Малый бизнес на «большой» дороге

26.04.2007
Просмотров: 1369

Привлекательность транспортной сферы для малого бизнеса вызывает у большинства экспертов большие сомнения. Причиной тому – низкая рентабельность, жесткий прессинг со стороны более крупных конкурентов, отсутствие господдержки.

Привлекательность транспортной сферы для малого бизнеса вызывает у большинства экспертов большие сомнения. Причиной тому – низкая рентабельность, жесткий прессинг со стороны более крупных конкурентов, отсутствие господдержки. С предложениями, как помочь малому бизнесу распутать этот «транспортный узел», выступали участники конференции, проведенной недавно Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России».

Президентская перспектива

Открывший заседание президент «ОПОРЫ» Сергей Борисов заметил, что для возглавляемого им объединения транспортная тема – новая. Однако браться за нее пора, ведь иначе повысить значимость малого бизнеса в транспортном комплексе России в обозримом будущем вряд ли удастся. На сегодня в общей структуре малого предпринимательства транспортники имеют, прямо скажем, невысокую трехпроцентную долю. Между тем за рубежом, сообщил Борисов, малый транспортный бизнес активно участвует в процессах аутсорсинга и субконтрактации. Нам до западных высот как до Луны, однако, по мнению докладчика, некоторую надежду дали слова Владимира Путина, произнесенные им в ходе заседания февральского Госсовета в Волгограде. Напомним, что там глава государства заявил о необходимости перехода со старой – с замкнутым циклом производства – на новую модель организации промышленности, в которой без малых предприятий как промежуточных звеньев просто не обойтись. Затронет эта глобальная реформа и транспортный комплекс, уверен Борисов.

Министерские обещания

Однако президент «ОПОРЫ», будучи человеком здравомыслящим, наверняка понимает, что до полного преобразования промышленной модели еще далеко. Между тем участники рынка уже сейчас жалуются на то, что государство до сих пор не разработало целевой программы поддержки в автотранспортном секторе. По мнению докладчика, препятствуют развитию бизнеса региональные и муниципальные власти, которые однобоко и примитивно подходят к проблемам организации транспортного комплекса. Поэтому, считает Борисов, роль куратора всех долгосрочных проектов в этой сфере стоит доверить Министерству транспорта. Глава этого ведомства Игорь Левитин, по словам докладчика, уже заявил о готовности чиновников определить для бизнеса единые правила игры на рынке, а к участию в программах развития транспортного комплекса будет приглашено большое число малых и средних предприятий. «Это очень существенно, ведь на сегодня программу поддержки малого бизнеса осуществляет лишь Минэкономразвития. Впрочем, мы надеемся, что в скором времени правительство примет-таки постановление, согласно которому все федеральные министерства, в том числе и Минтранс, будут обязаны отвечать за развитие малых фирм в подведомственных им сферах», – отметил Борисов.

Бизнес без переделов

Заместитель министра транспорта Евгений Москвичев не стал отнекиваться от перспективы сотрудничества с малым бизнесом и заявил, что на первое полугодие уже запланировано подписание соответствующего соглашения с «ОПОРОЙ». Наша основная совместная задача, согласился он с Борисовым, определить прозрачные правила игры в транспортном секторе. Помочь этому процессу, по мнению Москвичева, должен Устав об автомобильном транспорте, который уже прошел первое чтение в Госдуме, а также федеральный закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения», одобренный правительством в конце марта. Последний документ призван отрегулировать взаимоотношения между властью и перевозчиками. В результате принятия этого закона, убежден замминистра, условия их сотрудничества не будут меняться после избрания нового мэра или губернатора. «Передела собственности быть в таких ситуациях не должно», – заявил он. По словам Москвичева, Минтранс, наконец, пришел к пониманию того, что малый транспортный бизнес нуждается в господдержке, ведь до сих пор небольшие фирмы жили и развивались, уповая исключительно на собственные силы и средства. Более того, чиновник привел конкретный пример с Московской областью, где предприниматели за 2006 год сами вложили в автомобильную отрасль более двух с половиной миллиардов рублей. Представитель Минтранса сделал и еще одно громкое заявление. Так, по его убеждению, в недалеком будущем малый и средний бизнес будет обеспечивать 90 процентов грузовых автоперевозок и 50-60 процентов пассажирских. Но для этого всем, в том числе и «ОПОРЕ», необходимо задействовать все ресурсы и «продавить» принятие упомянутого федерального закона Госдумой во втором чтении до конца 2007 года, ненавязчиво сагитировал присутствующих Евгений Москвичев.

Дела придорожные

Особое внимание чиновник уделил и грядущим изменениям на обочинах автомобильных дорог, которые также помогут увеличить пропускную способность трасс и повысить безопасность дорожного движения. В первом квартале текущего года уже была проведена проверка на соответствие нормативным требованиям пересечений, примыканий, съездов и въездов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Без нарушений, по словам докладчика, конечно же, не обошлось. Теперь в планах Минтранса значится разработка нормативных документов, определяющих съезды с автодорог, а также равномерное расположение автозаправочных комплексов вдоль автотрасс федерального значения. «Придорожная полоса должна работать, а каждая автодорога в уже в текущем году получит генеральный план придорожной инфраструктуры, который будет согласован с городскими властями», – заявил Москвичев. Принятые меры, по его мнению, позволят сократить издержки малых фирм, связанные с задержками и поломками, а значит повысить общий уровень конкуренции на рынке.

«Нищие» и «воры»

Куда меньше оптимизма уловили присутствующие при выступлении президента Российского транспортного союза Виталия Ефимова. Он сосредоточился на проблемах грузового автотранспорта, коих немало. Главная из них – низкая производительность труда, связанная с использованием примитивных технологий эпохи 50-х годов прошлого века. Владельцы предприятий не могут себе позволить внедрять прогрессивные методы из-за недостатка финансов. Добросовестных перевозчиков банально не пускают трудиться на локальных территориях местные конкуренты, которые договариваются между собой и устанавливают демпинговые цены. Бороться с этим явлением возможно, лишь расширив спектр предлагаемых автотранспортниками услуг, но этим, по словам Ефимова, сейчас вообще никто не озабочен.

Задав аудитории наболевшие вопросы, президент Союза сам же стал на них отвечать. Он логично призвал коллег повысить производительность труда каждой транспортной единицы минимум в два раза. «Столь незначительный рост позволит увеличить объемы прибыли в 3-4 раза», – авторитетно заявил Ефимов. Однако добиться такого подъема без участия и заинтересованности государства, добавил он, невозможно. Дело в том, что в изменениях нуждаются административные, экономические, ценовые методы регулирования отрасли, а также инфраструктура. У нас так сложилось, рассуждал эксперт, что дорога – это лента с заправками вдоль нее, но на самом деле это не так. «Это самый настоящий цех, в котором работает автомобилист, – убеждал В. Ефимов собравшихся. – В нем должны присутствовать технологические системы, обеспечивающие высокую производительность труда. Если мы не изменим своего отношения к дороге, 400 тысяч автотранспортных малых предприятий так и останутся либо нищими, либо ворами».

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.