Губит людей не пиво. Heineken наказали на 297 млн долл за картельный сговор

20.04.2007
Просмотров: 2352

Крупнейший мировой производитель пива Heineken снова попал в неприятную историю.

Крупнейший мировой производитель пива Heineken снова попал в неприятную историю. После многолетних разбирательств Еврокомиссия сумела доказать, что эта компания участвовала в картельном сговоре, фиксируя цены на свою продукцию в Голландии. Антимонопольные органы "наказали" Heineken, оштрафовав пивоваров на сумму в 297 млн долл. Попали "на деньги" и еще две известные пивововаренные компании – Grolsch и Bavaria. Жесткая конкуренция на рынках Европы вынуждает известные бренды искать "свое место под солнцем" сомнительными способами. В России ситуация на пивном рынке иная – отечественные производители "хмельного напитка" борются не столько друг с другом, сколько с чиновниками. В частности, депутаты собираются принять закон о пятикратном увеличении акцизов на пиво, что приведет к удорожанию "народного" напитка.

"Дело Heineken", касающееся участия крупнейшего мирового производителя пиво в картельном сговоре, дошло до логического завершения. Еврокомиссия постановила оштрафовать компанию на 297 млн долл за нарушение европейского антимонопольного законодательства. В ходе расследования было установлено и доказано, что в период с 1996 по 1999 гг Heineken "поделила" пивной рынок Голландии с двумя другими "игроками" – компаниями Grolsch и Bavaria. Участники сговора установили фиксированные цены, которые оказались "неприлично" высокими. Штрафы для Grolsch и Bavaria оказались не такими "впечатляющими" – 42,88 млн долл и 30,96 млн долл соответственно. Свое решение еврокомиссары объяснили тем, что главным " заводилой" в этой истории были представители Heineken. "Раздел пивного рынка между отдельными производителями совершенно недопустим и является незаконным. Управляющие этих компаний знали об этом", - сказала представитель Евросоюза по антимонопольной политике Нили Кроэс.

А вот четвертому участнику картельного сговора на пивном рынке в Голландии – компании InBev – удалось избежать штрафов. Представители компании активно, видимо, решили сотрудничать с еврокомиссарами, чтобы избежать возможных штрафов в размере 10 проц от совокупного годового оборота компании.

О том, что четыре вышеупомянутые компании фактически разделили между собой пивной рынок Голландии и навязали потребителям искусственно завышенные цены, представители Еврокомиссии заявляли еще осенью 2005 года. "Участники картельного сговора согласовывали между собой цены, занимались разделом рынка, обсуждали конкретные условия с конкретными покупателями и обменивались друг с другом рыночной информацией", - заявил тогда пресс-секретарь Еврокомиссии Джонатан Тодд. Он подчеркнул, что к таким выводам еврокомиссары пришли после того, как в течение продолжительного времени изучались схемы поставок и ценообразования на пиво в супермаркетах, кафе, отелях и ресторанах. Тогда же было заявлено, что если вина пивоваров будет доказана, то им грозит самое жесткое наказание, а именно штраф в размере 10 проц от совокупного годового оборота.

Ранее Еврокомиссии в подобных случаях установления фактов ценового сговора ограничивалась более мягкими наказаниями. Так в 2000 г за картельное соглашение на бельгийском рынке пива в 1993-1998 гг несколько пивоваренных компаний, включая все ту же InBev, были оштрафованы на 114 млн долл в Бельгии и на 561 тыс долл в Люксембурге. Кроме того, в октябре 2004 г европейские власти оштрафовали за сговор французскую Danone и опять же Heineken на 3 млн долл. Штраф последовал за нарушение, совершенное в 1996 г. Тогда Danone через пивзавод Brasseries Kronenbourg контролировала 40 проц рынка Франции, а Heineken – 30 проц.

В России пивной рынок является одним из самых быстро растущих сегментов экономики, и здесь так же ведется серьезная конкурентная борьба между производителями. Похоже, в Европе пивоваренный рынок настолько устоялся и доли на нем поделены между крупными игроками, что для извлечения дополнительной прибыли выгодней стало договариваться, чем воевать.

В России частные пивоваренные компании фактически стартовали с "нулевой отметки" /в СССР был дефицит пива, а за "Жигулевским" с утра выстраивались очереди/. В конце 90-х гг, когда Heineken занимался своими "махинациями", российский пивной рынок увеличивался в объеме, достигнув к 1999 г темпов роста в 33 проц. Затем наступила стагнация. Однако в 2006 г рост рынка пива в РФ составил 9 проц, что выше показателей роста экономики страны в целом. По мнению экспертов, российский рынок пива имеет потенциал роста еще на 15-20 проц. В настоящее время РФ находится лишь на 30 месте в мире по потреблению "хмельного" напитка на человека в год – 67 л. В то же самое время среднеевропейский показатель составляет 80 л. Такое соотношение позиций подтверждает прогнозы о неплохих перспективах пивного рынка РФ.

Между тем, в стране не утихают дискуссии социального толка о вреде пива применительно к здоровью нации. Действительно, пиво является одним из самых "демократичных" напитков в РФ из-за относительно невысокой цены – 13-15 руб за бутылку/0,5 л/. Возможно, низкие цены – одно из конкурентных преимуществ производителей пива перед другими производителями алкогольной продукции. Депутаты Госдумы намерены исправить ситуацию. Ко второму чтению подготовлен законопроект, предполагающий увеличение в 2008-2010 акцизов на пиво в 5-6 раз. Суть состоит в том, что народные избранники хотят устранить положение, согласно которому акциз на слабоалкогольные коктейли в 5-6 раз выше, чем на пиво, хотя оба напитка находятся в одном сегменте рынка.

Нетрудно предположить, что цены на пиво вырастут. Что может приобрести покупатель по цене 10-15 руб за поллитра слабоалкогольной продукции? Скорее всего, только сивуху или "коктейль" сомнительного свойства и опасного для здоровья.

Итак, для российских пивопроизводителей сегодня важнее объединятся в "корпоративное братство" под угрозой ужесточения правил на рынке. А время картельных сговоров в России еще не пришло. Недавно глава Федеральной антимонопольной службы /ФАС/ Игорь Артемьев заявил, что сегодня налицо "высокая степень конструктивности в сотрудничестве ФАС РФ и Союза российских пивоваров в различных аспектах антимонопольного и рекламного законодательства". Что называется, бойтесь, "картельщики"…

ПРАЙМ-ТАСС, www.prime-tass.ru

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.