«Гарантийные обязательства» – в налогах

25.04.2007
Просмотров: 1362

Сейчас сложно найти компанию, которая не дает гарантию на произведенную продукцию. Более того, столь почетную обязанность все чаще стали принимать на себя и продавцы товаров.

Сейчас сложно найти компанию, которая не дает гарантию на произведенную продукцию. Более того, столь почетную обязанность все чаще стали принимать на себя и продавцы товаров. Не так давно представители Минфина поставили точку в споре о том, под какой режим налогообложения подпадают такие операции, как бесплатное техническое обслуживание. Итак, ни о какой «вмененке» не может быть и речи, а значит, пришло время разобраться с общими налогами.

Информация к размышлению

За продажу товара ненадлежащего качества продавец несет ответственность, которая установлена главой 30 Гражданского кодекса, а также Законом от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В связи с этим покупателю, как правило, предоставляется гарантия на товар, установленная договором. В нем указывают срок, в течение которого фирма обязана бесплатно починить товар в случае поломки. Но даже если в документе нет соответствующего пункта или не заключалось само соглашение, то это вовсе не означает отсутствия гарантии. Потребитель все равно имеет право на возмещение ущерба (п. 1 ст. 470 ГК) и устранение поставщиком выявленных недостатков. И тут возникает вопрос: у продавца (или изготовителя, в зависимости от того, кто взял на себя гарантийные обязательства) расходы по ремонту будут учитываться в рамках «вмененки» или общего режима?

Ответить на него уже довольно давно пытаются чиновники Минфина. Так, в последнем из писем (от 19 февраля 2007 г. № 03-11-04/3/49), посвященных данной проблеме, финансисты указали, что только платные услуги по ремонту и техническому обслуживанию подлежат переводу на ЕНВД. А гарантийный ремонт, за который деньги не берутся с покупателей, не подпадает под действие единого налога на вмененный доход (при всем при том, что в прошлом году финансисты высказывали совершенно противоположное мнение в письме от 25 августа 2006 г. № 03-11-04/3/387).

Правда, все же в конце 2006 года финансовое ведомство выпустило разъяснение, отменяющее прежние письма по вопросам налогообложения гарантийного обслуживания. При этом специалисты главного финансового ведомства заявили, что если за оказанные услуги платит потребитель, то фирма вправе перейти на ЕНВД. Однако это противоречит определению гарантии по гражданскому законодательству.


Гарантия – в резерве 

Затраты на произведенный гарантийный ремонт относятся к прочим расходам. На это прямо указано в подпункте 9 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Причем они уменьшают базу по налогу на прибыль в том периоде, в котором фактически были произведены работы. Что подтверждается письмом Минфина от 19 января 2007 г. № 03-03-06/1/16.

Тот же пункт 1 статьи 264 Налогового кодекса позволяет создать резерв расходов по гарантийному ремонту, правда, только тем компаниям, которые применяют метод начисления. Резерв необходим для того, чтобы оградить фирму от возможного убытка, если затраты по ремонту вылились в кругленькую сумму. Ведь при единовременном признании расходов может значительно увеличиться себестоимость продукции.

Кроме того, резерв выгодно создавать и по той причине, что из налогооблагаемого дохода удастся исключить затраты на ремонт, который будет произведен позже или который не придется делать вообще.

Согласно статье 267 Налогового кодекса «гарантийный» резерв могут создавать не только производители, но и торговые предприятия, принимающие на себя обязательства по гарантийному обслуживанию реализованных товаров. Как же в таком случае рассчитать размер резерва? Допустим, фирма продает товар, гарантийный срок которого превышает три года. Лимит надо определять по следующей формуле:

 

ПРР = СР : ВПП х ВОП ,

где:

ПРР – предельный размер резерва;

СР – сумма фактических расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие три года;

ВПП – сумма выручки от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного обслуживания за предыдущие три года;

ВОП – сумма выручки от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного обслуживания за отчетный (налоговый) период.

Однако величина резерва в любом случае не должна превышать предела, установленный пунктом 3 статьи 267 Налогового кодекса. Причем этот показатель, впрочем, как и само решение о создании резерва, должны быть прописаны в учетной налоговой политике предприятия.

В бухгалтерском учете фирма вправе самостоятельно определять размер резерва, так как он никем не регламентирован. Вместе с тем для того чтобы облегчить совмещение обоих учетов, лучше придерживаться принципов налогового законодательства. В противном случае придется как минимум вести дополнительные налоговые регистры.

Заметим, что создание гарантийного резерва – это лишь право, а не обязанность фирмы. Следовательно, компания может пренебречь резервом, если его формирование является нецелесообразным. Так, нет смысла его создавать в случае планирования ремонта на начало года или если затраты на него, скорее всего, превысят сумму резерва.


Обойдемся без НДС

Реализация услуг по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока не облагается НДС (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК), при условии не взимается дополнительная плата. Кроме того, льготой по налогу можно воспользоваться только в том случае, если поступления и расходы, связанные с гарантийным ремонтом, будут учитываться отдельно от других доходов и затрат (п. 4 ст. 149 НК). Это же правило распространяется и на стоимость запасных частей к ремонтируемым объектам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в базу по НДС не включаются средства, полученные от фирм-изготовителей для ремонта и технического обслуживания продукции.

Однако есть один нюанс. Сервисные центры, помимо компенсации гарантийных расходов, могут получать от производителей вознаграждение за свои услуги или средства, предназначенные для организации гарантийных работ, остающиеся в их распоряжении. Эти поступления будут облагаться НДС, что подтверждают, например, столичные налоговики в письме от 19 февраля 2006 г. № 19-11/14837.

Текущий же ремонт товаров, который оплачивают потребители, в полном объеме подпадает под налог на добавленную стоимость (письмо ФНС от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886@).

Компания вправе воспользоваться льготой по НДС, только если фактическое выполнение ремонта в период гарантийного срока эксплуатации товаров документально подтверждено. Так сказано в письме Минфина от 27 февраля 2003 г. № 04-03-11/20. В то же время законодательством не установлен пакет документов, удостоверяющий факт оказания услуги. По мнению экспертов журнала «Московский бухгалтер», подтвердить это могут: гарантийный талон, а также договор купли-продажи, паспорт, техническая документация, сервисная книжка и другие бумаги, в которых прописаны обязательства поставщика.

В то же время, воспользовавшись льготой, «входной» НДС по материалам, закупленным для гарантийного ремонта, придется включать в их стоимость. Это требование пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса. Принять же к вычету этот налог можно в полной сумме лишь в том случае, если расходы на гарантийный ремонт не превышают 5 процентов от совокупных затрат фирмы (п. 4 ст. 170 НК). Такие пояснения дали специалисты УФНС по г. Москве в письме от 14 апреля 2005 г. № 19-11/25637.

Зачастую сотрудники фирмы-производителя приезжают к месту гарантийного ремонта. При этом транспортные расходы также несет поставщик. В этом случае стоимость доставки работников необходимо учитывать в расходах в полной сумме, предъявленной транспортной компанией и НДС выделять на счете 19 не нужно.

 

Пример 

ООО «Сфера» производит оборудование. По условиям договора купли-продажи установлен гарантийный срок 1 год. В течение этого времени сотрудники фирмы обязаны выезжать к потребителям для устранения возникших неполадок. Гарантийный ремонт компания производит собственными силами. Стоимость услуг транспортной компании составила 23 600 рублей, в том числе НДС – 3 600 рублей.
Дебет 20 Кредит 60

– 23 600 руб. – учтен расход, связанный с выполнением гарантийного ремонта;

Дебет 60 Кредит 51

– 23 600 руб. – перечислены денежные средства транспортной компании.

При осуществлении доставки сервисным центром производитель оборудования может возместить ему понесенные расходы, непосредственно связанные с проведением гарантийного ремонта. Тогда такие суммы не будут включаться в налоговую базу по НДС.

Г. Марков, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.