Internet-магазин детских товаров: Супермаркет или специализированный бутик?

09.03.2007
Просмотров: 3759

Городская инфраструктура даже в летнее время не рассчитана на мам с колясками, а зимой поход в магазин становится, чуть ли не опасным для жизни.

Городская инфраструктура даже в летнее время не рассчитана на мам с колясками — повсюду высокие ступеньки и узкие двери, а зимой поход в магазин становится, чуть ли не опасным для жизни. В таких условиях детские Интернет-магазины могут стать весьма перспективным бизнесом. Для молодых мам, с рождением ребенка не вышедших в декретный отпуск и продолжающих карьеру, покупки детских товаров в сети — удачная альтернатива обычным походам в магазины.

Сегодня в российском сегменте Интернета насчитывается более восьмидесяти онлайновых магазинов для новорожденных, однако в Нижнем Новгороде реально функционирует не более пяти, причем только три из них существуют как независимый вид бизнеса, а не смежная услуга. Ниша для потенциального инвестора более чем свободная, тем более что создание виртуального дела не требует особых материальных ресурсов. С кадрами же вообще просто — весь трудовой коллектив: директор, менеджер да пара курьеров.

Открытие стационарного магазина для новорожденных обойдется сегодня от $1 до

$2 тыс. за кв. м. Соответственно, даже мало-мальски приличный магазин площадью 60 кв. м потребует в среднем $80-100 тыс., и это без учета стоимости самой недвижимости. Затраты же на старт Интернет-магазина «плавают» в пределах от $2 до $50 тыс. Откуда такой разброс? Размер вложений напрямую зависит от формата магазина (универсальный или специализированный), способа организации торговли (поддерживается собственный склад или нет), штата (собственные курьеры или со стороны) и многих других факторов.

Товар дня: на что сделать ставку?

Коляски, электромобили, мебель, памперсы, детское питание — все это детские товары, но рентабельность продаж у них может быть разной. Например, крупногабаритные товары (домики, горки, песочницы, электромобили) заказывают довольно редко: ни покупателям, ни продавцу дорогая доставка не выгодна. Мешает торговле в Нижнем Новгороде и плохой спрос на новинки: нередко товары, которые в Москве уже с руками отрывают, в провинции совершенно не известны (взять хотя бы мягкие игрушки «Смешарики» на тему известного мультика).

Что чаще всего покупают в виртуальных магазинах? Безусловно, на первом месте — детское питание и средства гигиены. Сегодня молодая мама — это деловая женщина, которая не тратит свое время в очередях, благодаря чему уделяет больше времени работе и семье. Значит, смеси, баночки и памперсы в виртуальном «Детском мире» обязательно должны быть. Откажитесь от них — и вы потеряете две трети потенциальных покупателей.

Очень высока конкуренция в сегменте колясок, автокресел, детской мебели и электромобилей: продавцам приходится бороться со своими же поставщиками, которые, невзирая на конкуренцию с собственными дистрибьюторами, открывают прямую торговлю в Интернете. Менее сильна конкуренция в сегменте развивающих игр и мелких игрушек. Именно на развивающие игры и обучающие пособия сделал ставку Интернет-магазин «Филлипок», старожил нижегородского рынка онлайновой продажи детских товаров (работает с марта 2003 года). Кстати, «Филлипок» уже вышел за пределы региона и в настоящее время имеет представительство в Казани.

А вот дистанционная торговля одеждой, пожалуй, самый сложный случай — слишком уж велик процент возвратов, ведь покупатели не могут сразу примерить покупку, оценить, как она «сидит», а то и просто не могут правильно подобрать размер.

«Капитоша» — единственный нижегородский пример универсального детского Интернет-магазина: широкий ассортимент (свыше 5 тыс. позиций) от ясельного трикотажа и сосок до детской мебели.

Впрочем, успешным может быть и бутик с небольшим ассортиментом и узкой специализацией. Например, Интернет-магазин для будущих мам: ни для кого не секрет, что токсикоз, перепады настроения и порой даже естественно-округлившиеся формы не позволяют женщине устроить полноценный шоппинг. Или выбрать ключевым товаром виртуальной торговой точки белье и одежду для кормления. Более того, «семейный» формат бизнеса позволяет обойтись «малой кровью» — вложить поначалу несколько тысяч долларов и постепенно развиваться.

«Детский мир» с «нуля»

Известно, что покупку в Интернет-магазине совершает примерно каждый десятый посетитель. Значит, главная задача владельца магазина — не просто «посещаемость», а умение «конвертировать» посетителей в покупателей. Успех виртуального магазина детских товаров вряд ли удастся обеспечить, сделав ставку лишь на широкий ассортимент и привлекательные цены — каждая деталь играет здесь существенную роль. Скажем, молодые мамы очень ценят возможность общения, а значит, для них на сайте нужно предусмотреть интерактивные сервисы, причем не номинальные, а «живые», профессионально модерируемые. И лучше всего, если консультации будут оказывать не только другие посетители форума или продавцы магазина, но и профессионалы — педиатры, гигиенисты, педагоги и психологи. «Живых» форумов ни на одном местном сайте обнаружить не удалось, хотя, например, Интернет-магазин «Капитоша» сотрудничает с одним из центров развития ребенка. Сотрудникам центра непосредственно на сайте можно задать вопросы по воспитанию детей, однако ответ вам пришлют по электронной почте спустя какое-то время.

Особое внимание следует уделить собственной службе доставки. Удачный дизайн сайта, наличие товара и вменяемая цена — все это теряет смысл, если последнее звено в оказании услуги организовано плохо. В среднем, доставка по городу осуществляется в течение суток, в т. ч. и в выходные дни, и составляет 30 руб. Доставка в Нижегородскую область и регионы осуществляется наложенным платежом, при этом сумма заказа увеличивается на 20-30% в зависимости от удаленности.

Хотя не все игроки идут по такому пути. Интернет-магазин «Март-Игрушка», специализирующийся на продаже игрушек отечественного и иностранного производства, собственной курьерской службы не имеет. Система заказов вполне традиционная для виртуальных магазинов, однако, заказчику необходимо самостоятельно забрать собранный, проверенный и упакованный товар на складе фирмы.

Конечно, можно не иметь склада в принципе и при поступлении заказа мчаться к производителю, дилеру или посреднику. Однако покупатель быстро привыкает к мысли, что Интернет — это скорость, и конец вашему бизнесу, если у поставщика не окажется товара нужной модели, расцветки, размера.

Для некоторых категорий товаров нужен склад: покупатели любят своими руками потрогать крупногабаритные и дорогие вещи — коляски, электромобили, горки. Поэтому без помещения, где все это можно показать, работать все-таки сложно. Однако полностью виртуальный магазин может быть также жизнеспособен. Важно, чтобы на сайте были доступны подробные описания товаров и качественные фотографии. В таком случае выше вероятность, что покупатель кликнет по кнопке «Купить». Впрочем, если речь идет о раскрученном брэнде, проблем меньше — известные торговые марки продвигают себя сами.

Сложнее с детской одеждой. Теоретически комбинезончик может быть рассчитан на ребенка до года. Но на практике это еще ни о чем не говорит. Дети-то ведь разные! Значит, нужно выкладывать на сайт сравнительные таблицы и таблицы соответствия «возраст + рост», указывать дополнительные размеры (длина рукава, расстояние от паха до горлышка и т. п.) Это приводит к перерасходу времени на «выставление» товара, однако повышает вероятность покупки. Кстати, парадоксально, но факт: штат Интернет-магазина детских товаров напрямую зависит от объемов продаж, а не наоборот. Вообще, при Интернет-торговле минимально воздействие человеческого фактора на покупателя.

«Подводные камни»

Головная боль владельцев любых Интернет-магазинов — возвраты. Покупатель отлично знает свои права, он всегда может отказаться от заказа или сделать возврат в недельный срок, если качество его не устроит. Многие этим пользуются, некоторые даже злоупотребляют. Чтобы снизить процент возвратов, необходимо указывать и доводить до клиента максимально полную и достоверную информацию о товаре.

Следует также быть готовым и к трудностям с хостингом. Обычно договоры с хостерами заключаются в столь изощренной форме, что на деле провайдеры никогда и ни за что не отвечают, а все недочеты списывают на загадочные «технические сбои». В итоге с наступлением пика рекламной активности или в ажиотажное предновогоднее время виртуальный магазин могут попросту отключить, объяснив это тем, что «сервер не справился с нагрузкой». Решить проблему можно, лишь установив на площадке провайдера собственный выделенный сервер, хотя и это еще не стопроцентная гарантия.

Ну и, наконец, Интернет-магазин для государства — самое обычное предприятие. Со всеми вытекающими последствиями. Для магазина, работающего «в белую», главная проблема — поставщики, использующие «серые» схемы. Они всячески уклоняются от выдачи полного комплекта документов для бухгалтерской отчетности, так что порой приходится отказываться от работы с ними.

Трудностей достаточно, но не больше, чем в любом другом секторе розничной торговли. Правильное построение цепочки взаимодействий между подразделениями Интернет-магазина «сайт — заказ — обработка — доставка — оперативное реагирование на претензии клиента» — и вы получите хороший Интернет-магазин детских товаров.

Андрей Касаулов, Капиталист-НН

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.