Молчание правообладателей

24.01.2007
Просмотров: 1274

В Нижегородской области контрафакт не производят, но…

Журналистское расследование

Интересно, это не подделка?

В Нижегородской области контрафакт не производят, но…

Равнодушная, без эмоций лояльность нижегородцев к контрафактной продукции — не диковинка. Во всем мире миллионы людей преспокойно покупают заведомо поддельную продукцию с кричащими лейблами якобы знаменитых торговых марок (ТМ). И зачастую ничего страшного — если кто и пострадал, так это авторы этих ТМ, в смысле недополучения сверхдоходов.

Бог с ними, с одеждой и обувью — ну, износятся быстрее, чем «оригинальный продукт». Или кто-то на престижной вечеринке обидно расхохочется и сразу назовет лишь единицам известные нюансы отличия от «натурпродукта», узнав, что, к примеру, сумка Луи Виттон обошлась всего в 100 евро «на предрождественской распродаже».

Другое дело, если куплены сымитированные косметика, парфюмерия, средства по уходу за кожей и волосами. Они могут оказаться как минимум бесполезными для потребителя (ничуть, например, не омолаживающими), а как максимум — вредными для здоровья.

Есть вред от контрафакта и для экономики страны, о чем в первую очередь и шла речь в Нижнем Новгороде на недавней научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономической безопасности. Региональные аспекты», прошедшей в Волго-Вятской академии госслужбы по инициативе ЗАО «Специальная Информационная Служба». Уменьшается налогооблагаемая база, создаются преступные группировки по нарушениям законодательства в экономической сфере, совершаются масштабные мошенничества…

Благодаря откровенности правоохранительных структур — ну, так достала их ситуация с контрафактом, что уровень эмоций почти на грани «белого каления» — вырисовались очень любопытные обстоятельства.

Оказывается, в Нижегородской области, как и в целом по России, основная проблема не с выявлением контрафакта как такового, а с побуждением (очень хотелось написать — «принуждением», но это, к сожалению, неправомерно) самих правообладателей бороться с наличием подделок под их торговую марку. А нет заявителя, чьи авторские и смежные с ними права пострадали, нет, соответственно, и уголовного дела!

Список же тех, кто реально борется за свои права и на кого правоохранительные органы могут положиться как на добропорядочных заявителей, о чем «Клуб потребителей» писал в предыдущем выпуске, можно назвать и карликовым, и, с точки зрения потребителей, причудливым. Он состоит всего из трех позиций, из трех групп правообладателей и в Нижегородской области, и по всей России: 1) аудио- и видеопродукция; 2) публичное коммерческое воспроизведение музыки и песен известных авторов и исполнителей; 3) использование нелицензионной компьютерной продукции (программ). Как говорится, без комментариев. Всего три пункта из моря контрафакта! Ну от силы можно добавить четвертый — фальсификацию алкогольной продукции. И всё!

— По законодательству о защите товарных знаков мы можем отстаивать права их владельцев, пресекая ввоз контрафакта в Нижегородскую область, только в том случае, если те обратились к нам за включением в таможенный реестр, — сказал на «круглом столе» Сергей Кожин, зам. начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Приволжской оперативной таможни. — Но даже об этом не все правообладатели побеспокоились. Из 1200, зарегистрированных в Роспатенте, к нам на конец 2006 г. обратились чуть более 800. Правильно повел себя «Нижфарм», когда к нам в область пытались завезти один из раскрученных им брендов. Подделка была выявлена своевременно, что при активной позиции правообладателя позволило нам без проблем выиграть дело в суде (производитель подделки подал на нас в суд).

«Круглый стол» «Проблемы борьбы с контрафактной продукцией», проходивший на конференции по экономической безопасности и собравший представителей таможни, ГУВД, прокуратуры и Торгово-промышленной палаты (ТПП) Нижегородской области, стал первой реальной попыткой правоохранительных органов в Нижегородской области объединить свои усилия по борьбе с подделками. Знаковым можно назвать то, что организатором обсуждения темы контрафакта являлась ТПП, профессионально представляющая — по своему изначальному статусу — интересы нижегородских производителей. Вела «круглый стол» Анна Самсонова, зам. генерального директора, начальник юридического отдела ТПП.

Обсуждение темы было острым и иногда наводило на мысли, что некоторым производителям брендов, если не большинству, нет никакого дела до нас с вами, рядовых потребителей. Среди прочих прозвучал такой вот абсурдный пример, касающийся, казалось бы, одного из самых щепетильных производителей в мире, дорожащего своей репутацией.

— Мы столкнулись с тем, что производители швейцарских часов в открытую заявляют, что они в принципе не собираются подавать в суд на тех, кто подделывает их бренды, — сказал оперативник одной из столичных правоохранительных структур. — Они говорят так: «Вряд ли человек, купивший в подземном переходе часы известного бренда за 50 евро, не знал, что они поддельные. Зато он прекрасно понимает, что настоящие такие часы — это вещь статусная и стоит на самом деле очень дорого. Надевая дешевую подделку, он еще больше поднимает престиж бренда». Такая вот «логика». А на самом деле, скорее всего, производителям просто не хочется привлекать к своему товару внимание с негативным оттенком. С точки зрения пиарщиков и маркетологов, видимо, в этом случае выгоднее промолчать, посмотреть на ситуацию «сквозь пальцы».

Как раз про швейцарские часы прозвучал на «круглом столе» и другой пример, подтверждающий нежелание производителей лишний раз «наводить тень на плетень». Так, однажды при проведении экспертизы швейцарские часы, купленные за тысячи долларов, оказались сделанными то ли в Тайване, то ли в Китае! Потрясение потребителя было ошеломительным дважды: когда меньше чем через полгода на товаре с почти бессрочной гарантией остановились стрелки и когда он узнал правду о производителе.

То же самое с любым товаром. Правообладатели известных обувных ТМ, к которым Приволжская оперативная таможня обращается с запросами и информацией о подделках их продукции, на них не отвечают, никак не реагируют. Тем временем у таможенников в суде сразу спрашивают: «Ущерб кому-то этой подделкой нанесен? Кому именно?» Из-за молчания правообладателей дело «рассыпается» на глазах.

В крупных торговых сетях, владельцами которых являются иностранцы, русский менеджмент «не во сне, а наяву» видит, что отношение к российским потребителям у владельцев-европейцев приблизительно такое, как к папуасам. Это не имеет отношения к контрафакту, но свидетельствует о позиции по отношению к нам как потребителям со стороны, как нам-то всегда казалось, гуманных европейцев. Но бизнес — дело жесткое, иногда жестокое. Если мы сами не научимся себя уважать, то никто нас уважать тоже не станет.

Сбыт контрафакта оценивается в миллионы рублей только по Нижегородской области. Зато, как компетентно подтвердили все присутствовавшие на «круглом столе» правоохранительные органы, «в Нижегородской области не производят контрафакт». Кто-то, правда, высказал предположение, что «случаи такие не выявлялись, но больше вероятности, что этим могут заниматься на закрытых, режимных предприятиях».

Как выяснилось, много контрафакта производится не «на Малой Арнаутской», а в Подмосковье. А вот по «левым» аудиодискам в лидерах — Самара.

Зато мы, нижегородцы, «белые и пушистые».

Светлана ЗАГВОЗДИНА.

От «Клуба потребителей». Пути борьбы с контрафактом на конференции в Волго-Вятской академии госслужбы намечены. Появятся первые значительные результаты — сообщим. Положительно уже хотя бы одно то, что все, кто по долгу службы борется с контрафактом, выслушали друг друга, попытались вникнуть в проблемы «смежников» и решили действовать сообща. Если к этой работе присоединятся и правообладатели, объединения предпринимателей, возможно, политические партии и др., как это уже попыталась сделать в интересах местных производителей Торгово-промышленная палата Нижегородской области, от этого выиграем все мы, обычные покупатели.

В принципе, можно с помощью Торгово-промышленной палаты и объединений предпринимателей повышать уровень социальной ответственности за свой имидж как у производителей, которые не должны препятствовать справедливому ходу уголовных дел по контрафакту в судебных инстанциях, так и у владельцев торговых точек, которые сами могут поставить заслон контрафакту.

Примечание к пункту 3. На «круглом столе» в академии госслужбы прозвучало, что в Санкт-Петербурге арендодатели по местному административному праву могут отказать арендаторам в торговых площадях, если те замечены в продаже контрафакта. Правда, как заметили присутствовавшие, это возможно именно в таком продвинутом городе, как Питер, но вряд ли у нас.

Светлана Загвоздина

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.