Россия возглавила "черный список" стран, опасных для полетов: версия западных экспертов

20.04.2007
Просмотров: 1784

Летать на самолетах многие боятся. Однако без этого в современной жизни с ее динамичным ритмом не обойтись.

Летать на самолетах многие боятся. Однако без этого в современной жизни с ее динамичным ритмом не обойтись. Поэтому люди боятся, но летают. Особо впечатлительные воспринимают каждый необходимый полет фатально: то ли упадем, то ли нет. Некоторые чуть ли не завещания пишут. С одной стороны, авиация всегда считалась одним из самых безопасных видов транспортного сообщения. С другой – прошлый год стал для России в этом смысле поистине роковым. Согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета, в 2006 г в авиакатастрофах в России погибло 318 пассажиров - больше, чем за десять предыдущих лет. Насколько обоснованы наши страхи?

Если верить западным экспертам, ситуация с безопасностью на воздушном транспорте в России приближается к критической. Согласно ежегодному докладу Международной Ассоциации Воздушного транспорта (IATA), по данным 2006 года, Россия и другие страны СНГ имели самое высокое число несчастных случаев. Число авиакатастроф, случившихся здесь в прошлом году, превысило средний мировой уровень в 13 раз - на 1 млн полетов пришлось в среднем 8,6 случаев. Даже в слаборазвитой Африке и то летать безопаснее, уверяют в IATA. Там число ЧП на самолетах составило 4,3 случаев на 1 млн полетов. А общемировой показатель – 0,65 млн случаев на 1 млн полетов. В целом, из всего количества зарегистрированных несчастных случаев 10 проц имели место на земле, при этом были ранены люди и повреждено оборудования на 4 млрд долл. Стоимость пострадавших воздушных судов оценивается в 11 млрд долл. Около 76 проц всех несчастных случаев были связаны с пассажирскими самолетами, и лишь 24 проц – с грузовыми.

Печальная ситуация, которая, если верить IATA, вырисовывается в России, еще более печальная, если учесть то, что в общей сложности в 2006 г в мире наметилась тенденция к сокращению ЧП при авиаперелетах. В прошлом году в мире было зафиксировано 77 несчастных случаев, связанных с воздушным транспортом, что по сравнению с 2005 г меньше на 34 случая. В той же Африке число таких инцидентов в 2006 г резко снизилось – с 9,2 случая в 2005 году. А показатели аварийности США /0,49 случаев на миллион перелетов/ и Европы /0,32 случая/ отличаются от российских на порядок.

При этом эксперты этой организации подчеркивают, что число серьезных инцидентов на самолетах, построенных в западных странах, составило 0,65 на 1 млн полетов. Неужели дело действительно в том, что "их" Boeing и Airbus надежнее, чем "наши" Ту-134 и Ту-154? По мнению российских специалистов, это далеко не всегда так. Во-первых, упомянутые Boeing'и нередко попадают в нашу страну, будучи сильно б/у. И тут "упадет-не упадет" – действительно зачастую зависит от воли случая. Конечно, и "тушки" уже во многом выработали свой резерв. Особенно это относится к Ту-134, серийное производство которых началось в конце 60-х годов прошлого века. Во-вторых, российские эксперты уверены, что в России ситуация с безопасностью на воздушном транспорте все же не настолько плоха. Дело в том, что статистика – вещь коварная, и многое зависит от того, как считать эти ЧП. В России авиаперевозчики могут учитывать как неполадки и отказы даже такие случаи, которые их западные коллеги попросту не регистрируют. Все же отношение к безопасности, несмотря на недостаток денег и общую безнадзорность последних лет, у нас остается серьезным. В советском "Аэрофлоте" с дефектами, даже самыми незначительными, самолет в небо не выпускали. Сейчас многое, конечно, держится на "старых кадрах", привыкших все делать на совесть. Их высокая квалификация позволяет "латать дыры" в видавших виды "тушках" при помощи доступных материалов и невзирая на дефицит средств. И эти "тушки" порой безопаснее, чем их западные конкуренты, которые неизвестно кто и когда в последний раз ремонтировал.

К слову о статистике. Сомнительно предположить, что в странах Африки учет происшествий с воздушным транспортом налажен так же четко, как в Европе или в России. Значительная часть ЧП, причем весьма серьезных, там попросту не фиксируется. Как говорится, упал самолет – ну и Бог с ним, новый в качестве гуманитарной помощи пришлют… К тому же, там слабее развит сам рынок авиаперевозок, и тот самый миллион перелетов "набегает" куда медленнее, чем в нашей стране. Так что первое место России в "черном списке" весьма относительно.

Каковы же, по версии IATA, причины столь плачевной ситуации с авиаперелетами в нашей стране? 43 проц всех несчастных случаев в 2006 году были обусловлены неблагоприятными погодными условиями, 38 проц связаны с вопросами нарушения связи между пилотами и авиадиспетчерами. И лишь 33 проц несчастных случаев связаны с подготовленностью летного экипажа. Эксперты, впрочем, оспаривают это утверждение. По их оценке, до 80 проц ЧП в воздухе связаны с тем самым пресловутым "человеческим фактором". Так, по предварительным оценкам, виновными в недавней авиакатастрофе самолета Ту-134 в Самаре могут быть признаны пилоты. "Если окажется, что все приборы работали нормально, то не исключено привлечение к уголовной ответственности пилотов самолета. Почему пилоты не пошли на второй круг - непонятно, то ли это человеческий фактор, то ли ошибка диспетчеров аэропорта", - заявил в этой связи представитель прокуратуры.

Эксперты IATA, вдохновленные общемировым ростом безопасности авиаперевозок, ожидают, что число аварий и катастроф в перспективе можно будет свести к минимуму. Между тем, по оценке Всемирного фонда безопасности полетов, с увеличением объемов авиаперевозок количество авиационных происшествий будет возрастать. Однако относительный показатель /на млн вылетов/ все же должен снижаться. По данным фонда, наибольшее количество аварий /49 проц/ произошло во время посадки самолетов. Количество происшествий на взлете составило 12,8 проц от общего числа.

И, к сожалению, российские авиакомпании в мировых рейтингах авиаперевозчиков, обеспечивающих максимальную безопасность полетов, занимают нижние строчки. И вряд ли эти позиции улучшатся после обнародования данных IATA. Остается надеяться на то, что эта уважаемая, но не наделенная реальными полномочиями международная организация не сможет наложить на наших перевозчиков какие-либо санкции. По закону, такое право имеют лишь национальные авиационные администрации, и то не по факту конкретной катастрофы, а если в ходе расследования выяснится, что в роковых неполадках виновата именно авиакомпания. Вдобавок необходимо, чтобы такие данные были подтверждены в ходе регулярных проверок /т.е не только по итогам ЧП/. Ни одна авиакатастрофа 2006 г, по данным комиссий, расследовавших их причины, не была вызвана халатностью перевозчиков или недосмотром государственных органов управления гражданской авиацией. Так что отсюда ждать неприятностей нам вряд ли придется.

Напротив, Минтранс, который после обнародования доклада IATA также выразил озабоченность состоянием дел с безопасностью гражданской авиации, в ближайшее время рассчитывает решить проблему с полетами в Европу девять отечественных авиакомпаний. Еврокомиссия тогда обвинила их в несоблюдении норм авиационной безопасности, и Минтранс сам запретил им летать в Европу. Что ж, этот запрет не так уж сложно снять. И мы, уже привыкнув, будем по-прежнему летать в Люксембург и Мадрид. Как и раньше, надеясь на русский "авось" и мастерство пилотов.

ПРАЙМ-ТАСС, www.prime-tass.ru

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.