Бизнес стремится к развитию — это его основное качество

16.11.2006
Просмотров: 5015

Как вести дела так, чтобы и инвесторы видели свою прибыль, и налоговики остались довольны? Один из способов — обращение к аудиторам.

В ходе развития увеличиваются финансовые потоки, привлекаются инвестиции, усложняется бухгалтерия. Налоговые органы проявляют все больший интерес к предприятию. Как вести дела так, чтобы и инвесторы видели свою прибыль, и налоговики остались довольны? Один из способов — обращение к аудиторам.

По свидетельству археологов, сообщения о первых торговых операциях найдены на камнях в Шумере и датируются еще 3600 г. до н. э. А папирусы древнего Египта уже повествуют о бухгалтерском учете. Приоритет в формализации учета в виде кодексов–книг приписывается древним грекам. Но там, где есть отчетность, возникает и контроль над ее добросовестностью.

Из глубины веков

Первые документы об аудиторах (именно аудиторах, и даже с указанием имен этих аудиторов) датируются XII веком. Среди наиболее полных источников, содержащих учетные документы и упоминания об аудиторах, ученые называют архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130 г. Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. «Практика «слушания отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие, просуществовала до XVII столетия. Да и сам термин «аудит» происходит от латинского «audio», означающего «слушать».

Принято думать, что для России аудит — явление новое. Однако эта должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в. Император–реформатор возложил на аудиторов задачу учетно–ревизионного и юридического решения споров и судебных разбирательств главным образом имущественного характера. В отличие от западного аудитора XVIII–XIX вв., их российский коллега имел гораздо больше прав и обязанностей: на протяжении полутора веков он был и ревизором, и следователем, и прокурором в одном лице.

К нам едет... аудитор

Если в Европе традиция аудита не пресекалась, то в постсоветской России профессию аудитора пришлось возрождать. По мнению экспертов, подлинный аудит может появиться (и появился) при одновременном наличии трех условий: частной собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления производства и капитала. «Только с развитием капитализма в России, появлением класса частных собственников, услуги аудиторов и консультантов стали пользоваться настоящим спросом, — считает Вера Константинова («ФинЭкспертАудит»). — Затем аудит стал востребован инвесторами. Сегодня же рынок вступил в третью стадию, когда аудитора нанимает и продавец, и покупатель предприятия, чтобы иметь независимое заключение о предмете сделки».

Кроме того, пришлось размежевывать понятия «аудитор» и «ревизор». «В начале 90–х годов мало кто знал, что такое аудит и кто такие аудиторы, — вспоминает Светлана Цветкова, генеральный директор фирмы «Русаудит–НН», — Руководство компаний, в лучшем случае, видело роль аудиторов как создание гарантированной защиты от действий налоговой инспекции. Да и отношение бухгалтерии было неоднозначным. Взгляд на самих аудиторов, действительно, был как на проверяющих, а не консультантов».

Коллег поддерживает Юрий Васильев, генеральный директор консалтинговой группы «АЮДАР»: «Для российского бухгалтера в силу менталитета аудитор, чаще всего, является «защитником» — от возможных санкций контролирующих органов: налоговой службы, совета директоров, акционера, владельца и директора. И если раньше аудитор ассоциировался с советским ревизором, то теперь он стал своеобразным гарантом спокойствия».

«Аудитор — это помощник и консультант в финансовых вопросах компании (от подтверждения отчетности до разработки финансовых планов). И, конечно же, бухгалтера, — уверен Павел Замятин, начальник отдела аудиторских проверок ООО «Аудит и право». — Ранее к аудиторам отношение было несколько неадекватное. Некоторые считали, что аудит — это налоговая проверка, другие — проверка, с целью выявления ошибок бухгалтера. На сегодняшний день многие фирмы оценили работу специалистов аудиторских компаний и понимают реальное назначение аудита».

Добровольно или принудительно?

Закон определяет два типа аудита: обязательный и инициативный. Акционерные общества ввиду самой формы собственности обязаны минимум раз в год проходить аудиторскую проверку. А предприятия иных форм хозяйствования могут не проводить аудит вовсе. Но жизнь заставляет их обращаться к аудиторам.

«В основном, клиенты приходят тогда, когда бухгалтерия «запущена», получено решение о налоговой проверке компании, — делится опытом Юлия Каргина, директор фирмы «Аудит–Проф». — Только единицы обращаются за консультациями, приглашают посмотреть бухгалтерию. И, как правило, у таких клиентов бухгалтерская отчетность находится в идеальном состоянии».

«В последнее время к аудиторам все чаще обращаются компании, не подпадающие под обязательный аудит, — дополняет Светлана Цветкова («Русаудит–НН»). — Одной из причин является смена руководства компании: главного бухгалтера, директора. Вполне логично, что новое руководство хочет быть в курсе финансовых дел компании к началу работы в ней».

Довольно часто инициатива проведения добровольного аудита исходит от первого лица компании. Если директор сомневается в профессионализме и компетентности своей бухгалтерской службы, то аудиторская проверка поможет прояснить ситуацию. Аудиторское заключение часто требуется собственникам компаний и потенциальным инвесторам. Они хотят убедиться в достоверности данных о финансовом положении предприятия, получить мнения независимых экспертов об отчетности фирмы.

«Инициативный аудит проводится по решению компании на основе договора с аудиторской организацией, — поясняет Павел Замятин («Аудит и Право»). — Характер и масштабы проверки определяются при заключении договора. Периодичность проведения аудита также определяются договором. Как правило — это проверка по итогам календарного года — 1 раз в год. Некоторые фирмы заключают договор на год с проведением проверки поэтапно (например, по итогам каждого квартала)».

На законных основаниях

Основным документом, регулирующим деятельность аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов, является вступивший в силу 7 августа 2001 года Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон определяет права и обязанности аудиторов и аудируемых ими лиц, порядок проведения аттестации аудиторов, вопросы лицензирования, деятельность профессиональных аудиторских объединений и т. п.

Помимо этого федерального законодательного акта нормативную базу деятельности аудиторов обеспечивает 31 стандарт (правило). В соответствии со ст.9 № 119–ФЗ, правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. «Реформа Российского аудита, начатая еще в 2002 году, в настоящее время набрала хорошую скорость, — говорит Вера Константинова («ФинЭкспертАудит»). — Но далеко не все необходимые стандарты разработаны — например, в системе МСА около 60–ти стандартов».

«Фактически в России действуют как российские, так и западные, а точнее — Международные стандарты аудита (МСА), поясняет Светлана Цветкова («Русаудит–НН»). — При проведении проверки документации, оформленной по российским стандартам, по закону требуется использование российских стандартов аудита. При проведении отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами (МСФО) аудит проводится в соответствии с МСА».

Российские стандарты изначально опирались на международный опыт, но, как у нас принято, нередко «изобретался велосипед». Как правило, это происходило из–за нехватки собственного опыта и, как следствие, непонимания основ работы аудитора в Европе или США. В настоящее время стандарты все больше и больше сближаются, хотя, конечно же, говорить о завершении этого процесса еще рано.

Кроме того, можно отметить еще один уровень стандартизации: наличие в аудиторских компаниях разработанных внутрифирменных стандартов, т.е. документов, регламентирующих деятельность с учетом специфики конкретной аудиторской компании. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (п. 5 Федерального закона № 164–ФЗ).

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», установлено, что наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок действий по выполнению требований правил и по повышению качества аудиторских проверок.

«Внутрифирменные стандарты позволяют повысить качество проводимого аудита, поскольку создают систему последовательного выполнения отдельных приемов, включают процедуры, необходимые для проверки отдельных объектов учета, обеспечивают рациональное использование времени работы аудитора и оптимизируют технологию проверки» — уверен Юрий Васильев («АЮДАР»).

По мнению экспертов, наиболее актуальным сегодня является скорее сам факт полного соблюдения стандартов отдельными членами аудиторского сообщества — желание оказать услугу более дешево, чем конкуренты, нередко заставляет небольшие аудиторские фирмы отступать от стандартов, ограничивать состав процедур. И решение проблемы качества возложено на аудиторские объединения. На сегодняшний день одобрены поправки к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», предусматривающие передачу аккредитованным аудиторским объединениям ряда государственных функций, в частности, подтверждение ежегод-ного повышения квалификации аудиторов. Данная мера направлена на повышение качества аудиторских услуг и, в конечном счете, на повышение престижа профессии аудитора.

Пусть меня научат

Если подходить к этому вопросу формально, то всякий обладатель высшего юридического или экономического образования, а также опыта работы в финансовой сфере от трех лет, может стать аудитором. Только при наличии данных обстоятельств, специалист вправе пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена, и получить по ее окончанию квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия. Конечно, при условии успешной сдачи экзамена. Те, кто не имеют достаточного опыта и образования, могут не расстраиваться. Можно поступить на должность ассистента аудитора в аудиторской компании с последующим обучением.

В дальнейшем, чтобы не утратить свой аттестат, аудитор обязан проходить ежегодное повышение квалификации и сообщать об этом в Министерство финансов. На сегодня сложилась единая система повышения квалификации аудиторов: раз в год каждому специалисту необходимо прослушать сорокачасовой курс. Нарушение требований к прохождению повышения квалификации может служить основанием для аннулирования аттестата аудитора.

«В аудит люди приходят разными путями, — комментирует Вера Константинова («ФинЭкспертАудит»). — Кто–то прямо со «школьной скамьи» начинает трудовую деятельность ассистентом, кто–то — вволю поработав в налоговых или ревизионных органах. Но основной «поставщик» аудиторов — это штат главных бухгалтеров».

Не совсем согласна с коллегой Юлия Каргина(«Аудит–Проф»): «Хорошо, если соискатель не работал главным бухгалтером. Им сложно переучиваться, они не видят большинство «подводных камней». Идеальными аудиторами становятся бывшие сотрудники налоговой инспекции. Но их уровень так высок, что не всякая аудиторская компания может себе позволить нанять такого специалиста».

Осознанный выбор

Безусловно, важную роль на рынке играет известность, «брэнд» того или иного аудитора. Он создается только годами, поэтому фирма, отработавшая на рынке не один год, будет более внимательно относиться и к профессиональным аудиторским вопросам, и к рискам клиента. Однако не стоит забывать, что работать придется с конкретными людьми, поэтому крайне важны личные встречи с партнерами аудиторской фирмы. Без личной встречи, без общения «глаза в глаза» с человеком, который будет отвечать за выдачу аудиторского заключения по компании, не может возникнуть доверие к его работе.

«Не смотря на то, что аудиторский рынок достаточно большой, как сами его участники, так и их бизнес–партнеры, знают его достаточно хорошо. Поэтому не нужно стесняться просить рекомендации от клиентов аудиторской компании, профессиональных аудиторских объединений, спрашивать знакомых», — дает совет по выбору аудитора Светлана Цветкова («Русаудит–НН»).

Если говорить о вопросе беспристрастности аудита, в частности, о ее необходимости, несомненно, что аудиторы должны быть свободными от какой–либо зависимости от аудируемой компании. Прежде всего, следует исключить любую финансовую зависимость от клиентов, это, в частности, и факт назначения на выборные и штатные должности в проверяемых организациях, и предоставление аудиторам каких–либо услуг и денежных средств, кроме оплаты проверки.

На независимость профессионального аудитора могут влиять личные и семейные отношения с руководителями проверяемой организации. Этические стандарты рекомендуют воздержаться от проверки тех организаций, где владельцы, основные акционеры, исполнительные и финансовые директора являются личными друзьями или родственниками руководителя аудиторской проверки.

Аудитор всегда должен проявлять себя достойным доверия, возложенного на его профессию. При выполнении профессиональных обязанностей важную роль играют правила профессиональной этики, о которых говорится в Кодексе этики аудиторов России. Аудитор должен воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его компетенции, сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

«Не зря Международные стандарты аудита установили ряд правил, обеспечивающих беспристрастность аудита, — уверена Светлана Цветкова («Русаудит–НН»). — В качестве одной из рекомендаций можно предложить время от времени изменять состав членов аудиторской группы, производить ротацию руководителей аудиторских проверок, осуществляющих их много лет подряд в одной и той же организации». «Гарантией беспристрастности проверки становится смена состава бригады аудиторов, — согласна с коллегой Юлия Каргина, («Аудит–Проф»). — Тогда выше вероятность, что, пользуясь услугами одной аудиторской фирмы, предприниматель получит полный и точный анализ состояния финансовой отчетности. Мы сообщаем ему все, но как руководитель поступит с результатами проверки, исправит ли ошибки — это дело компании».

«От добросовестности аудитора зависит финансовое положение не только проверяемой фирмы, но и его собственное, — продолжает тему Юрий Васильев («АЮДАР»). — Эта должность подразумевает огромную ответственность за правильность проделанной работы. Совершив ошибку, аудитор будет вынужден расплатиться за нее, помимо большого штрафа, своей репутацией.

Конкурентные качества

Российский рынок аудита представляет собой пример классического конкурентного рынка. В целом в России действует более 6 000 аудиторских компаний. По данным бизнес–справочника «Золотые страницы», в Нижнем Новгороде зарегистрировано более 150 фирм, оказывающих аудиторские и сопутствующие услуги. При этом значительную часть заказов на нижегородской земле выполняют компании из других регионов, причем не только из Москвы. Таким образом, клиентам аудиторских фирм есть из кого выбирать.

«Достаточно сложно, поговорив с представителем той или иной аудиторской фирмы, быть полностью уверенным в качестве работы, но это касается и других направлений бизнеса: ремонтируете ли Вы автомобиль или заказываете цветы. — считает Павел Замятин («Аудит и Право»). — Выбор обычно делают из общепринятых предпосылок: слышали от знакомых; рекомендации партнеров по бизнесу; репутация фирмы на рынке; опыт работы».

Большое количество фирм, естественно, приводит и к возникновению ценовой конкуренции, появлению демпинга. Причем, в отличие от других сфер, получить представление о качестве услуг аудитора непрофессионалу достаточно трудно. «Конкуренцию, как и везде по России, обостряют московские компании, — считает Вера Константинова («ФинЭкспертАудит»). — Хотя, если смотреть с точки зрения качества, то вряд ли оно выше, не в пример ценам. Свободный выбор заказчиком аудита из числа конкурирующих предложений гарантирует приемлемое для него соотношение цены и качества предлагаемых услуг. Однако существует нездоровая тенденция: заказчик желает получить подпись аудитора с минимальными для себя финансовыми потерями. Спрос на такие услуги (аудитом я это назвать не могу) и порождает демпинг, появление «своих», так называемых «карманных» аудиторов».

Формально результатом работы аудитора является аудиторское заключение (одна — две страницы текста утвержденного стандарта), в котором аудитор высказывает свое мнение о достоверности финансовой отчетности. В этой ситуации, лишь профессиональный контроль качества работы, организуемый профессиональным объединением может высказать мнение о том, насколько добротно сделана работа аудитора. Система контроля качества еще не сложилась, поэтому возможен некачественный аудит, а значит и демпинг, но уже не ценовой, а просто за счет снижения качества услуги.

Плодотворный анализ

Аудитор не может решить проблемы предприятия — его задача заключается в анализе финансовой отчетности и консультациях по оптимизации бухучета. Но в современном деловом сообществе именно информация является основным капиталом. Мудрый руководитель примет во внимание рекомендации специалиста и применит их для укрепления позиции компании на рынке. Именнов этом случае функция аудита будет плодотворной.


Источник: Архив: Нижегородский бизнес-журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.