Торговля в Нижегородской области – итоги и ожидания на ближайшие годы

19.03.2007
Просмотров: 1746

До какого предела продолжится рост торговых площадей, как будут развиваться различные форматы торговли, и какие еще существуют свободные ниши на этом рынке.

Союз магазинов Нижегородской области ко Дню работников торговли и бытового обслуживания населения подготовил прогноз развития торговли в области. Вадим Носов, руководителю центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области, представил итоги и ожидания на ближайшие годы на итоговой конференции, прошедшей 14 марта в театре «Комедiя».

Торговля в Нижегородской области – ожидания на ближайшие годы, перспективы форматов, свободные ниши

Динамика строительства новых торговых площадей в Нижнем Новгороде показывает, что пора праздновать «круглую» дату. Активное строительство современных торговых центров в Нижнем Новгороде началось в конце 2002 –начале 2003 года. На тот момент в городе было  примерно 350000 квадратных метров торговых площадей. Сейчас, спустя 4 года, вместе с ТЦ «Мега» в Нижнем Новгороде работают магазины общей площадью 700000 кв.м. Таким образом, за 4 года  торговля Нижнего Новгорода удвоилась.

Это не только «круглая» цифра. По оценкам Союза магазинов Нижегородской области для городов-миллионников в России это критическая точка, когда закрывается первоначальный спрос, закачивается экстенсивное развитие и на рынке начинается реальная конкуренция. До сих пор сети магазинов фактически просто закрывали «белые пятна» на карте города, а сейчас наступает время настоящей борьбы за покупателей, соревнования в сервисе, маркетинге, борьбы за сокращение издержек и оптимальную логистику.

До какого предела продолжится рост торговых площадей? По нашим оценкам – как минимум до уровня Европы – 1 кв.м. на 1 человека, или до 1300000 кв.м., т.е. почти еще в два раза. По времени этот рост будет продолжаться примерно до середины-конца 2010 года – бурный рост рынка торговой недвижимости мы прогнозируем еще на 3,5 года, причем  этот прогноз подтверждается  уже объявленными проектами.

Итак, торговые площади удвоились и еще удвоятся, именно поэтому сегодня само время подвести промежуточные итоги и поговорить о прогнозах.

Что касается городов области, там строительство новых площадей началось в 2004-2005 годах. К 2010 году торговые площади также как минимум удвоятся, мы ожидаем, что наиболее активный рост ждет такие города как  Выкса, Дзержинск, Павлово, Урень, Сергач, Шахунья, Балахна, Кулебаки, Богородск, Кстово, Городец, Семенов, Лысково. Это наиболее «недооцененные» в плане инвестиций в торговлю города области. Часть таких проектов уже объявлена. Все это кардинально изменит структуру торговли и в малых городах. В среднем типовой торговый центр для малых городов на наш взгляд будет иметь площадь около 6000 кв.м.

Как будут развиваться различные форматы торговли, и какие еще существуют свободные ниши на этом рынке. Однако, прежде всего, остановимся на некоторых наиболее важных тенденциях.

В ближайшие годы наибольший рост мы ожидаем не в традиционном ритейле, а в интернет торговле. Сейчас объем продаж через интернет не превышает 0,5%, но и это цифра около 500-700 млн. рублей в год. Мы ожидаем  огромный 7-10ти кратного роста этого рынка к 2010 году, т.е. каждая двадцатая покупка будет делаться через Интернет. Столь бурное развитие  этого канала продаж вызвано тем, что в мире со все более растущим ассортиментом именно Интернет позволяет  быстро сравнивать товары и условия продаж в разных магазинах, а в секторах с высокими наценками (одежда, обувь, украшения, подарки) покупка через Интернет позволяет значительно сэкономить.  

Вторая важная тенденция для Нижнего Новгорода - коренное изменение потоков покупателей – во-первых, это сегментация города на отдельные районы из-за транспортных проблем и активное развитие локальных торговых зон. Люди уже не так легко будут способны передвигаться по городу в поисках нужной вещи. Как и Москва, Нижний Новгород разделиться на «округа», где жители будут стремиться работать и совершать покупки.

В третьих, это быстрое перемещение торговли в крупные форматы на транспортных магистралях (в заречной части) и окраинах (в нагорной). Появление крупных магазинов на окраинах («Карусель», «Мега») стало главной тенденцией 2006 года.

Поэтому легко предсказать быстрый рост в ближайшие годы такого формата, как гипермаркет. В Нижнем Новгороде до некоторого насыщения должно открыться как минимум еще 5-10 таких объектов. Судьба же привычных нам встроенных и встроено-пристроенных магазинов от 400 кв.м. до 900 кв.м. – основного наследства прошлого, не очень понятна. Они будут еще многократно перепродаваться и перестраиваться.

Другой край торговли - маленькие магазинчики около дома - будут жить хорошо за счет того, что все более будут превращаться в центр локальных коммуникаций для местных жителей. Через несколько лет малые магазины будут предлагать жителям соседних домов не только выбор привычных товаров, но и ассортимент готовых блюд, услуги кафе, приема платежей за коммунальные услуги и сотовую связь, покупку билетов на развлекательные мероприятия в любой точке города.

Однако для малого бизнеса в торговле наступают непростые времена. Даже мелкие магазины у дома постепенно все больше будут принадлежать сетям. По оценке Союза магазинов Нижегородской области, в 2010 году до 50% оборота торговли будет формироваться федеральными торговыми сетями, 30% - магазинами местных торговых сетей, работающими под собственной маркой или франчайзинговыми магазинами, наконец, на долю действительно независимого малого бизнеса останется доля лишь в 20% рынка. В районах области это соотношение можно оценить как 25%-50%-25%.

Нашим магазинам предстоит сильно измениться, даже внешне. Во-первых, к 2010 году произойдет полный переход на самообслуживание, даже в маленьких 50-70ти метровых магазинах. Во-вторых, хотя порой и кажется что у нас в торговле «все как в Европе», разница есть, и она чувствуется: у нас мало приятных удобных входных групп, обустроенных парковок, украшенных витрин. Пока в оформлении нижегородских магазинов преобладает чистый функционал и конструктивизм, стремление выжать максимум из имеющейся торговой площади при минимуме затрат. Нашим магазинам предстоит стать более «дружелюбными», удобными и хорошо оформленными.

Теперь о тех форматах, появления которых еще только можно ожидать в Нижнем Новгороде.

Главный из них - крупные магазины одежды – универмаги. В городе по-прежнему негде купить добротную одежду по разумным ценам. Рынки закрываются, а монобрендовые модные магазины устраивают лишь сравнительно малую часть покупателей. Одежда в Нижнем Новгороде до сих пор продается неоправданно дорого. Решением должны стать крупные форматы, универмаги сделают то же, что в свое время сделали супермаркеты, потеснив продуктовую торговлю с рынков и киосков. Однако еще сравнительно долго сохранят актуальность и демократичные торговые центры (пример – ТЦ «Муравей»)– малым предпринимателям надо куда-то уходить с рынков. Особо хотелось бы обратить внимание нижегородских предпринимателей на пустующую нишу, где конкуренция с сетями никогда не будет большой – это  торговля вдоль дорог в Нижнем Новгороде и на трассах. Поток покупателей, передвигающихся в автомобилях по главным магистралям города, давно уже многократно превышает покупательские потоки на самых оживленных пешеходных торговых улицах. Поэтому мы ожидаем появление большого количества магазинов и предприятий общественного питания, ориентированных именно на обслуживание автомобилистов. Особое внимание следует уделить торговле drive thru – обслуживание через окно, не выходя из машины. Во многих странах так продается огромное количество товаров: готовая еда, средства гигиены, пресса, бытовая химия, аптечный и галантерейный ассортимент и т.д.

Сейчас в городе ликвидируются мини-маркеты, и для многих предпринимателей встает вопрос, куда же уходить. Осилить открытие на первом этаже жилого дома не всем по карману, да и не всегда это лучшее решение. На наш взгляд в первую очередь следует обратить внимание на автозаправочные станции, где торговля сопутствующими товарам сейчас находится в зачаточном состоянии. В перспективе именно АЗС станут альтернативой минимаркетам.

По мере роста пригородной зоны самыми привлекательными местами станет правая сторона трассы на выезде из города, здесь ожидается наиболее быстрый рост цен на землю Еще один пустующий формат, связанный с автомобилями – это сервисно-развлекательные центры, ориентированные на обслуживание автомобилистов. Имеются в виду комплексы, куда можно приехать, чтобы помыть автомобиль, выполнить мелкий ремонт и ТО, поужинать, отдохнуть или заняться спортом и купить товаров для семьи. Очень интересный и пока также пустующий формат – это магазины натуральной еды или магазины, делающие ставку на большую представленность натуральных продуктов. По мере роста доходов населения желание покупать более здоровую пищу обязательно вызовет появление соответствующих магазинов.

Наконец, неосвоенных ниш хватает даже в самых простых и очевидных вещах.  В нашем городе по прежнему невозможно купить, к примеру, элементарную майку с надписью «Нижний Новгород» или другую продукцию с символикой родного города.

Так что бурное развитие торговли, начавшееся в нашем городе в 2000 году первыми магазинами самообслуживания и в 2003 году первыми современными торговыми центрами, продолжится. Пока на этом рынке хватает и возможностей, и свободных ниш. Да, доходность торговли начала постепенно сокращаться, но она по-прежнему остается привлекательной сферой для инвестиций. Нас ждут еще многочисленные и интересные открытия.  

Справка

Союз магазинов Нижегородской области объединяет компании и предпринимателей с целью развития торгового бизнеса, содействия конструктивному диалогу «власть – торговые организации города», формирования положительного общественного мнения по отношению к торговле, пропаганды прогрессивных форм и технологий торговли, обмена передовым опытом, консолидации усилий в вопросах представления и защиты общих интересов.

День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства в Советском Союзе с 1966 года отмечался в четвертое воскресенье июля. Позднее, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1988 года № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» День работников торговли был перенесен на третье воскресенье марта. И официально именно в этот день праздник и должен отмечаться. Однако до сих пор не только многие торговые организации, но и региональные органы власти продолжают отмечать праздник по прежнему в четвертое воскресенье июля. Таким образом, можно констатировать, что в России, по факту, два праздника «День торговли». Один в марте, другой в июле. 

Вадим Носов, Союз Магазинов

Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.