При либерализации внешней торговли усилится конкуренция на российском внутреннем рынке

26.04.2007
Просмотров: 1812

Для многих предприятий Нижегородской области это может обернуться разорением. Существуют ли меры, способные защитить экономику региона и страны?

Защита от ВТО

Для многих предприятий Нижегородской области это может обернуться разорением. Существуют ли меры, способные защитить экономику региона и страны?
 
Теряем перспективу

Вступление России в ВТО негативно скажется на работе большинства нижегородских предприятий. Как сообщил заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Сергей Терехов, предварительный анализ готовности региона к вступлению страны во Всемирную торговую организацию показал, что выдержать возросшую конкуренцию со стороны импортных товаров смогут только несколько предприятий. «Среди них те, которые на данный момент реализуются проекты, направленные на повышение конкурентоспособности продукции: Выксунский металлургический и Борский стекольный заводы, «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», «ИнструмРэнд» и несколько других, - перечислил г-н Терехов. - Большинство же отраслей промышленности неминуемо попадут в очень сложную ситуацию».

В первую очередь, это касается нижегородского автомобилестроения. В конце прошлого года областное министерство промышленности и инноваций провело комплексный анализ деятельности 100 поставщиков ГАЗа. Полученные результаты повергли специалистов в шок. Обязательным требованиям Международной рабочей группы по автомобилестроению (организация объединяет практически все автомобильные корпорации мира) полностью соответствовали всего 4 производителя комплектующих. На остальных предприятиях (кстати, являющихся бюджетообразующими для области) не была внедрена даже система менеджмента и качества, соответствующая стандартам ISO.

«Вступление в ВТО окажет негативное влияние и на ряд высокотехнологичных отраслей, например, на приборостроение. Предприятия этой отрасли выживают только благодаря протекционизму государства, - добавил Сергей Терехов. - Под удар попадут и заводы, производящие медицинское оборудование. Их технологическая база давно устарела, вряд ли на ней можно выпустить конкурентоспособный товар».

Разориться может даже химическая промышленность региона, хотя продукция ее предприятий не уступает по качеству импортным аналогам. По словам г-на Терехова, высокие затраты на производство химических продуктов сделают ее неконкурентной по цене. Кроме того, химпром больше других отраслей пострадает от повышения энерготарифов.

Таким образом, вступление в ВТО может привести к тому, что нижегородский регион утратит перспективу своего развития. Государство больше не будет применять тарифное регулирование для защиты ряда товарных рынков. На открытом пространстве придется туго предприятиям малого бизнеса, крупным районным заводам с плохим менеджментом и тем, кто не успеет запустить проекты по совершенствованию качества продукции. Для всех них обещанный переходный период может стать лишь отсрочкой перед неминуемой гибелью. Или последним шансом для спасения.
 
Техника нетарифных мер

«Снижение ставок ввозных таможенных пошлин не оставит беззащитной нашу промышленность. На данный момент у России есть инструменты, компенсирующие уменьшение уровня тарифной защиты», - заверила директор Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ РФ Галина Баландина.

К этим инструментам относится система нетарифных (селективных) ограничений. В мировой практике подобные ограничения применяются в трех видах: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры. Антидемпинговые меры применяются правительством страны, если на ее внутреннем рынке наблюдается рост демпингового импорта. Компенсационные - в случае, если иностранный товар импортируется с применением субсидий. Специальные защитные меры правительство вводит в том случае, когда деятельность импортера наносит или может нанести ущерб национальным производителям, но обвинить поставщика в «нечестных правилах игры» на внутреннем рынке не представляется возможным (иными словами, мера применима в условиях здоровой конкуренции).

Россия использует все три меры нетарифных ограничений с 1998 г. По словам г-жи Баландиной, всего за этот период было применено 15 мер, из них 8 - в отношении Украины. До недавнего времени селективными ограничениями импорта пользовались национальные металлурги, производители продовольственных и кондитерских товаров. Но после того как Россия взяла курс на понижение ввозных таможенных пошлин, они стали применяться уже в массовом порядке.
«Мы понижаем импортный таможенный тариф несколько лет, не дожидаясь вступления в ВТО. Прошедший год в этом отношении, пожалуй, побил все рекорды: ставки таможенных пошлин на иностранное технологическое оборудование по 800 позициям достигли нуля», - напомнила Галина Баландина.
Стремление государства дать возможность промышленникам технически перевооружиться перед вступлением в ВТО привело к искажению нормальных условий торговли на внутреннем рынке. Ставки таможенных пошлин на импортируемые готовые изделия оказались ниже, чем комплектующие материалы и сырье для их производства. Это ударило не только по интересам потребителей, но и стало стимулировать так называемый «серый» импорт. Поскольку поднять ставки пошлин уже не представлялось возможным, ситуация была выровнена при помощи селективных мер защиты.

«Таким образом, мы можем смело заявить, что практика применения защитных мер на открытом рынке у российских производителей уже есть, - заметила г-жа Баландина. - Разумеется, использовать инструмент технического регулирования (коим является система нетарифных ограничений) в качестве метода защиты внутреннего рынка неправильно, если уж мы следуем курсу вступления в ВТО. Но разве у России есть другой выход?»
 
Спасайтесь сами

Такой метод защиты внутреннего рынка, как нетарифное ограничение импорта, хорош тем, что его применение абсолютно не противоречит правилам ВТО. Поэтому принятый в 2003 г. Государственной Думой Закон «О специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых мерах при импорте товара» не потребует корректировки в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Тем не менее данные меры могут применяться только с соблюдением двух важных условий.

«Первое условие заключается в том, что нетарифные ограничения не действуют в отношении всех групп ввозимых в страну товаров. Они применяются по конкретному товару, импорт которого наносит ущерб нашим производителям, - отметила г-жа Баландина. - Вторым важным условием является то, что селективные меры не вводятся правительством РФ по собственному усмотрению, а только по инициативе самих промышленников».

Кстати, вышеупомянутый закон предусматривает возможность введения нетарифных ограничений по инициативе МЭРТ РФ, но в российской практике подобных случаев еще не было. Чтобы установить факт ущерба, нанесенного производителю импортером, требуется собрать огромное количество документов, которые отражали бы ухудшение финансово-экономической деятельности «потерпевшего» предприятия (стагнацию производства, сокращение поставок на внутренний рынок или иные негативные показатели). Собственными силами МЭРТ вряд ли соберет такой внушительный пакет доказательств. Бизнесу гораздо легче подготовить и предоставить документы самостоятельно.

По словам Галины Баландиной, после того, как заявка «потерпевшего» попадет в МЭРТ, министерство обязано будет провести расследование и выяснить, действительно ли задеты интересы национального производителя, и только в случае подтверждения такого факта, внесет в правительство РФ предложение о введении защитных мер.

«В законе «О специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых мерах при импорте товара» четко определено, в каких случаях и в каком порядке отечественный товаропроизводитель может обратиться в уполномоченный для проведения расследования орган. Подробно описанная процедура расследования позволит исключить субъективизм сотрудников, проводящих его, а в случае их халатности, отстоять интересы заявителей», - разъяснила г-жа Баландина.
Несмотря на все заверения, производители смотрят в будущее неуверенно. Дело в том, что МЭРТ планирует рассматривать заявления только тех производителей, чья продукция занимает внушительную долю российского рынка. А значит, защищать от импортеров будут лишь промышленных гигантов и предприятия из сфер, где хорошо налажена работа ассоциаций.
 
Сбалансировать тарифы

Для многих отраслей российской экономики тарифная защита - шанс адаптироваться на открытом рынке. Директор информационно-аналитического центра ГК НМЖК Валерий Гужев отмечает, что ставки экспортных и импортных пошлин должны быть сбалансированными между собой.
 
Для масложировой отрасли в переходный период после вступления в ВТО наибольшее значение будут иметь меры тарифной защиты. Сегодня наш бизнес напрямую зависит от пошлин на экспорт и импорт. К примеру, повышение экспортных пошлин на вывоз подсолнечника за границу дало мощнейший толчок развитию отрасли (до этого за границу вывозился почти весь подсолнечник, а российские предприятия несколько лет стояли без сырья).

С 2001 по 2006 гг. отрасль переживала бурный рост. Мы вышли на первое место в мире по производству масложировой продукции, обогнав Украину и Аргентину. Однако с началом либерализации тарифной политики участники рынка стали наблюдать обратный эффект. К примеру, понижение пошлин на ввоз подсолнечного масла негативно сказалось на показателях деятельности ряда предприятий. Такие «перекосы» в тарифной политике препятствуют планомерному развитию отрасли.

Кроме того, на нее влияют и ряд других негативных факторов. Так, укрепление валютного курса рубля по своему воздействию сравнимо с эффектом тарифных «скачков». Дело в том, что ставки таможенной пошлины не корректируются в связи с изменением курса национальной валюты, то есть эффективность тарифной защиты снижается пропорционально укреплению рубля.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы предлагаем введение следующих мер для дальнейшего развития отрасли. Прежде всего, нужно разработать механизмы, исключающие зависимость таможенных ставок от курса национальной валюты. Также имеет смысл перевести расчет адвалорных составляющих в экспортных тарифах на оценку в рублях. И, наконец, необходимо выработать принципы таможенного регулирования рынков сырья и готовых продуктов, используя сбалансированные тарифные меры.
 
Спасение для автопрома

Вступление в ВТО негативно скажется на развитии приоритетной для нижегородского региона отрасли автомобилестроения. О том, какие меры поддержки необходимы участникам рынка, рассказал президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин.
 
Сегодня в автомобилестроительной отрасли существует целый ряд проблем внутриэкономического характера: отсутствует ясная промышленная и налоговая политика и самое главное - выгодная для участников рынка система кредитования. Ситуация усугубляется тем, что таможенный тариф на импортные автомобили в последнее время был существенно снижен. Ценовой разрыв между новыми отечественными и поддержанными импортными автомобилями на данный момент колеблется в пределах 20-30%. К чему привели все эти факторы? Перед вступлением страны в ВТО российский автопром стоит на перепутье: на внутреннем рынке спрос на отечественные автомобили постепенно начинает расти, но этот спрос может быть удовлетворен импортом.

Сейчас 25% продукции ввозится на внутренний рынок России из других стран. Поэтому государству целесообразно ввести ряд мер по ограничению импорта в переходный период. Это, несомненно, положительно скажется на отрасли в целом. Подобные примеры уже были в нашей практике. Так, после введения запрета на импорт автобусов со сроком эксплуатации более 7 лет, на рынке сложились благоприятные условия для работы, и многие наши предприятия вышли на неплохой показатель рентабельности.

Такие страны как Бразилия, Индия, Китай сегодня используют ряд жестких мер по ограничению импорта. Они закрывают границу для импортеров, дают производителю время на освоение нового конкурентного продукта и только потом берут на себя какие-то обязательства. А что происходит у нас? Нам говорят: «Надо вводить в производство двигатели, отвечающие стандартам Евро-2 и Евро-3». Допустим, завтра мы начинаем производить двигатели по стандарту Евро-3, а наша граница остается открытой даже для Евро-0. Таким образом, мы снова окажемся в неравных конкурентных условиях!

В связи с этим мы вносим следующие предложения по мерам государственной поддержки отрасли в переходный период после вступления в ВТО. Во-первых, абсолютное право госзаказа должно быть отдано национальным производителям. Во-вторых, необходимо ввести дифференцированный коэффициент по транспортному налогу на экологичность, а также обязательную сертификацию подержанных импортных автомобилей по системе ГОСТ-Р. В-третьих, мы настаиваем на увеличении срока переходного периода с 7 до 10 лет. Это время необходимо для освоения производства новых продуктов по приобретенным нами лицензиям.

Виктория Шишалова

Источник: Архив: Деловая неделя
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.