IТ-консалтинг: стандарты нестандартных проектов

10.04.2007
Просмотров: 5497

С чем только не ассоциируют у нас информационный консалтинг: от совета, какой компьютер или телефон купить, вплоть до PR. К осознанию IТ-консалтинга мы только идем.

С чем только не ассоциируют у нас информационный консалтинг: от совета, какой компьютер или телефон купить, вплоть до PR. К осознанию IТ-консалтинга мы только идем. С помощью нижегородских экспертов в данной области «Прием!» попробовал разобраться, на каком этапе развития компании и для каких бизнес-задач можно привлекать консультанта.

Главные вопросы
• Какие именно услуги относятся к IТ-консалтингу, а какие нет?
• Каков должен быть уровень компетенции и опыта реализованных проектов у наемного специалиста?
• Какова стоимость услуг, и из чего она складывается?

Разбор понятий

Термин «информационный консалтинг» считается весьма расплывчатым. По мнению Олега Воронина, генерального директора компании NS Labs, этот термин больше ассоциируется с консалтингом в сфере распространения информации и связей с общественностью, нежели с информационными технологиями. «Нашей компании ближе понятие «IТ консалтинг, — говорит г-н Воронин. — Под ним мы понимаем оказание профессиональных услуг в рамках проекта. Более того — нестандартных услуг при решении нестандартных задач. Реализация готовых решений и оказание стандартных услуг консалтингом не являются». Также, по мнению нашего эксперта, к IТ-консалтингу не относятся консультации по подбору необходимого оборудования, выбору технологий и программных инструментов, организации учета компьютерной техники и оптимизации лицензионных платежей.

«Все вышеперечисленное мы не относим к консалтингу (IТ-услугам оплаченным), — комментирует Олег Воронин. — Их, как правило, мы оказываем бесплатно при продажах. И, честно говоря, мне не понятна мотивация заказчика: зачем за это платить, если можно получить бесплатно?» Консультанты, по мнению нашего эксперта, должны привлекаться для решения более важных бизнес-задач. «Если консультанты решают ключевую задачу для предприятия (процесс конструирования для КБ или производства для завода) с использованием IТ-решений, то результат будет совсем другим, будет стоить других денег. Для этого консультантов и нанимают».

Вадим Лисин, генеральный директор "Инталев-Поволжье": «IТ-консалтинг (оказание услуг по консалтингу в области информационных технологий) является частью более глобальной задачи, с которой сегодня начинают сталкиваться предприятия: аутсорсинг IТ (передача функций управления IТ-предприятием третьим компаниям)». Есть несколько вариантов IТ-консалтинга, в зависимости от целей и поставленной задачи:

1) построение IТ-стратегии;
2) постановка бизнес процессов IТ-департамента;
3) проектирование и внедрение любой IТ-составляющей предприятия.

«Начнем с последнего пункта — проектов, — продолжает Вадим Лисин. — Многие компании поняли, что IТ играет не последнюю роль в конкурентной борьбе, особенно такие продукты, как CRM-система (система управления взаимоотношениями с клиентами). Внутренняя структура компаний также требует более слаженной работы. Для этого служат ERP-системы, портальные решения и тому подобное. Второе — бизнес-процессы IТ-департамента: построение процессов поддержки пользователей, надежности и сохранности данных, обновления IТ-систем. И, наконец, первое и самое главное. Чтобы все вышеуказанные процессы не развивались спонтанно и хаотично, необходима IТ-стратегия, согласованная с бизнес-стратегией компании».

IТ-стратегия — это стратегия, которая позволяет развивать бизнес в заданном направлении, ведет компанию к тому состоянию, в котором она должна быть через 5—10 лет. «Если посмотреть долю затрат крупных нижегородских компаний на IТ, то она составит примерно три-пять(!) процентов от оборота, — замечает Сергей Львов, генеральный директор компании «Инталев-Поволжье». — Чем крупнее компания, тем эта доля больше. Доля затрат на IТ, кстати, как раз и определяет стадию зрелости компании. Трудно себе представить крупный холдинг без развитой информационной системы, которая позволяет в один момент времени собрать все данные о том, что имеем, куда движемся, какие остатки на счетах и так далее. Без этого управлять компанией просто невозможно».

Когда это нужно

Как мы уже поняли, обращаться к услугам IТ-консультантов предприятия подталкивает конкуренция. Конкуренция на всех рынках только начинает расти, и многие компании начинают понимать: чтобы выжить, нужно что-то делать, модернизироваться. И при том быстро. «Внешних консультантов нанимают тогда, когда руководство уже осознало проблему своего предприятия, определило путь ее решения (и, как правило, уже попробовало решить самостоятельно), но сделало вывод, что собственного опыта уже недостаточно, — говорит Олег Воронин. — При этом заказчик всегда лучше любого консультанта знает специфику своего предприятия. Но возникают ситуации, когда нужен сторонний консультант, который на основе своей компетенции и опыта работы с другими компаниями сможет шире взглянуть на проблему и рекомендовать решение». Как правило, такие специалисты обходятся очень дорого, чтобы держать их в штате. Поэтому их привлекают только на отдельные проекты. «Когда компания начинает задумываться над планомерным и сбалансированным развитием IТ-предприятия, в основу которого положена задача по минимизации TCO (англ. — совокупная стоимость владения), тогда и приходит решение, что привлечение внешнего IТ-консалтинга для проведения проектов оказывается эффективнее, чем содержание собственных дорогостоящих IТ-специалистов», — говорит Вадим Лисин.

Нужен план

Стратегический план IТ-развития компании составляется, как правило, на три года. Его тактический горизонт — один год. Стратегия IТ, как уже было сказано, возникает из бизнес-стратегии всего предприятия. После того как последняя четко определена (направление движения, доля рынка, количество дилеров, прибыль и так далее), начинают появляться определенные бизнес-процессы, которые должны поддерживать бизнес-стратегию в ее развитии. В том числе и информационные процессы. «Если вся стратегия описана, то работать становится очень просто и руководителю компании, и IТ-директору (начальнику отдела): они четко понимают, куда двигаться», — говорит Сергей Львов. Уже не будет стоять вопроса, сколько компьютеров купить, необходимо будет решать, какие применить технологии. А вот технологии уже стоят дорого, если нужно, например, решить задачу обеспечения работы сетевых инфраструктур — территориально распределенных офисов. Или — как обеспечить непрерывную деятельность компании в условиях информационных кризисов (например, банального отключения электричества).


В Нижнем Новгороде подобных стратегических планов, по словам Сергея Львова, практически ни у кого нет. А ведь уже давно разработаны международные IТ-стандарты: ITIL, SOBiT, которые как раз и говорят, что нужно делать компании для обеспечения непрерывной работы в условиях любых кризисов.

Большая беда нашего города — низкая грамотность в области информационных технологий. IТ-консультант должен обладать знаниями в трех областях одновременно: менеджмент, финансы, IТ. После решения вопроса о том, какой бизнес делаем и куда движемся (управленческого), в дело вступает финансист, ведь любая деятельность имеет стоимость. В результате получается стратегический IТ-бюджет на определенный отрезок времени. Этот бюджет согласовывается с бюджетом компании в целом, идет его «сотрясание»: по рентабельности, по денежным потокам. В конце-концов в рамках готового бюджета директору компании все понятно: требуются такие-то деньги, в такие-то сроки, и руководитель IТ-отдела не прибегает с «квадратными» глазами: дайте мне еще 15 компьютеров! Все расписано вплоть до месяца и подчинено единой стратегии. Затем консультант выступает в роли «айтишника»: какие же инфраструктурные решения нужно подобрать, чтобы обеспечить выполнение бизнес-задачи в рамках принятого бюджета.

Заказчик — основной конкурент

«К сожалению, консультантов, обладающих знаниями сразу в трех областях, в Нижнем Новгороде очень мало, — говорит Сергей Львов. — Поэтому большинство «специалистов» начинают разговор либо только про «железки», либо только про стратегии, не предлагая конкретного решения». У крупных компаний, работающих в области IТ-консалтинга, конкурентов в нашем городе практически нет. Рынок настолько велик, а компаний настолько мало, что они практически не пересекаются между собой. «В определенное время у нас заказы стояли на несколько лет вперед, и никакая реклама нам была не нужна», — продолжает гендиректор «Инталев-Поволжье». Единственным конкурентом, по словам Сергея Львова, является сам заказчик! Например, если руководитель предприятия или IТ-департамента раньше был программистом или продавцом (коммерческим директором), то общий язык с ним будет найти весьма сложно. А уж если персонаж из Первого отдела (безопасности)… В подобных случаях человек, обремененный должностью, вынужденно начинает придумывать какие-то стандарты, читать статьи из Интернета… Хорошо, если он найдет-таки определенные стандарты и, может быть, даже разберется в них. В общем, основная проблема нижегородских компаний заключается в том, что они идут на поводу у низкоквалифицированных сотрудников. Финансистов, которые разбираются в бюджетах, у нас в городе не готовят. В старых образовательных программах бюджетирование просто не предусмотрено. Менеджеров как таковых в Нижнем готовят, но менеджеров в области IТ не готовят нигде. Должность IТ-директора в нижегородских компаниях есть, а специальности в вузах не обучают.

А какой у вас стандарт?

«Для того чтобы понять, насколько защищен бизнес с точки зрения IТ, достаточно задать простой вопрос: «По какому стандарту вы работаете?», — замечает Сергей Львов. — Как правило, ответ следует: ни по какому».

Попробуем немного разобраться в международных стандартах. ITIL — стандарт обеспечения жизнедеятельности компании, который, в отличие от SOBiT, является стандартом сервисов. В этом случае IТ-служба становится сервисной службой внутри компании и как бы продает услуги разным подразделениям. И подразделения начинают выбирать: то ли пользоваться услугами собственной IТ-службы, то ли купить их на стороне. И здесь как раз начинается здоровая конкуренция в борьбе за клиента. В стандарте четко описаны правила взаимоотношений сторон, система качества предоставляемых услуг, инструменты контроля. Все крупнейшие компании пользуются либо этим стандартом, либо стандартом SOBiT. Он более широкий, так как охватывает большой спектр проблем: что делать, когда отключили свет, если произошел пожар, где должны храниться резервные копии документов и так далее. Все пошагово и детально. Иными ловами, что нужно сделать, чтобы бизнес работал несмотря ни на что и как обеспечить максимальную эффективность работы предприятия в рамках ограниченных бюджетов. Если в компании нет международных стандартов IТ, то можно разработать и собственный. «Если у компании есть собственный стандарт и IТ-бюджет, прописанный хотя бы на год, то за нее можно только порадоваться», — резюмирует Сергей Львов.

Есть мнение:

Олег Воронин, генеральный директор компании NS Labs в Нижнем Новгороде:
— Стоимость консалтинговых услуг по каждому проекту определяется индивидуально (мы специализируемся на решении задач в области САПР, разработке программного обеспечения, проектах по защите информации). При расчете стоимости услуг по САПР (самого востребованного нашего направления) мы используем нормативную стоимость недели работы одного нашего специалиста — 3500 долларов. Обычно в проекте внедрения участвует не один человек. Стоимостью услуг по каждому проекту зависит от конкретного технического задания, в котором описывается решаемая задача. Стороны договариваются о том, что считать конечным результатом работы, определяется мера его оценки. Заказчик платит за конечный результат.

Сергей Львов, руководитель регионального направления по работе с корпоративными клиентами департамента региональных продаж «Майкрософт, Россия»:
— Стоимость услуг IТ-консалтинга имеет огромный разброс: от 10 до 1000 долларов в час. Дело в том, что понятие «IТ-консалтинг» в Нижнем Новгороде пока не сформировано. Единственный способ сравнить цены — привести услуги к некоему стандарту. Если вы планируете создать вертикально интегрированный холдинг — большую, монолитную, никуда «не спешащую» компанию — вам подойдет стандарт SOBiT. Если компания работает в жестко конкурентном рынке, ориентирована на быстрое развитие и быстрое изменение — ITIL. И, исходя из выбранных стандартов, можно уже сравнивать цены услуг, предлагаемых вам на тендере.

Сергей Сипатов

Источник: Архив: Прием
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.