Быстро растем — больно падаем

26.04.2004
Просмотров: 2145

В 2005 году, по прогнозам городской администрации, в Нижнем Новгороде будет возведено 500 тыс. кв. м жилья...

На прошлой неделе о перспективах жилищного строительства в Нижнем Новгороде нашим читателям рассказывал заместитель директора департамента экономики городской администрации Артем Каразанов. Сегодня свою точку зрения на проблемы, связанные с прогнозируемым бумом в строительстве жилья, излагает председатель совета Союза нижегородских строителей Анатолий СЕКОТОВ.

— В 2005 году, по прогнозам городской администрации, в Нижнем Новгороде будет возведено 500 тыс. кв. м жилья. По сравнению с 2003 годом объемы жилищного строительства возрастут практически в два раза. Сможет ли нижегородский строительный комплекс выдержать такие темпы?

— Высокие темпы жилищного строительства, как ни парадоксально, могут привести к удорожанию возводимого жилья. Наши заводы по производству строительных материалов и конструкций сориентированы на объемы строительства 250 тыс. кв. м в год. При резком увеличении спроса цены на их продукцию будут быстро расти.

Еще одна проблема — нехватка профессиональных строителей. Для экономии средств и сейчас нанимаются работники из стран СНГ. Они строят дешево, но плохо. Интенсивная застройка усилит дефицит кадров и приток “иностранцев". Причем предпочтение отдается высотным домам, а они требуют особого отношения, в том числе более квалифицированных строителей.

По моему мнению, высотная застройка (20 этажей и более) для нашего города не лучший вариант. Стоимость квадратного метра жилья в таких домах больше процентов на двадцать по сравнению со среднеэтажными, затрудняется водо- и электроснабжение, комфортность проживания ниже. В Москве земля очень дорогая, там такое решение объяснимо. У нас, за исключением центра, стоимость участков застройки пока в разумных пределах.

Кроме того, строительство высотных домов снижает темпы сноса ветхого фонда — требуется меньше площадей под застройку.

Вернусь к планам на 2005 год. Зачем нужен рывок? Инвестиционный потенциал в Нижнем Новгороде — 2 млн кв. м жилья. Мы его очень быстро исчерпаем, а затем будем строить по 100 тыс. кв. м в год. Надо просчитать: рывок — и остановка или планомерный рост 25—30% в год.

— Какие еще проблемы связаны с бурными темпами застройки города жильем?

— Нижний Новгород застраивается с отклонением от генерального плана. На второй этап отходят важнейшие проблемы: экология, сохранение исторического облика города, удобство проживания.

Отдельные микрорайоны превращаются в каменные джунгли. Под застройку выделяется площадка, где стояло два маленьких восьмиквартирных дома. На их место втискивают громадину на сотни квартир. В итоге новостройка остается без пространства, обеспечивающего нормальную жизнь новоселов. Детям негде гулять, деревья посадить невозможно.

Вопросами застройки занимается главный архитектор города. Он должен руководить долгий период времени, чтобы СОЗДАВАТЬ город. Однако каждый мэр ставит своего “карманного" главного архитектора для решения вопросов на период избрания в ущерб долгосрочной политике.

Разве независимый главный архитектор разрешил бы строить такие инородные включения, как дома на Ошаре и Варварке? Необходимо принять меры, гарантирующие независимость главного архитектора и его решений. Например, утверждение кандидатуры на эту должность Законодательным собранием.

— В наш город активно идут московские деньги. Может быть, они улучшат ситуацию с инвестициями в жилищном строительстве?

— Для города сторонние инвестиции полезны лишь для тех объектов, которые строятся не за счет населения. В жилищное строительство москвичи вложат относительно небольшие оборотные средства, поставят первый этаж, под него соберут деньги нижегородцев и вывезут их в Москву.

В то же время, если на начальной стадии строительства “впрыснуть" нижегородские деньги, то развиваться будут наши застройщики и строительные компании, прибыль останется у местных фирм. А такие средства имеются — администрация города получает от застройщиков свою долю квартирами. В денежном рыночном эквиваленте более одного миллиарда рублей в год. Нижегородские банки и фонды могли бы вложить деньги в эту доходную отрасль. Сейчас Москва выгребает деньги с нашего рынка первичного жилья в ущерб местным строительным фирмам, которые мельчают и разоряются.

Приведу пример. Было очень известное предприятие — трест № 1 “Стройгаз". На базе его подразделений выросли почти все крупные строительные тресты. В советское время предприятие возводило по 150 тыс. кв. м жилья в год, школы, больницы. Оно давало работу пяти тысячам человек и кормило членов их семей. А теперь здесь осталось чуть более ста работников.

Администрация города должна заботиться о нижегородских строителях. Предоставлять им для развития льготные участки под застройку при условии, что прибыль будет инвестирована в их материальную базу. Нужно дать им возможность восстановить парк техники, увеличить количество рабочих мест.

— В Нижнем Новгороде наверняка сохранились строительные компании, сумевшие приспособиться к условиям рынка.

— Лично мне симпатично предприятие “Авиастройинвест". Большинство фирм рвется в Нижегородский или Советский район, стремясь получить максимальную прибыль за счет разницы между себестоимостью и продажной ценой жилья. В противоположность им “Авиастройинвест" строит за рекой недорогие доступные дома, получая доход благодаря большим объемам строительства и долгосрочному планированию.

— Вы говорили, что городская администрация должна поддерживать местных строителей. А какова ситуация в реальности?

— В настоящее время в процессе строительства требуется обойти до 150 различных инстанций. Союз строителей информацию по данному вопросу неоднократно обсуждал с представителями администрации города и области.

Но по-прежнему каждая контролирующая и согласующая структура пытается урвать весомый кусок за свой “автограф". В конечном итоге на этой “чиновничьей лестнице" остается 10—15% себестоимости строительства. Ступени этой лестницы с каждым новым руководителем города прибавляются.

Давно и безрезультатно обсуждается проблема “одного окна". То есть в один день или неделю в одном месте получить сразу все согласования. Для коррупции, видимо, такое положение дел нерентабельно.

— Почему так долго осуществляется снос ветхого фонда в городе?

— Администрация не строит муниципального жилья под снос. Средства для строительства можно иметь от продажи площадок, где снесен ветхий фонд. Но для этого надо работать, а чиновнику гораздо проще иметь доход от подписи “разрешаю" или “запрещаю".

Сергей Ямщиков, Биржа+Свой дом, фото Вячеслава СЕННИКОВА

Источник: Архив: Биржа+Свой дом
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.