Тенденции: Требуются инвестиции

18.01.2007
Просмотров: 1749

Рост авторынка в России может замедлиться из-за неразвитой инфраструктуры.

Способность российского автомобильного рынка потреблять новые машины обернулась притоком инвестиций в розничный автомобильный сектор и увеличением производства внутри страны. Но отсутствие инвестиций в инфраструктуру может привести к насыщению рынка и послужить серьезным препятствием к дальнейшему росту, предупреждают эксперты.

Многие аналитики прогнозируют продолжение бурного роста автомобильного рынка в России еще как минимум на три-четыре года. Но, по оценке компании PricewaterhouseCoopers (PWC), этот сценарий развития событий не единственно возможный. Партнер PWC Стенли Рут изложил свой взгляд на будущее российского авторынка на Международной автомобильной конференции, прошедшей в Москве в декабре прошлого года.

По подсчетам PWC, за последние пять лет спрос на автомобили, выраженный в валюте, вырос в три раза: с $10 млрд в 2002 году до $30 млрд в 2006-м, а прошлогодний объем продаж в 2 млн единиц вывел Россию на один уровень с ведущими рынками Европы. Этот рост сопровождается бурным развитием географии продаж, качества и спектра услуг розничных торговцев: в последние годы значительные объемы инвестиций были направлены в расширение дилерских сетей иностранных брэндов. Заметно активизировались и сами автоконцерны. В скором времени почти все крупнейшие зарубежные автопроизводители будут иметь свои производства в России: Ford и Renault уже здесь, вскоре к ним присоединятся Toyota, VW, GM и другие. “Если каждый из этих проектов в ближайшие пять лет выйдет на производство 100 тысяч автомобилей, объем рынка может вырасти на миллионы единиц”, — говорит Стенли Рут. По оценке PWC, амбициозные планы производителей и растущая покупательная способность российского населения будут способствовать увеличению продаж. Но есть и другие факторы, которые могут послужить серьезным препятствием к дальнейшему росту. Развитие должно охватывать всю структуру рынка, а не только ее поверхность, отмечает Стенли Рут. Дальнейший рост, по его словам, будет зависеть главным образом от инвестиций в развитие дорожной инфра- структуры, вторичного рынка автомобилей и системы утилизации машин.

Самый бурно развивающийся рынок России — Москва — так же бурно превращается в кошмар для водителя: час пик продолжается с утра до ночи. “Если затраты на новый автомобиль не приносят радости от вождения из-за ежедневного стресса, вызванного потерей времени в пробках, желание тратить может угаснуть”, — поясняет аналитик.

Недостаток инвестиций в инфраструктуру дорог может стать препятствием на пути развития автомобильного рынка в Москве и Санкт-Петербурге, а позже и в других российских регионах.

Другой преградой для роста продаж новых автомобилей может стать слаборазвитая инфраструктура вторичного рынка. Возможность быстро и легко продать подержанный автомобиль стимулирует спрос на новые, но такой возможности российские автовладельцы пока лишены. Сейчас подержанные машины продаются в основном через газетные объявления или на открытых рынках. При этом уверенности в остаточной стоимости автомобиля у покупателей, как правило, нет, поскольку в России не существует аналога британскому каталогу цен на подержанные автомобили UK Glass’s guide.

Между тем у российского рынка подержанных машин огромный потенциал для роста.
Феноменальный рост продаж новых иномарок в течение последних пяти лет обернется ростом рынка подержанных автомобилей в следующие пять лет. По оценке PWC, объем рынка новых иномарок по итогам 2006 года превысит $20 млрд. “Если предположить, что все эти машины будут перепроданы в течение пяти лет по цене 40% от существующей стоимости, это приведет к формированию рынка в $8 млрд, которого пока еще не существует, — рассуждает Стенли Рут. — Продажа дешевых машин под открытым небом уйдет в прошлое. На рынке появятся хорошо обслуживаемые иностранные автомобили в ценовом диапазоне $8—25 тысяч, которые будут продаваться в автосалонах с нормой прибыли большей, чем у новых автомобилей”. Правда, для этого потребуются инвестиции в развитие инфраструктуры вторичного рынка, добавляет он.

Но пока их притоку препятствует налоговое законодательство, и особенно тот факт, что при продаже подержанной машины дилер должен заплатить НДС с полной стоимости автомобиля.

Кроме того, возможность рынка поглощать новые автомобили зависит от эффективности системы утилизации старых. А в России, где автопарк один из самых старых в Европе, такой системы не существует. Государство пока не предусмотрело налоговых или финансовых стимулов для ее создания. Поэтому необходим закон, ограничивающий ис- пользование старых автомобилей и поощряющий их сдачу в утиль. Свои программы, позволяющие потребителям бесплатно избавляться от старых машин, должны ввести и автопроизводители. “Инвестиции в рынок утилизации помогут сохранить существующие темпы роста, — считает Стенли Рут. — А отсутствие инвестиций в рыночную инфраструктуру может привести к насыщению рынка и послужить значительным препятствием к дальнейшему росту”.

 23.1Kb

 Источник: PricewaterhouseCoopers

Участники рынка соперничают друг с другом, с тем чтобы опережать среднерыночные показатели
Тренды, основывающиеся на ВВП, предсказывают непрерывный рост
Отсутствие инвестиций в рыночную инфраструктуру может привести к насыщению рынка и послужить значительным препятствием к дальнейшему росту
Последствия, незаметные сейчас, могут стать решающими впоследствии

Ольга Сафронычева

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.