Производство алкоголя: Проблемы и перспективы нижегородского рынка?

20.02.2007
Просмотров: 2661

Введенный с начала прошлого года новый закон об обороте алкогольной продукции затронул интересы не только рестораторов и ритейлеров, самый главный удар, конечно, был нанесен производителям алкоголя.

Введенный с начала прошлого года новый закон об обороте алкогольной продукции затронул интересы не только рестораторов и ритейлеров, самый главный удар, конечно, был нанесен производителям алкоголя. Запрет на торговлю продукцией со старыми акцизными марками, вступивший в силу с июля 2006 года, буквально парализовал работу многих ликероводочных предприятий. Однако нижегородская действительность показывает, что производство «градусных» напитков по-прежнему остается довольно перспективным бизнесом.

Кризис на алкогольном рынке в прошлом году притормозил работу фактически всех ликероводочных предприятий. В ожидании новых акцизных марок предприятия попросту простаивали. По данным Росстата, только в июле 2006 года было выпущено на 39% алкоголя меньше, чем в июне. «Проблема заключалась в реализации закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», введение которого парализовало работу винных и ликероводочных заводов дважды — в январе и в июле, — заявил пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. — В первом случае чиновники не успели принять необходимые акты, регламентирующие порядок выдачи новых акцизных марок, во втором – неграмотно произошло внедрение непроверенной единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС)».

В итоге ликероводочные заводы по всей стране понесли незапланированные убытки. Однако единственным производителем, решившимся подать в суд на правительство России, стал Нижегородский завод шампанских вин (НЗШВ). Завод требовал признать незаконными действия правительства и взыскания в свою пользу 9 млн руб. понесенных прямых убытков. Однако арбитраж в исковых требованиях НЗШВ отказал. Владельцы другого нижегородского крупного производителя алкоголя — завода «РООМ» — Роман Антонов и Валерий Антипов решили вообще уйти с рынка и продали свой бизнес алкогольному холдингу «Синергия». Свои действия они объяснили тем, что у властей нет разумной политики в контроле алкогольного рынка.

С новой энергией

Новый собственник нижегородского ликероводочного завода «РООМ» — группа «Синергия» — решил расширить ассортимент выпускаемых «РООМом» водок за счет федеральных брэндов, крепких настоек и коньяка. По словам заместителя председателя правления «Синергии» Сергея Молчанова, в 2007 году «РООМ» должен выйти на мощности не менее 1 млн далл продукции в год. Производство марок - старожилов нижегородского водочного рынка «Нижегородский кремль», «Нижний Новгород золотая» и «Золото Хохломы» решено сохранить, как и производство слабоалкогольных коктейлей Viplus.

Несмотря на неопределенность с нововведениями на рынке алкоголя, активно наращивает мощности и нижегородский ликероводочный завод «Сордис». К 2008 году завод намерен вложить $30 млн в установку семи линий, что позволит увеличить объемы производства почти в восемь раз до 600 тыс. далл. Планируют увеличить производство и другие местные игроки: Выксунский ЛВЗ «Стандартъ» и Нижегородский ЛВЗ «Хлебная слеза».

Аналитики пока осторожно оценивают планы «водочников». «Объем потребления водки в России снижается в низшем ценовом сегменте, более или менее стабилен в среднем и демонстрирует небольшой рост в премиальном, — говорит аналитик инвестиционной компании «Финам» Сергей Фильченков. — Но в перспективных сегментах сейчас увеличивают влияние федеральные игроки, вкладывая большие суммы в дистрибуцию. Региональным игрокам просто нечего им противопоставить».

Ставка на экспорт

Столкнувшись с растущей конкуренцией в Нижегородском регионе, местные ликероводочные заводы стали подыскивать рынки сбыта для своей продукции за границей.

Первым из нижегородских производителей алкоголя экспортом водки занялся РООМ. Пробные партии алкоголя завод начал поставлять еще с 2001 года в США, Канаду, Мексику и Перу, а в текущем году отправлена первая партия объемом 3 тыс. далл в Армению. Правда, в 2004-2005 годах завод приостановил отправку продукции за рубеж, чтобы разработать новую оригинальную бутылку, которую и начал поставлять в 2006 году. Основной зарубежный рынок для РООМ — США. Руководство компании признает, что зайти на иностранный рынок очень сложно, особенно на рынок дальнего зарубежья, хотя средства на продвижение своей продукции РООМ не тратит — их вкладывают американские партнеры.

Вслед за «РООМом» в 2006 году экспортом занялись еще два нижегородских производителя — «Хлебная слеза» и «Дивеевский родник».

Представители всех трех заводов в один голос отмечают, что начать поставки за пределы области их вынуждает конкуренция с федеральными марками. Так, «Хлебная слеза» сейчас поставляет в другие регионы около 35% продукции, а в 2005 году эти поставки составляли лишь около 5%. Игроки рынка признают, что за последние несколько лет нижегородскую водку сильно потеснили такие федеральные марки, как «Главспирттрест», «Флагман», «Русский размер», «Вальс Бостон», «Исток». Как считают местные игроки, продавать продукцию на другом, пусть тоже конкурентном, но еще свободном от нижегородской продукции рынке правильнее, чем наращивать долю в своем регионе. Дело в том, что в других регионах и странах 5-10% своей выручки можно сделать достаточно спокойно — когда новый производитель заходит в какой-либо регион, это уже гарантия продаж — люди будут покупать новый брэнд хотя бы из любопытства.

Руководитель одной крупной оптовой компании сообщил «КАПИТАЛИСТу», что другого выхода у местных производителей сейчас фактически не осталось. Нижегородский рынок близко от Москвы, поясняет он, сюда активно идут федеральные розничные сети, которые отдают предпочтение федеральным брэндам. По мнению источника, у потенциальных нижегородских инвесторов, желающих открыть производство, фактически не осталось шансов успешно войти в данный бизнес. «Если инвестиции в проект составляют менее 200 млн руб., лучше даже не пытаться завоевать свою долю на рынке», — отметил он.

Андрей Новоселов, Капиталист-НН

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.