в России появился первый перевозчик, работающий в классе low-cost, – немецкая авиакомпания Germania.


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.