«Секреты» платежного поручения

12.04.2007
Просмотров: 4601

Практически любая хозяйственная операция так или иначе связана с перечислением денег от одной фирмы к другой.

Практически любая хозяйственная операция так или иначе связана с перечислением денег от одной фирмы к другой. И если партнер может с пониманием отнестись к опозданию платежа, то с уплатой налогов особо мешкать все же не стоит. Интересно то, что в любом случае, заполняя самую обычную «платежку», нужно учесть массу нюансов. Только тогда операция под названием «исполнение обязательств» пройдет без сучка и задоринки.

С 1995 года я веду бухгалтерию. В 2003 году пришло понимание, что пора открывать свой бизнес. Так родилось мое предпринимательство. Глядя на коллег-коммерсантов, приходило осознание того, что мне все-таки проще – я разбираюсь во всех премудростях первичных, кассовых, банковских и прочих документов. Часто консультировала бизнесменов прямо у дверей кабинета налогового инспектора: заполняли декларации и расчеты налогов, можно сказать, «на колене». Время идет, а вопросы мне не перестают задавать. Один из них: «Как заполнить это «чертово» платежное поручение?»

Пользуемся ли мы системой электронных платежей (системой «Банк-клиент»), «1С Предприятие», или создаем платежку в любой другой программе, – нам приходится учитывать достаточно много данных. Вот так выглядит платежное поручение.

6.6Kb

Давайте разобьем поручение на части и разберемся с каждой из них, дабы их смог самостоятельно заполнить человек, не являющийся счастливым обладателем бухгалтерских программ. Все то, что вносится в платежку, называется общим словом «реквизиты». Поле № 2 заполняется цифрой 0401060 независимо от того, кому предназначены перечисляемые средства (налоговой или поставщику за товар). Это число всегда одинаково и неизменно. Оно означает номер унифицированной формы платежного поручения, которую устанавливает Центробанк.

В поле № 3 «Номер платежного поручения» указывается порядковый номер платежки цифрами. С нового года нумерация начинается заново.

В поле № 4 «Дата составления платежного поручения» указываются соответствующие число, месяц и год. Реквизит заполняется в формате ДД.ММ.ГГГГ – например: 06.02.2007. После цифры, обозначающей год, ставится точка, а само слово «год» не пишется.

Поле № 5 «Вид платежа» заполняется, только если производится «электронный» платеж, т. е. когда платежка отправляется через систему «Банк-клиент». Если же мы сами несем документ в банк, то ничего писать не надо.

В поле № 6 «Сумма прописью» с начала строки с заглавной буквы прописывается сумма платежа в рублях, копейки же указываются цифрами. При этом слова «рублей, рубля, рубль, соответственно, копеек, копейка» не сокращаются. Если сумма платежа выражена только в рублях, то копейки можно не указывать.

В поле № 7 «Сумма», ставится сумма платежа цифрами, рубли отделяются от копеек знаком «–». Если сумма выражена целым числом рублей, то копейки можно и вовсе не указывать. В этом случае вписывают сумму платежа и знак равенства «=».

В поле 60 «ИНН» указывается идентификационный номер налогоплательщика.

В поле рядом – 102 «КПП» – код причины постановки на учет, присвоенный организации налоговой инспекцией по месту регистрации.

Отметим, что индивидуальные предприниматели и просто физические лица не имеют КПП, поэтому они при заполнении платежки в данном поле ставят «0».

В поле 8 «Плательщик» указывается наименование того, кто отправляет платеж (платит). Причем важно написать название в соответствии с требованиями вашего банка: точно так же, как оно поименовано в банковской карточке.

На первый взгляд, какая разница, скажете вы: «ИП Светикова Светлана Павловна» и «Индивидуальный предприниматель Светикова Светлана Павловна». Оказывается, очень даже большая. Банк может не пропустить платежку из-за подобной неточности. Причем если вы перечисляете средства такому же предпринимателю, каким являетесь сами, то роли не играет, как его данные будут прописаны в платежке.

Для юридических лиц приняты сокращения «ЗАО», «ООО», однако всегда надо уточнять, как организации сами себя называют в договоре или в счете на оплату. Ведь если произойдет ошибка в наименовании получателя, то деньги до партнера могут не дойти.

Если же неточность все же была допущена, то необходимо срочно отправиться в банк с письмом, в котором уточнить наименование получателя и указать все реквизиты платежного поручения. Но даже если вы забыли о таком письме, то за деньги можете не волноваться. Они вернутся назад на ваш счет, «проболтавшись» около недели на «невыясненных платежах».

В поле 9 «сч.№» указывается номер вашего расчетного счета.

В поле 10 «Банк плательщика» – полное наименование вашего банка с указанием города его нахождения.

Поле 11 «БИК» – банковский идентификационный код (БИК) вашего банка.

Поле 12 «Сч.№» – номер корреспондентского счета вашего банка, открытого им в учреждении Банка России.

Поле 13 «Банк получателя» – полное наименование банка организации-получателя с указанием города его нахождения.

Поле 14 «БИК» – банковский идентификационный код (БИК) банка получателя.

Поле 15 «Сч.№» – номер корреспондентского счета банка получателя, открытый кредитной организацией в учреждении Банка России.

Поле 61 «ИНН» – указывается индентификационный номер получателя.

Поле 103 «КПП» – код причины постановки на учет того, кому предназначены средства.

Поле 16 «Получатель» – название организации-получателя или Ф.И.О. физического лица.

Поле 17 «сч.№» – указывается номер расчетного счета получателя денег.

Поле 18 «Вид оп.» – вписывается вид операции – 01– это банковский шифр оплаты платежным поручением.

Поле 19 «Срок плат.» – проставляется срок платежа.

Поле 20 «Наз.пл.» – должно указываться кодовое назначение платежа. Эта графа не заполняется до указаний Банка России.

Поле 21 «Очер.плат.» проставляется очередность платежа. Нумерация очередности приведена в таблице:

Очередность 1- В первую очередность осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов.

Очередность 2 - Производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору/контракту, вознаграждения по авторским договорам.

Цифра 3 не используется.

Очередность 4 - По данной очередности производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Это налоги, штрафы, пени, гос.пошлины.

Очередность 5 - Предназначена для списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

Очередность 6 - Производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. К ним относятся расчеты с поставщиками.

 

Поле 22 «Код» также не заполняется до указаний Банка России.

Поле 23 «Рез.поле» является резервным.

Поле 101, расположенное в правом верхнем углу платежного поручения, и поля 104 - 110 заполняются в случае перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему России.

В поле 24 «Назначение платежа» отражается содержание операции, которая оформляется данным платежным поручением. В нем значатся:

– наименование товаров, работ, услуг (за оргтехнику; за услуги перевозки и проч.);

– номера, наименования и даты документов, оправдывающих операцию по перечислению средств (договоры, счета, акты приемки-сдачи работ);

– срок осуществления перечисления средств.

Если оплата производится до поступления к покупателю товара, оказания услуги, то надо указать – предварительная оплата. До выполнения работ – авансовый платеж. За оказанную услугу – услуги оказаны, а за выполненную работу– в окончательный расчет. В связи с изменениями каких-либо условий (объема поставки, работ, услуг; при ошибках в расчетах; изменениями в ценах) – дополнительная плата. В последнем случае необходимо указать, что данный платеж представляет собой доплату к ранее перечисленному платежу, например, дополнительная плата по договору поставки № 120 от 13 марта 2007 г. Здесь же обязательно следует указать сумму НДС в общей сумме платежа. Если тот, кто получает платеж, работает без налога, то надо прописать – «НДС не облагается» или «Без НДС».

Далее, поле 43: в нем ставится печать, притом в строго отведенном месте. Если предприниматель осуществляет свою деятельность без печати, то на месте, отведенном под печать, ручкой пишется: «б/п».

Поле 44 «Подписи» – платежку визирует человек, имеющий право подписи, которое закреплено образцом его подписи в банковской карточке. Количество автографов в поручении может быть от одного до двух, если в штате имеется главный бухгалтер. При условии, конечно, что и в банковской карточке заверены обе подписи. Можно сделать вариант двух равноценных подписей, то есть право первой подписи могут иметь два человека, но на платежном поручении ставится одна из подписей.

Заметьте, что печать и подпись следует проставить на первом экземпляре платежного поручения, хотя общее количество платежек может быть и два, и три, и более. Все они передаются в банк операционисту. Он, в свою очередь, на одном из поручений ставит отметку банка – в поле 45. При этом на данном экземпляре поручения ставится штамп банка и подпись операциониста, принявшего поручение к исполнению.

Поля 62 и 71 также заполняются в банке. В первом из них операционист ставит дату сдачи в банк платежного поручения, а во втором – дату списания средств со счета клиента по данному платежному поручению.

 

Заполняем налоговую платежку

Что ж, с простыми платежами мы разобрались, теперь рассмотрим порядок их заполнения при перечислении налогов. Когда средства направляются в казну, то обязательно заполняется поле 101. В нем указывается статус плательщика, среди которых можно выделить:

01 – налогоплательщик;

02 – налоговый агент;

03 – сборщик налогов и сборов;

04 – налоговый агент;

05 – служба судебных приставов Министерства юстиции;

06 – участник внешнеэкономической деятельности;

07 – таможенный орган;

08 – плательщик иных обязательных платежей, осуществляющий перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

Нас интересует в первую очередь статус 01 – налогоплательщик (плательщик сборов). Именно этот шифр следует указывать при перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей. Те поля, которые мы рассмотрели выше, заполняются в аналогичном порядке, поэтому сразу перейдем к полям от 104 до 110.

Итак, в поле 104 «Код бюджетной классификации» (КБК) указывается 20-значный код в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ.

В поле 105 «Код ОКАТО» вписывается код муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога/сбора. Заполняется в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления. Какой код ОКАТО имеет ваша инспекция можно узнать, просто придя в налоговую и изучив сведения на стендах.

В поле 106 «Основание платежа» идут буквенные показатели. В платежном поручении проставляется один из них.

 

Если в этом поле вами будет указано – «0», то налоговики имеют право самостоятельно отнести платеж к одному из перечисленных типов:

– налог;

– пеня;

– процент или штраф.

В поле 24 «Назначение платежа» указывается дополнительная необходимая информация. Например, если перечисляется сбор в ПФР в страховой части, то так и должно быть написано: «ПФР страховая часть», ваш номер в ПФР как работодателя и период, за который производится платеж.

В заключение отметим, что одним платежным поручением может быть перечислен только один налог/сбор.

Л. Романчук, ведущий специалист компании «БизнесФорвард». Федеральное агентство финансовой информации

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.