ГАЗ-33081 “Садко”: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДИЗЕЛЮ

16.04.2004
Просмотров: 5275

В Березовой Пойме проходила и презентация полноприводного грузовика “Садко" с дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 — настоящей машины для русских дорог и бездорожья.

В прошлом номере мы рассказали о тесте новой “Волги" ГАЗ-31105, устроенном заводчанами на полигоне в Березовой Пойме. Но одновременно там проходила и презентация полноприводного грузовика “Садко" с дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 — настоящей машины для русских дорог и бездорожья.

Плюс дизелизация всей страны

Еще в 80-е годы прошлого столетия в СССР был провозглашен курс на дизелизацию автомобильного транспорта для народного хозяйства. Под эту программу ГАЗ построил целый завод, оснастил его самым современным по тем временам оборудованием и приступил к выпуску 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей с воздушным охлаждением, которыми комплектовались среднетоннажные грузовики. Но в начале 90-х, с развалом Советского Союза, спрос на эту продукцию резко упал. Новый моторный завод стал простаивать, и оборудование пришлось демонтировать с расчетом на будущее совместное с FIAT предприятие “Нижегородмоторс". Однако проект этот тоже благополучно “умер" во время кризиса 1998 года, а оборудование оказалось безвозвратно утерянным. Горьковский автозавод снова начал искать приемлемый дизель для своих малых и средних грузовиков и нашел его в фирме Steyr, купив у нее лицензию. Но моноблочный двигатель оказался слишком дорогим в производстве. И хотя ГАЗ-562 (так стал называться 6-цилиндровый вариант Steyr) и сегодня предлагается для комплектации ГАЗ-3308, спросом он не пользуется.

Так взоры газовцев вновь были обращены к отечественному производителю, однако в нашей стране серийный выпуск дизелей такого класса до сих пор не налажен. Единственным приемлемым по качеству и цене вариантом остаются все те же модификации минского тракторного двигателя, которыми комплектует свои “Бычки" АМО “ЗиЛ". Делать нечего — пришлось брать то, что дают. В конце 90-х началась работа по адаптации двигателей ММЗ к среднетоннажным грузовикам, причем не только старого семейства, но и нового, под общим названием “Валдай", выпуск которого планируется наладить к концу этого года. В прошлом году все испытания и сертификация модификаций грузовика с двигателем Д-245.7 были завершены, поэтому уже в апреле из запланированных 1704 машин 300 планируется выпустить с минским дизелем, а в мае они вообще составят львиную долю (1000 штук при плане 1454 автомобилей и машинокомплектов) и отодвинут на вторые роли модификации с бензиновыми двигателями ЗМЗ.

Что изменилось

Давайте сначала покопаемся в “железе". В наследство от знаменитой “шишиги" (ГАЗ-66) “Садко" досталось шасси настоящего внедорожника, которое и по сей день считается лучшим среди грузовых автомобилей с колесной формулой 4х4.

В его арсенале есть и понижающая передача в “раздатке", и межосевая блокировка, и самоблокирующиеся кулачковые межколесные дифференциалы на обоих мостах, и гидроусилитель руля, и СРДВШ (система регулирования давления воздуха в шинах). Кстати, для рессор заднего моста появились резиновые буферы отбоя, а кроме того, сзади ставится регулятор тормозных сил. С установкой же турбодизеля в трансмиссию были внесены дополнительные изменения. Вместо рычажного сцепления, требующего постоянного ухода и регулировки, здесь появилось современное диафрагменное (его еще называют лепестковым) с увеличенным ресурсом. С него крутящий момент передается на новую, полностью синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач, а передаточное число гипоидной главной передачи на обоих мостах из-за возросшего крутящего момента уменьшено.

Большой крутящий момент (42,1 кгс м), развиваемый уже при 1500 об/мин, не единственное преимущество минского турбодизеля перед бензиновыми ЗМЗ-513.10 и -5233.10 (для сравнения: 27,6 и 30,5 кгс м соответственно при 2250 об/мин). Он без всякой дополнительной доработки отвечает экологическим нормам “Евро-1", а в этом году планируется закончить работы по внедрению еще более “чистой" модификации — ММЗ Д-245.7Е2, удовлетворяющей нормам “Евро-2". Автомобиль с таким двигателем уже получил одобрение типа транспортного средства. И, раз уж мы начали разговор о новшествах, скажем еще, что с текущего года для “гражданских" версий “Садко" будет предлагаться установка лебедки.

А теперь переместимся в кабину “Садко", знакомую еще по ГАЗ-3307.

Полетаем?

Дополнительная ступенька в виде петли здесь в самый раз (жалко, что такой не предусмотрено на переднем бампере), но ногу поднимать все равно приходится высоко. Ничего не поделаешь — вездеход! И при том настоящий! Однако кабина его довольно комфортабельна. На передней панели есть место для магнитолы, а мягкие сиденья (особенно водительское) обеспечивают вполне удобную посадку.

По привычке тянусь за ремнем безопасности, но его здесь нет. А жаль, потому что, испытывая возможности “Садко" на бездорожье, приходилось цепко держаться за руль, постоянно рискуя вывалиться из “седла". Особенно я это прочувствовал, когда коллеги попросили меня для эффектного снимка прыгнуть на трамплине. Выбранный для этого бугор имел не совсем ровную поверхность, а за ним была еще и яма, поэтому машина в полете получала дифферент на правый борт и приземлялась сначала правыми колесами. Как крепко я ни держался, каждый раз (было несколько “дублей") “пятой точкой" приземлялся на самый край сиденья, рискуя потерять контроль над машиной. В связи с этим мне вдруг вспомнился случай из армейской молодости. В нашей части один прапорщик буквально сел на рычаг коробки передач в самосвале ЗиЛ-ММЗ-555, когда его водитель, уходя от столкновения, был вынужден съехать с дороги и проскакать почти полсотни метров по пашне. Прапорщик остался жив, но детей иметь уже не мог.

Эргономика же самого водительского места неплохая: сиденье легко регулируется, обзор отличный, педали удобные (разве что расположены немного высоковато), к рычагу коробки передач тянуться не надо. Алгоритм его перемещений поначалу был непривычен: там, где обычно располагалась первая передача, теперь задний ход, а первая находится под ним. Но так как на пустой машине трогаешься со второй скорости, то иногда “промахиваешься", включая заднюю. Впрочем, это дело привычки. Самое главное, что усилия на рычаге совсем не велики и не надо применять двойной выжим сцепления даже при переходе с высших передач на низшие.

Дизель хоть и шумноват, но порадовал покладистым характером: упорно тянул в глубоком песке и довольно резво разгонял автомобиль. Правда, на этой машине он почему-то не развивал максимальных оборотов, “затыкаясь" на 2000. Видимо, еще не прошел обкатку. Но и этого с лихвой хватало для преодоления любых препятствий. Благо и с геометрической проходимостью у машины все в порядке: подъезжаешь, к высокому бугру, который кажется почти вертикальным, и думаешь, что сейчас “зароешься" в него бампером, но не тут-то было — машина проходит без “задева" и даже задом нигде не “чиркает", хотя кроме капота и куска неба сквозь лобовое стекло ничего больше и не видишь. Кстати, только в обзоре на подъемах и уступает “Садко" своему вездеходному предшественнику с его бескапотной, но не самой удобной кабиной. А еще показался тяжеловатым жесткий пластмассовый руль, к которому приходилось прикладывать значительные усилия в поворотах. Зато информативность была вполне приличной, и на крупных кочках его не вышибало из рук.

На этом можно было бы и закончить наш рассказ, если бы на полигоне не появился еще один, “армейский" вариант такого же дизельного “Садко", проходивший здесь плановые испытания. Этот автомобиль отличали не только “защитный" окрас и более аскетичное убранство кабины, но и длинные рессоры в подвеске переднего моста. Водитель любезно согласился покатать журналистов по булыжнику, и надо сказать, что все мы были приятно удивлены той плавностью хода, которую показала эта машина на скорости 80 км/ч.

В общем, подводя итог, скажем, что “Садко" остается прекрасной машиной для русских дорог и бездорожья, а с установкой дизельного двигателя приобрел еще и такие качества, как большая надежность (ресурс дизеля на 150 тыс. км больше, чем у бензинового мотора), экологичность и экономичность (на одном только топливе экономится в среднем 30—40%).

Технические характеристики ГАЗ-33081 “Садко"

Длина - 6250 мм
Ширина - 2340 мм
Высота - 2570 мм
База - 3770 мм
Дорожный просвет - 315 мм

Габариты грузовой платформы:
длина - 3390 мм
ширина - 2145 мм
высота - 380 мм
Грузоподъемность - 2000 кг
Снаряженная масса - 4050 кг
Число мест в кабине - 3
Двигатель - ММЗ Д-245.7, турбодизельный, с интеркулером
Число и расположение цилиндров - 4, в ряд
Число клапанов - 8
Рабочий объем - 4750 куб. см
Степень сжатия - 15,1
Макс. мощность - 117,2 л. с. (при 2400 об/мин)
Макс. крутящий момент - 413 Н*м (при 1500 об/мин)
Коробка передач - Механическая, 5-ступенчатая, синхронизированная
Привод - Полный (4х4), с пониженной передачей в раздаточной коробке, блокировкой межосевого дифференциала и самоблокирующимися межколесными дифференциалами
Подвеска передняя/задняя - Зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами
Рулевое управление - Типа "винт-шариковая гайка", с гидроусилителем
Тормоза передние/задние - Гидравлические, двухконтурные, барабанные
Шины - 12.00 R18
Диски - 228Г-457
Крутизна преодолеваемого подъема - 31%
Глубина преодолеваемого брода - 1,5 м
Макс. скорость - 90 км/ч
Время разгона до 80 км/ч - 60 с

Расход топлива на 100 км:
при скорости 40 км/ч - 14 л
при скорости 60 км/ч - 17 л
Емкость топливного бака - 105 л

Александр АЛЕШИН, Биржа+Авто

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.