Рынок отрегулируют страховщики и банкиры

16.04.2007
Просмотров: 1452

По количеству предоставляемых товаров и услуг туризм находится на одном из первых мест и обгоняет такие отрасли народного хозяйства, как автомобилестроение, химическое производство и так далее.

По данным Всемирной туристской организации, средние темпы развития туризма в мире составляют 5—7 процентов в год. Это выше, чем развивается мировая экономика в целом. По количеству предоставляемых товаров и услуг туризм находится на одном из первых мест и обгоняет такие отрасли народного хозяйства, как автомобилестроение, химическое производство и так далее.

Прогнозируется, что в ближайшее десятилетие темпы развития туристской отрасли также сохранятся. И к 2020 году число путешественников по сравнению с 2006 годом увеличится в 2,2 раза и достигнет практически двух миллиардов человек. Доходы от туризма вырастут еще больше — в четыре раза. Это связано с тем, что каждый приезжающий в тот или иной регион создает дополнительно 6—10 рабочих мест не только в турбизнесе, но и смежных отраслях.

Приезд каждого туриста стимулирует развитие гостиничных услуг, ресторанного и транспортного бизнесов, развлекательных, спортивно-оздоровительных и деловых центров... Увеличиваются доходы в бюджет, начинается модернизация инфраструктуры. Именно поэтому нижегородское правительство сделало туризм одним из приоритетных направлений в развитии региона.

По словам замгубернатора Нижегородской области Ирины ЖИВИХИНОЙ, о серьезном подходе к развитию отрасли свидетельствует количество выделенных из областного бюджета средств. Оно увеличилось с 5 млн рублей в прошлом году до 64 млн рублей в этом. Уже в ближайшее время будут внесены поправки в бюджет области, и деньги пойдут на строительство и модернизацию туристской инфраструктуры региона, создание положительного имиджа Нижнего Новгорода и Нижегородской области среди участников туристического бизнеса.

Для этого в пятилетней программе развития въездного и внутреннего туризма Нижегородской области предусмотрена организация информационно-рекламных туров для крупных российских и зарубежных туроператоров и СМИ, а также участие нижегородцев в крупнейших международных выставках. Об этой программе, принятой в конце 2006 года, еще раз говорили на совещании, посвященном вопросам развития внутреннего и международного туризма в Нижегородской области. На него приехал один из разработчиков нового федерального закона о туризме, который вступает в силу с 1 июня 2007 года, начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений ПИСАРЕВСКИЙ.

Ответишь финансами...

Дело в том, что уже с 1 января 2007 года в России отменено лицензирование туристической деятельности. И все компании, зарегистрированные на территории Российской Федерации, которые бы хотели работать на этом рынке, должны будут получить финансовое обеспечение. Оно предусматривает наличие у компании или договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, или банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Только в этом случае сведения о компании внесут в единый федеральный реестр туроператоров. Больше всего дебатов и споров среди представителей турбизнеса вызывали суммы, которые компания должна заплатить за финансовое обеспечение своей деятельности. Они составляли от 1 млн рублей до 10 млн рублей. Но сейчас по обоюдной договоренности “обременение” немного уменьшили и страсти утихли. Было принято, что туроператор, работающий по направлению внутреннего туризма, заплатит 500 тысяч рублей в год. Туроператор, занимающийся международным и въездным туризмом, — 5 млн рублей. Такую же сумму до 1 июня 2008 года будет платить компания, формирующая только международные туры, затем она увеличится до 10 млн рублей.

По мнению самого Евгения Писаревского, закон будет способствовать повышению прозрачности туристического бизнеса и защите туриста. Это связано с тем, что заключить договор о страховании туроператор сможет при предоставлении страховой компании или банку информации о своей хозяйственной деятельности, количестве туристов, финансовой отчетности и так далее.

Постепенно туристический бизнес начнет выходить из тени. Появится дополнительная статистика, информация о работе и финансовом состоянии туристических компаний. В рамках всей России это позволит принимать четкие и грамотные политические решения, в том числе, касающиеся туризма. Такие экономические методы будут способствовать повышению конкурентоспособности российских туристических компаний на мировом рынке и инвестиционной привлекательности России.

Накануне изменений

И хотя закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным еще в феврале 2007 года, вопросов по его исполнению немало. Основная цель совещания, как заметила заместитель губернатора Ирина Живихина, понять, как будем жить при новом законе.

— У наших туроператоров и турагентов есть много вопросов, поэтому губернатор инициировал это совещание. Залог, который будут вносить турфирмы — это большое отягощение. И я надеюсь, что мы придумаем, как вместе жить в новых условиях. Турфирмы не настолько доходны, чтобы отвлекать большие деньги, поэтому будем думать, как облегчить состояние туристического рынка. На совещании мы говорим туристическим компаниям, что собираемся делать для продвижения данной отрасли.

Это программа развития туризма Нижегородской области, нормативная база, которая готовится сейчас для внесения в законодательное собрание и будет принята вслед новому закону. Главы муниципальных образований, которые заинтересованы в развитии туристического бизнеса, расскажут, какие у них планы. Мы решили просить губернатора со следующего года не выставлять плату туристическим фирмам за участие на выставочном стенде Нижегородской области. Это существенная помощь.

Как считает Ирина Живихина, несмотря на то, что бюджетное финансирование отрасли увеличено, Нижегородской области еще далеко по финансовой обеспеченности до таких субъектов федерации, которые давно занимаются развитием туризма. Это Татарстан, Карелия, Москва и Московская область. Поэтому помощь законодателей необходима. Какая? Об этом рассказал присутствовавший на совещании заместитель председателя ОЗС НО Александр Вайнберг.

По его словам, уже в четвертом квартале этого года законодательное собрание будет рассматривать проект закона о туристической деятельности. К тому же, фракция “Единая Россия” готова выйти с законодательной инициативой в Госдуму по введению системы налоговых льгот для предприятий туриндустрии, осуществляющих туроператорскую деятельность на территории регионов.

Подготовлена программа для создания благоприятного налогового климата для инвесторов, направляющих средства в развитие туриндустрии нижегородского региона. Она предусматривает льготу на имущество в течение срока реализации и окупаемости инвестиционного проекта. На период окупаемости может быть предоставлена льгота по налогу на прибыль в части зачисления его в региональный и местный бюджеты.

По проектам, имеющим наибольший социально-экономический эффект, может предоставляться гарантия правительства Нижегородской области по привлеченным инвесторами кредитным ресурсам. Для малых предпринимателей, желающих развивать сельский туризм, также предусматриваются налоговые льготы и снижение налога на землю на 50 процентов на срок окупаемости проекта. Все это позволит активнее развивать отрасль, а также продвигать нижегородский турпродукт на международный рынок.

Что непонятно?

Больше часа Евгений Писаревский был на трибуне, рассказывая о механизме реализации закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристической деятельности в РФ” и отвечая на вопросы представителей туристических компаний. Хотя на его выступление организаторы отвели всего полчаса!

Участников интересовало, по каким критериям будет оцениваться деятельность туристических компаний. Как покрывать убытки, если клиент обратился при форс-мажорных обстоятельствах? Кто и как будет контролировать и проверять турфирмы и так далее. Вопросов оказалось так много, а времени так мало, что на многие из них он обещал ответить через интернет и “выложить” на сайте Ростуризма.

Но несмотря на то, что свидетельства о внесении в Единый реестр туристическим компаниям будут выдаваться только после 1 июня, сбор заявок от туроператоров,по словам Евгения Писаревского, уже начался со второго апреля. Среди необходимых для подачи документов и копия договора страхования гражданской ответственности или банковская гарантия.

Однако, не всем еще туроператорам известно, на каких условиях они будут сотрудничать с банками или страховыми компаниями. Разработку типовых правил и договора на оказание данной услуги еще продолжает рабочая группа Всероссийского союза страховщиков. Соответственно, турагенты, которые реализуют путевки туроператоров, тоже могут только догадываться, что их ждет после вступления в силу поправок. И это те детали, которые должны разъясниться в ближайшее время.

Как жить будем?

Благоприятно ли скажется закон на туристской отрасли? Что изменится после вступления в силу нового закона как для туристических компаний, так и для потребителей туруслуг? Об этом, пользуясь случаем, мы поинтересовались у представителей нижегородских турфирм.

Наталья ТУМАНОВА, гендиректор ЗАО “Турист”:

— Картина ясна. Если закон вышел, мы обязаны его исполнять. В Нижнем практически нет фирм, которые занимаются международной деятельностью. По отправке туристов за границу, как правило, мы все работаем на агентских соглашениях с московскими фирмами. Это оправданно.

Все транспортные развязки в Москве. И то, что из Нижнего летают прямые рейсы, это все равно осуществляют московские операторские фирмы. Так сложилось. И мы принимаем это, как реальность.

Что касается внутреннего туризма. На рынке мы позиционируемся уже давно. И фингарантии по внутреннему туризму мы, конечно, будем получать. А вот механизм: то ли через банк, то ли через страховую компанию — я для себя пока еще не выбрала.

— Тяжело ли будет работать при новом законе?

— Что я бы не говорила, все сводится к деньгам. Пока мы знаем, что фингарантии составляют 500 тысяч рублей. Но сколько будем платить за них процентов? Неизвестно. Со страховыми или банковскими компаниями будет удобнее и выгоднее работать? Кто четче пропишет условия, с теми, думаю, будем сотрудничать не только мы, но и другие туристские компании.

Порадовало то, что не нужно получать фингарантии на экскурсионные программы. Мы занимаемся разработкой экскурсий, и у нас есть лицензированная школа экскурсоводов, поэтому для меня это было интересно услышать. Хорошо, что экскурсии в малых городах Нижегородской области могут развиваться, пропагандироваться, проводиться без дополнительных затрат, которые все равно увеличили бы стоимость экскурсий.

— Насколько велика для компаний сумма в 500 тысяч?

— Не стоит вопрос, что это должны быть деньги, и мы должны положить их на счет и не трогать. Любой фирме деньги нужны в обороте, поэтому проще заплатить проценты, нежели вкладывать деньги. Например, учитывая, что мы работаем четко и у нас есть свое помещение, на депозит можно заложить нашу собственность.

— На какие вопросы вы ответ не получили?

— Лицензирование ушло, проверять туристские компании будет Роспотребнадзор. Законы о туризме и о защите прав потребителей в некоторых моментах не сходятся. Неубедительно прозвучал ответ, а что же проверяет Роспотребнадзор?

Ужесточается ситуация по возмещению туристу средств: нужна масса доказательств. Я прихожу к выводу, что мы должны компенсировать туристу стоимость за исключением фактических издержек, которые мы понесли при отказе его от тура. Как мы можем вернуть всю стоимость, когда мы сами уже несем потери? Кто их будет возмещать туристской фирме? Есть некоторые расхождения.

Мария СВИРИДОВА, гендиректор туристической компании “Роза ветров”:

— Я, например, после прочтения закона и обсуждения его с коллегами, в том числе, в Москве, на выставке, поняла, что ничего не меняется. Декларировалось, что закон создан в защиту потребителя. Но, если туроператор не хочет добровольно выплачивать ущерб, то потребителю точно так же придется проходить через судебные органы. Суд, как мы знаем, — это месяцы волокиты.

Что касается агентств, то нас, якобы, вывели из правового поля и переложили ответственность на туроператора. На самом деле, ничего подобного. Закон о защите прав потребителей никто не отменял. Самое грустное, что все расходы, которые туроператоры вынуждены будут нести по обеспечению финансовых гарантий, автоматически ложатся на плечи покупателя туристических услуг. Наверное, не сразу, но мы заметим, что стоимость туров потихоньку подросла.

— На много?

— Банковская гарантия стоит денег. Естественно, это деньги, которые будут платить туроператоры, как незапланированные расходы, которые 2—3 года назад не требовались. И если посчитать, сколько каждая туристическая компания вынет из кармана в уплату банковской гарантии или страховки и положит в карман страховой компании или банка, то сумма, думаю, будет соизменима с той, которую из бюджета области предполагается потратить на развитие туризма.

Мы выведем из отрасли энное количество денежных средств, которые могли бы потратить на обучение персонала, продвижение региона, участие в выставках и так далее. Я понимаю, что должно быть регулирование, но получается, как говорил Черномырдин: “Хотели как лучше, получилось как всегда”.

— Может, не будет фирм-однодневок?

— Недобросовестные продавцы туруслуг останутся. В этом смысле, никто ни от чего не гарантирует. Пик продаж летнего сезона падает на май-июнь, а глубина продаж продолжается до конца августа. В это время вообще нерегулируемый рынок, поэтому покупателю так же стоит опасаться мошенничеств.

Людмила ЗАХАРОВА, гендиректор турфирмы “Диалог” (г. Городец):

— Возвращаться к изменению законодательства в туризме необходимо. Возникают новые условия жизни, повышается требовательность туриста, вводятся новые формы и методы работы с туристом. Привлекать к теме туризма внимание властей нужно обязательно. Я приехала получить ответы на вопросы: как работать с туристом агенту в условиях нового законодательства. Не могу сказать, что получила ответы на все вопросы. Но на большинство — да.

Как агента меня абсолютно устраивает, что не придется платить фингарантии. Но как агент я понимаю, что туроператор должен составить так договоры с агентом, чтобы защитить себя. Вероятно, с 1 июня появятся новые договоры с агентами и мы увидим, какие обязанности оператор возложит на нас. Думаю, это будет связано не только с предоставлением достоверной информации.

— Многие говорят, что закон не сможет выполнить своего предназначения: защиты туристов. Ваше мнение?

— Я рассуждаю не как турист, а как человек, работающий в туротрасли. Я боюсь, что турист может завалить турагента и туроператора жалобами на выплату компенсаций. Ведь каждому может что-то не понравиться. И хорошо, что разбираться будет суд. И чтобы он удовлетворил жалобу, она должна быть конкретна и реальна.

Но есть категория туристов, которые хотят половить рыбку в мутной воде. Он, может, и компенсацию не получит, но нервы потреплет. Расписать все реальные потери в законе невозможно. Но даже если реальных потерь нет, а судебное разбирательство началось, то слухи раздуваются. Как в маленьком городе работать? То, что закон принят, хорошо. Регулирование финансовое гораздо важнее регулирования государственного.

Светлана Муратова

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.