Шанс для Нижегородской области

26.03.2007
Просмотров: 1123

Валерий Шанцев: "Я не привык быть в числе аутсайдеров, я привык быть в числе лидеров".

Делегация Нижегородской области во главе с губернатором Валерием Шанцевым с 13 по 17 марта принимала участие в Международной выставке коммерческой недвижимости "MIPIM – 2007". В эксклюзивном интервью агентству глава региона рассказал о крупных инвестиционных проектах, которые будут реализованы в 2007 году, о дальнейшей судьбе Нижегородской ярмарки, о планах правительства региона по повышению заработной платы.

Мы должны выходить на мировые рынки

– Валерий Павлинович, как планируется развивать совместное производство российских и иностранных компаний в регионе?

– Это одна из генеральных линий стратегии развития Нижегородской области до 2020 года. Если мы хотим вступить во Всемирную торговую организацию – ВТО, то необходимо выходить на мировые рынки. Вспомним недалекое наше прошлое: по политическим причинам Советский Союз почти не имел доступа к мировым рынкам, и касалось это даже тех товаров, которые имели высокое качество. Поэтому создание совместных предприятий с компаниями, которые имеют имя на мировом рынке, как сейчас принято говорить, "раскрученный бренд", очень важно для нас. Тогда мы сможем выйти на мировые рынки со своими продуктами, которые производятся у нас. Мы также не должны забывать о необходимости модернизации производства, чтобы повысить качество производимой продукции. Уровень производительности труда у нас на 60% ниже, чем в современных, высокоразвитых странах.

–В апреле Вы посетите Японию, буде ли Вы обсуждать там вопрос строительства скоростной железной дороги, которая свяжет Москву и Нижний Новгород?

– Да, мы будем обсуждать проект строительства скоростной железной дороги. Но это только часть программы. Нам нужно развить наш нижегородский аэропорт, построить несколько мультимодальных логистических центров. Это позволит резко нарастить деловую активность Нижегородской области.

– Это будет частный или государственный проект?

– Скорее всего, это будет концессия.

– Я к чему клоню, в России железная дорога монополия государства, а в планах РЖД строительства скоростной железнодорожной магистрали нет…

– Я думаю, что это будет концессия потому, что средств на реализацию этого проекта у РАО "РЖД" и у государства в ближайшее время нет и не будет. А откладывать на далекую перспективу реализацию этого проекта нельзя.

– Решился ли вопрос с продажей международного аэропорта "Нижний Новгород"? Вы говорили, что московские Внуково и Шереметьево им интересуются…

–Пока не решился. Но о продаже мы не думаем - опыт создания совместного акционерного общества нам кажется более предпочтительным. Вероятно, с последующей приватизацией, но уже после вложения инвестиций. Сегодня интерес к нижегородскому аэропорту проявила авиакомпания "Татарстан", она тоже желает принять участие в реализации проекта его модернизации. На прошлой неделе в Нью-Йорке мы обсуждали этот проект с такими известными компаниями, как Торнтон, Тёрнер Интернэшнл, которые модернизировали множество аэропортов по всему миру, в том числе и в Соединенных Штатах. Они предлагают создать совместное предприятие, где доля собственности будет 50 на 50. Сейчас 100% акций нижегородского аэропорта принадлежит правительству Нижегородской области, но в дальнейшем наша доля должна уменьшиться, чтобы обеспечить капитализацию этой модернизации.

– Не так давно вы встречались с министром здравоохранения и социального развития Зурабовым. В ходе встречи обсуждался вопрос перехода на одноканальную систему финансирования системы здравоохранения?

– Да, этот вопрос обсуждался. Дело в том, что когда эта проблема была в центре внимания Президиума Госсовета, я получил разрешение Президента на разработку концепции одноканального финансирования системы здравоохранения Нижегородской области. Как вы знаете, мы эту концепцию разработали и утвердили на заседании правительства области, переслали в Минздравсоцазвития, но первый заместитель министра, господин Стародубов ответил нам, что российское законодательство не позволяет проводить этот эксперимент. Хотя лично я никаких противоречий не вижу. Если бы российское законодательство действительно не позволяло этого, мы бы не выходили на федеральный уровень с подобными предложениями. Письмо совершенно абсурдное!

– Я привез Зурабову наше письмо. В нем мы просили Правительство РФ издать ряд правовых актов, инициатором которых должен выступить Минздрав. Зурабов отнесся "никак" к нашей идее, рассказал, правда, что его министерством разработана другая модель одноканального финансирования через фонды обязательного медицинского страхования. Я попросил его рассказать об этой программе поподробнее, и после того, что он мне рассказал, я еще больше убедился в необходимости бороться за нашу модель финансирования системы здравоохранения. То, что он мне рассказал, не укладывается вообще ни в какие рамки. Никакого одноканального финансирования там не будет, наоборот, вместо двухканального финансирования там появляется как минимум три канала. Планируется создать какую-то больничную кассу, в общем, все запутано до предела. Я отдал Зурабову наше письмо, и если в ближайшее время на него не будет никакой реакции, я планирую свой поход к первому вице-премьеру Правительства РФ Дмитрию Медведеву, или к Фрадкову, или к Президенту, с тем, чтобы добиваться изменений. Я убежден, что сегодня наше здравоохранение не может нормально развиваться, а эффективность его напрямую зависит от системы финансирования.

Ситуация с лекарствами в регионе критическая

– Госдума намерена инициировать отставку Зурабова. Как вы оцениваете его работу и действительно ли ситуация с лекарствами в Нижегородской области катастрофична?

– Думаю, этичнее будет попросить комментарий в Думе. Что касается ситуации с лекарствами, то Министерство здравоохранения и социального развития РФ совершенно явно её провалило. 2005-2006 год показали, что разработанная ими система крайне не эффективна.

Если говорить о Нижегородской области, то в 2006 году мы вынуждены были закупать лекарства, при том, что вообще-то это не наша обязанность. Это централизовано должно делать ведомство Зурабова, и по идее, мы этими лекарствами должны были быть выше крыши обеспечены. Но нет. Нам пришлось закупить лекарств на 670 млн. рублей. За 2006 год было израсходовано 1 млрд. 770 млн. рублей. Минздравсоцразвития оплатило уполномоченному поставщику лекарств – компании "Биотэк" - только эти самые 670 млн. рублей, а остальные - это долги снабжающим организациям.

Плюс ко всему у нас каждый день появляется порядка 30 тыс. отсроченных рецептов. Что это за система, которая предусматривала 670 млн. рублей, израсходовано миллиард с лишним, и все равно спрос на лекарства не удовлетворен? Значит, система продумана не разумно. Чтобы сократить наши затраты, они установили нам лимит - как и в 2006 году он составит 670 млн. рублей на всю Нижегородскую область. Если же мы не уложимся в этот лимит, то будем вынуждены тратить средства областного бюджета. Но мы не имеем права тратить деньги на федеральных льготников, это не наша компетенция. Фактически нас призывают нарушать закон! Я тоже отправил письмо об этом Зурабову.

По нашим расчетам, для того, чтобы полностью выполнять стандарты, утвержденные Минздрасоцразвития, нам нужно 160 млн. рублей каждый месяц на закупку лекарств для льготников, а нам дают только 62 млн. рублей. Мы два месяца наблюдали за системой. Идет снижение потребления лекарств до 119 млн. рублей, но не до 62 млн.! Практически нам дали в два раза меньше денег, чем нам нужно. Мы не можем эту проблему решить. Здесь возможно только два пути: либо добавлять деньги, либо изменять стандарты и корректировать перечень льготных лекарственных средств. Ни то, ни другое не в нашей компетенции. Мы ждем решения от Зурабова. Если оно не будет принято, то мы выйдем на более высокий уровень, так как ситуация действительно катастрофична.

– Многие говорят, что "Биотэк" не справляется с поставками. Не планирует ли правительство Нижегородской области отказаться от его услуг в пользу другой компании?

– Мы обращались в Министерство здравоохранения и социального развития с просьбой заменить "Биотэк". К нам обратилась компания "Протэк", которая работает, в частности, в Ярославской области. Они предложили очень хорошую концепцию, но решение все равно принимает министерство. Там прошел конкурс, и наши представители участвовали в процедуре его проведения, высказали свое мнение, но комиссия единогласно проголосовала за "Биотэк".

Не так давно встречался с руководителем компании "Биотэк", он принял все мои требования и пообещал выправить ситуацию. Я думаю, что мы найдем с ним взаимопонимание, при условии, что Зурабов решит все те вопросы, которые поставлены перед ним.

Нижегородская ярмарка приносит прибыль

– Как складывается судьба Нижегородской ярмарки? Борьба за нее продолжается? С Базэлом есть какие-то договоренности?

– Нижегородская ярмарка работает, приносит прибыль. Никаких особых проблем нет, другое дело – ее нужно развивать. Мы приняли решение по реконструкции гостиницы. Если проект строительства центра "Сити-стрелка", который представлен на выставке MIPIM-2007 на нашем стенде, будет успешно реализован, в чем лично у меня нет никаких сомнений, то это позволит увеличить число выставочных площадей.

Сложность в том, что приватизация Ярмарки невозможна, потому что памятник приватизировать нельзя. Ее нельзя отдать за долги в собственность. Мы говорим о том, что иск ничтожен, и просим суд признать ничтожной саму сделку. Сейчас в очередной раз иск будет рассмотрен в Волго-Вятском Арбитражном суде. Если суд признает нашу правоту, то вся эта конструкция рухнет, и тогда мы найдем выход из положения. Другого развития событий я не представляю. Пока же ни та, ни другая сторона ничего не могут сделать.

– Но Дерипаска от своих планов по-прежнему не отказывается?

– Я спрашивал его об этом. Он сказал, что понимает сложившуюся ситуацию, но для него важно вернуть себе те деньги, которые он затратил на покупку долгов ВЗАО "Нижегородская ярмарка". Я готов, если цена, конечно, не будет завышена, рассмотреть его предложения и пойти на мировую. Сейчас эти вопросы решаются параллельно.

– Около года назад был подписан протокол о намерениях по строительству в регионе парогазовой ТЭЦ. Я знаю, что и другие компании проявляют интерес к проекту, в частности, японская Мицубиси…

– После того, как мы приняли решение поручить малазийской компании проработать вопрос строительства парогазовой ТЭЦ и подписали с ними протокол о намерениях, сразу же к этому проекту возник жуткий интерес. Среди тех, кто им заинтересовался, и РАО "ЕЭС", и "Газпром". РАО "ЕЭС" вышел к нам с предложением через наш ТГК-6, "Газпром" через "Межрегионгаз", с тем, чтобы принять участие в финансировании проекта.

Малазийская компания проработала вариант строительства на 450 МВт, но уже сейчас появились предложения увеличить мощность парогазовой ТЭЦ в два раза. По всей видимости, нам придется проводить конкурс на лучший проект, на большие объемы финансирования, на более короткие сроки реализации проекта. Парогазовая ТЭЦ включена в генеральную схему развития источников энергообеспечения, это значит, что это плановый объект Российской Федерации, и он должен быть обеспечен всеми видами ресурсов, в том числе и по лимитам газа.

– Несколько лет назад активно обсуждался вопрос строительства канатной дороги между Нижним Новгородом и Бором. Потом он как-то сошел на нет – появилась версия, что строиться будет струнная дорога, потом опять все затихло. Как все-таки будет налажено сообщение между двумя городами или просто надо мост построить?

– Мост нужен, но сначала надо привести в порядок Борский мост. Мы взяли его на баланс у Нижнего Новгорода, провели аварийный ремонт и разработали проект капитального ремонта. Он будет проводиться в течение 2007 года без остановки движения, после чего пропускная способность моста увеличится в 1,6 раза. Параллельно с этим разрабатывается проект, который позволит увеличить количество полос с помощью вантовых конструкций. Это вдвое расширит его пропускную способность.

Проведен конкурс на формирование концессии строительства северного обхода Нижнего Новгорода, он предусматривает строительство еще одного моста через Волгу, это будет второй мост после Борского, что существенно расширит наши возможности. Мы вплотную подходим к проекту строительства моста через Волгу в районе Кстово. Таким образом, у нас будет три моста, это разгрузит движение.

Что касается канатной или струной дороги, то такие проекты рассматриваются, но пока не на моем уровне. В конце апреля – начале мая состоится презентации проектов струнных видов транспорта, и если среди них окажутся удачные, мы один из них реализуем. Может быть, мы будем делать его не только для связи Бора с Нижним Новгородом, но и для налаживания транспортной схемы в верхней части Нижнего Новгорода, чтобы использовать его как легкое метро.

– Если будет построен мост, то Бор фактически становится девятым районом Нижнего Новгорода. Идею присоединения Бора к Нижнему, кстати, несколько лет назад обсуждали, причем весьма активно. Вы, как губернатор, как считаете, Бор может стать девятым районом Нижнего?

– Пока мы такие проекты не рассматриваем. На мой взгляд, делать это не целесообразно по той просто причине, что сегодня и так Нижний Новгород - это половина населения области, и укрупнять его еще больше, делать из него один регион не нужно. Такое укрупнение только усложнит управляемость Нижнего Новгорода.

– А если говорить по районам Нижегородской области – там укрупнение возможно?

– При решении подобных вопросов главное не спешить. Все надо взвесить очень-очень внимательно. Я работаю полтора года, и в этой конструкции и пока не вижу каких-то больших трудностей. И с главами со всеми мы сработались, формируем программы развития каждого района. Пока, на мой взгляд, каких-то кричащих, горящих вопросов нет.

С коррупцией надо бороться системно

– Как будет строиться Ваша работа по борьбе с коррупцией? За год два главы района задержаны за получение взяток.

– Ситуация понятна - земельный ресурс на уровень района отдавать нецелесообразно. У глав нет правового механизма распределения земель кроме как распределения по приоритетам – понравилось, не понравилось. Отсюда все и начинается: одни главы пытаются заставить инвестора сделать что-то для района, где-то что-то построить, и тем самым обременяют начало инвестиционного проекта, а некоторые используют эту ситуацию для пополнения собственного кармана. Это системная ошибка, а значит, с коррупцией надо бороться системно. Надо лишить глав возможности заниматься этим делом. Эта функция главам явно не нужна. Не случайно, они часто выпускают документы, по которым нельзя работать. Мы считаем, что все должно решаться открыто, на инвестиционном совете, где присутствуют представители глав районов, муниципальных образований. Затем документы должны оформляются уже без участия инвесторов. Да, это идет трудно, может быть, кому-то приходиться ждать, но зато это гарантия, что инвесторов не облапошат, не поставят им каких-то дополнительных условий, и что все документы будут соответствовать земельному, архитектурному и градостроительному кодексу.

– Как будет расти заработная плата в 2007 году, и за счет чего этот рост возможен? Вы говорите о необходимости развития производства – но на модернизацию нужны деньги, если утраивать конкуренцию, то надо снижать стоимость товара, а это значит - получить меньше денег…

– Сегодня в большинстве случаев развитие производства, увеличение объемов производства зависит прежде всего от наличия кадров. Многие предприятия уже обеспечены заказами на ближайшие 10 лет, например, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол". Но там не хватает рабочих. Но если и дальше будут платить низкую заработную плату, то рабочих не будет никогда. Они пойдут искать те отрасли, где их труд не только востребован, но и достойно оплачивается. Не может быть конкурентоспособности, если рабочим платят копейки. Понимая это, мы обязаны проводить модернизацию, улучшать производительность и платить людям хорошую заработную плату. Только это позволит выпускать конкурентоспособную продукцию. Этот путь приведет к позитиву, а если все время держать низкую зарплату, то в конечном итоге ты окажешься без качества и без нужных объемов производства и как следствие – проиграем рынок.

– Приход каких крупных инвесторов ожидается в 2007 году в Нижегородскую область?

– Мы ожидаем, что придет фирма Сольвей в Кстово, мы ожидаем, что придет Либхер на нашу строительную площадку в районе Дзержинска. Эти компании имеют мировое значение и мировую известность. Мы ведем переговоры с Торнтон, идут переговоры Тернер Интернэшнл. Это значит, что такой инфраструктурный бизнес – гостиничный, офисный, может придти в Нижегородскую область. Кроме того, мы ведем переговоры с Пежо, Ситроеном, вы присутствовали на встрече с новым Чрезвычайным и Полномочным Послом Франции в России, он сообщил, что они пока не определились с местом строительства своего автомобильного завода в России. А эта марка в России пользуется большим спросом. Целый ряд других проектов рассматриваем, но говорить о них пока рано, я не хочу спугнуть удачу, пока есть только протоколы о намерениях.

– А не повредит ли Горьковскому автомобильному заводу приход в регион других автопроизводителей?

– Дело в том, что мы сегодня должны говорить о заполнении рынка. У каждого автомобиля свой рынок, у Пежо и Ситроена своя часть рынка, а у ГАЗа своя – совсем другая часть. Даже классы у этих автомобилей разные. То, что хочет выпускать ГАЗ на базе Крайслера, модели 2000-го года это модели класса "D", а "Пежо" намерен выпускать автомобиль, классом ниже по объему двигателя и классом больше к малолитражке, нежели ГАЗ. Мы должны понимать, что если этот завод разместиться не у нас, то он разместится в Ивановской области, во Владимирской или еще где-то, и все равно будет конкурентом ГАЗу, но только здесь возможно установить какую-то кооперацию между заводами. Например, по автокомпонентам, так как на ГАЗе много свободных площадей. ГАЗ заключил соглашение с Магной по автокомпонентам, можно не только для себе выпускать, но и для других автопроизводителей. Кроме того здесь очень важна логистика – чем ближе автосборщик, тем быстрее и выгоднее он организует производство автокомпонентов на ГАЗе. Это даст возможность ГАЗу заработать деньги, и более устойчиво встать на ноги.

Я не привык быть в числе аутсайдеров

– Вы полтора года работаете в Нижегородской области ее губернатором…

– Да? Спасибо.

– Не за что. Так вот, вы за это время наверняка ознакомились с тем, как работал прежний кабинет министров, я имею в виду правительство Ходырева. Его постоянно все ругали за то, что все делалось не так, а как Вы считаете, позитивные моменты в деятельности прежнего состава правительства были? Были ли такие начинания, которые Вы и Ваше правительство может продолжить?

– Разумеется, были. По сути, мы не делали никакой революции. Мы продолжили ту работу, которая проводилась правительством по повышению эффективности производства, по развитию целого ряда социальных программ. То же самое законодательство по инвестиционной политике приняло правительство тогда, когда работал Ходырев. Вы ж сами видели, что ни я, ни нынешнее правительство его не переделывало. Оно нормальное, оно дает нам возможность развивать инвестиционную деятельность. Нормально все было, мы же этого не отрицаем. Просто мы задали другой темп – выработали стратегию, по стратегии сделали среднесрочные программы, привели все в порядок, поставили рубежи. Мы не можем допустить того, чтобы темпы нашего развития увеличивались в год на 2-3 процента, нужно как минимум на восемь. Иначе мы отстанем от наших соседей. Я как-то не привык быть в числе аутсайдеров, привык быть в числе лидеров, поэтому, мы ставим перед собой амбициозные задачи и идем к их выполнению.

Арсений Соловей

Источник: НИА Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.