"Маленьких" скушают

06.02.2007
Просмотров: 1268

Убрать с рынка более мелких конкурентов - такова, по мнению руководителей нижегородского туризма, цель поправок о финансовом обеспечении туроператорского бизнеса, введенных в России с 1 января 2007 года.

Убрать с рынка более мелких конкурентов - такова, по мнению руководителей нижегородского туризма, цель поправок о финансовом обеспечении туроператорского бизнеса, введенных в России с 1 января 2007 года.

Закон

Изменения предусматривают обязанность туроператоров ежегодно оплачивать банковскую либо страховую гарантию своей деятельности. В полном объеме измененный закон вступит в силу 1 июля 2008 г., и с этого дня размер финобеспечения для тур-операторов в сфере выездного туризма составит 10 млн руб., в сфере внутреннего и въездного туризма — 500 тыс. руб. Туроператоры, работающие во всех направлениях, должны иметь гарантию на 10 млн руб. С 1 июня 2007 г. до 1 июля 2008 г. размер финансового обеспечения снижен. Для операторов в сфере международного туризма и сфере внутреннего и международного туризма он составит не менее 5 млн руб., в сфере внутреннего туризма — 500 тыс. руб.

Если турфирма не выполнит условия договора с клиентом, банки или страховые компании по соглашению с ней будут выплачивать денежную компенсацию. Ее получит турист, если туроператор не исполнит услугу договора по перевозке или размещению. Из этих средств будет оплачен и ущерб, понесенный туристом при несоответствующем качестве и безопасности поездки, а также при банкротстве или ликвидации турфирмы. Срок приема претензий установлен в 20 дней со дня окончания действия договора, на рассмотрение претензии отводится 10 дней.

Финансовая гарантия на новый срок должна быть получена не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действующей гарантии. При этом банковская гарантия не может быть отозвана, а договор страхования расторгнут досрочно.
Новшеством станет и создание единого федерального реестра туристических компаний. Сведения из реестра каждый год будут публиковаться в СМИ и размещаться в Интернете.


Мнения руководителей туркомпаний

В настоящее время на территории Нижегородской области работают около 200 туркомпаний, 30% из них — туроператоры. Руководители туристического бизнеса по-разному оценивают нововведение. Как заявила “Бирже” директор компании “Роза ветров-НН” Мария Свиридова, закон не продуман, а лицензирование было не самым плохим элементом регулирования туристической отрасли. С уверенностью можно сказать, что введение фингарантий приведет к удорожанию путевок. Именно туристы оплатят дополнительные доходы банков и страховых компаний, коими станут финансовые гарантии. Скорее всего, путевки станут дороже на стоимость финансового обслуживания этих гарантий.

А пока у Марии Свиридовой вопросов больше, чем ответов. К примеру, зачем из туристического бизнеса на обеспечение фингарантий выводятся огромные суммы, которые целесообразнее направить на продвижение регионов, организацию новых маршрутов, строительство гостиниц, обновление транспортного парка и другие цели? Представители российского туризма, особенно в регионах, годами стоят с протянутой рукой, прося у властей финансово поддержать отрасль. Зачем же другой рукой перекачивать из туризма средства в совсем не бедную банковскую сферу?

Другой вопрос — почему прием в России иностранных туристов приравнивается к международному туризму? Иностранцы ничем в России особо не рискуют, они и так приезжают со своими мощными страховыми гарантиями, да к тому же ввозят валюту. “Розе ветров”, заявила руководитель компании, проще совсем прекратить работу по приему иностранцев и стать простым турагентом, для которых никаких фингарантий не предусмотрено. Объяснение многим вопросам, считает Мария Свиридова, надо искать в области политики. Закон проталкивали крупные московские компании, чтобы убрать с рынка более мелких конкурентов.

Что касается единого размера фингарантий для крупных столичных и небольших региональных компаний, то однозначного мнения по этому вопросу у Свиридовой нет. С одной стороны, привязать размер фингарантий к обороту компании разумно, так как одной меркой мерить Москву и регионы нельзя. С другой — любая дифференциация дает повод для злоупотреблений, и недобросовестные участники рынка всегда найдут возможность воспользоваться какими-то лазейками. “Роза ветров” сможет работать в новых условиях, деньги для фингарантий найдутся. Опасаться фингарантий стоит молодым компаниям, у которых небольшие обороты и сложности с залогом.

У директора ЗАО “Турист” Натальи Тумановой поправки к закону также вызывают вопросы. К примеру, что может служить обеспечением залога — помещение, транспорт, офисная техника? Или: как будут отвечать за свою деятельность турагенты? Определиться, к кому обращаться за фингарантиями — то ли к банкирам, то ли к страховщикам, по мнению Тумановой, пока нелегко. Ясно одно: введение фингарантий приведет к удорожанию путевок. В любом случае руководство “Туриста” будет искать различные варианты получения фингарантий, чтобы они как можно меньше отразились на стоимости туров и компания оставалась конкурентоспособной.

Гендиректор ООО “ГАМА” Дмитрий Галкин не согласен с прогнозом об удорожании путевок. Для компании, работающей в сфере внутреннего туризма 14 лет, размер банковской гарантии в 500 тыс. руб. — “не деньги”. Пока не решено, что выбрать — банковские гарантии или страховку. Руководитель уверен, что и банки, и страховщики без проблем предоставят фингарантии “ГАМЕ”, владеющей крупным имущественным комплексом. Так что оснований для беспокойства у клиентов компании быть не должно: на стоимости путевок введение фингарантий не скажется.

Кроме того, Галкин считает, что представители нижегородского туристического бизнеса также не должны опасаться введения обязательных фингарантий. В нашем регионе нет тур-операторов, занимающихся международным туризмом, — все турфирмы работают как агенты крупных московских компаний. Да и на столичном туристическом рынке закон заработает без труда. Оборот московских туроператоров достигает сотен миллионов долларов в год, и размер банковских гарантий на таком фоне практически незаметен.

Количество туроператоров на российском рынке, по прогнозу Галкина, уменьшится, причем работать останутся более крупные компании. В то же время введение фингарантий не исключает возможность мошенничества. Поскольку вхождение на туристический рынок упростится, на рынке вероятно появление компаний-однодневок; заложив что-то в банке, они получат право работать в туризме, но деятельность таких фирм часто связана с обманом клиентов. Поэтому туристам надо проявлять повышенную осторожность при выборе продавца путевок. Совет один — обращаться за турами в компании, работающие не первый год.
Мнения властей

Как заявила “Бирже” начальник отдела туризма департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации Нижнего Новгорода Ирина Смирнова, единый размер фингарантии не имеет объективного и понятного экономического обоснования. Получается, что для компаний с небольшими оборотами фингарантия окажется более обременительной, чем для крупных компаний, а это ставит “малышей” в неравные условия. Многие региональные туроператоры вряд ли потянут такие выплаты. Банки и страховые компании откажутся предоставить им такие суммы гарантий, так как относят туризм к рискованному бизнесу. Небольшим компаниям придется или отказываться от традиционных направлений бизнеса, или становиться турагентами. Такая ситуация приведет к монополизации, а соответственно, и к повышению цен на путевки.

Вообще, по мнению Смирновой, на сегодняшний день не определен новый порядок взаимодействия между туроператорами и турагентствами, и многое должно разъяснить письмо Федерального агентства по туризму РФ, которого руководители турбизнеса ждут со дня на день. Неясны и критерии, которыми должны руководствоваться туристы при выборе компании. Если до 1 января 2007 г. клиенты интересовались лицензией, которая обязательно должна была быть у турфирмы, то как быть сейчас? Какой документ будет висеть на видном месте в офисе компании?

Как заявила “Бирже” начальник отдела развития туризма и НХП министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг правительства Нижегородской области Алла Морозова, введение фингарантий приведет к изменению туристического рынка. Этот закон сыграет на руку крупным туроператорам с большими оборотами, а мелких туроператоров заставят уйти с рынка или перейти в категорию турагентств по продаже услуг. Кроме того, по мнению Морозовой, размер фингарантий достаточно большой, и лучше бы получать их не ежегодно, а хотя бы раз в три года. С введением закона о финансовом обеспечении туры подорожают на 10—15%, так как в договора, заключаемые с туристами, будут заложены средства, затраченные на обеспечение гарантии.

Решение о создании единого реестра туркомпаний Алла Морозова считает своевременным. Поскольку сведения из него будут ежегодно публиковаться в СМИ и размещаться в Интернете, подобная информация поможет россиянам выбрать компанию для приобретения тура. Но разобраться в едином федеральном реестре нелегко, так как там будут собраны данные из всех регионов страны. Целесообразнее введение реестра на местном уровне. Нижегородское министерство поддержки малого предпринимательства обращалось в Госдуму с предложением разрешить региональным властям создать собственные турреестры, но инициатива осталась без внимания.

Елена Борматова

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.