Исторический памятник (…или Открытие "Купеческого")

14.05.2007
Просмотров: 3697

В старом здании завода Колчина - Курбатова расположился ресторан "Купеческий"

26 апреля вновь распахнул свои двери известный нижегородский ресторан "Купеческий". Правда, сейчас русский ресторан расположился в доме, известном всем, кто интересуется историей города, как завод Колчина-Курбатова. Этот дом – некогда знаменитое в Поволжье и крупнейшее в городе промышленное предприятие. В день открытия "Купеческого" зданию исполнилось как раз 150 лет. До наших дней немногое уцелело от старых заводских построек, находящихся на государственной охране в качестве памятника истории, архитектуры и градостроительства регионального значения.

Открытие "Купеческого" ознаменовалось символическим перерезанием красной ленточки, после чего все гости смогли оценить масштабы реконструкции старого здания. Здесь больше ничто не напоминает о заводе, цехах и рабочих. Традиционная для "Купеческого" лепнина и теперь украшает здание. Итальянская плитка, изящная мебель и люстры из кристаллов Сваровски даже производят ощущение роскоши. Елена Борисычева, директор ООО "Рестораны Борисычевой", провела экскурсию по залам ресторана, каждый из которых ориентирован на разные вкусы потенциальных посетителей. Например, зеленый зал практически не оформлен, так что гостю предоставляется возможность украсить его по своему вкусу.

Ну и, конечно, какой же праздник в "Купеческом" без возможности изготовить настойку по своему рецепту. Что и не преминули сделать представители СМИ после экскурсии. Через месяц можно прийти в ресторан и продегустировать настойки.

Завершающим элементом программы был пресс-ланч из эксклюзивных блюд, приготовленных шеф-поваром "Купеческого" Виктором Смирновым.

Немного истории

История завода восходит к середине XIX столетия, когда на Волге началось бурное развитие пароходного сообщения. Новому виду транспорта требовались значительные поставки паровых машин и специального судового оборудования. В апреле 1857 года сразу несколько предпринимателей предложили основать механические заводы с целью ремонта и оснащения речных пароходов. Среди этих промышленников были московский купец 2-й гильдии Иван Савельевич Колчин и краснослободский купец 1-й гильдии, Почетный гражданин Нижнего Абрам Лукич Ненюков. В результате трехкратных торгов они получили рядом расположенные участки земли.

Проект будущего завода – "механического заведения с судостроительной верфью" – И.С. Колчин заказал архитектору Николаю Ивановичу Ужумедскому-Грицевичу, который спроектировал заводские корпуса с пароходной пристанью. Строительство началось 26 апреля 1857 года. Судя по архивным чертежам, первоначальная заводская территория составляла лишь центральную часть современного комплекса. Каменные корпуса располагались по ее периметру с северной, восточной и южной сторон.

Постепенно завод Колчина переходит от мелких ремонтных работ к сборке пароходов, прибывающих из-за границы в разобранном виде, а затем – к самостоятельному их строительству. Возникла необходимость расширения заводской территории. В 1859 году владелец выкупил соседний участок земли, а в 1861 году по проекту инженера-архитектора Роберта Яковлевича Килевейна приступил к строительству новых корпусов в восточном направлении от основной заводской территории. В 1860-е годы на заводе имелась одна паровая машина и 28 станков, в цехах и мастерских работали около 300 человек.

Дальнейшее развитие завода шло в западном направлении. В 1867 году в северо-западном углу старой территории по проекту Р.Я. Килевейна строится здание заводоуправления. Архитектор принял на себя и надзор за его строительством.

Выдающимся завод сделал знаменитый ученый, русский механик-судостроитель Василий Иванович Калашников, реформатор речного флота. В 1872 году в возрасте 22 лет Калашников построил первую паровую машину новой конструкции – "компаунд", опередив в этой области ведущие иностранные судостроительные фирмы на 14-15 лет.

В 1874 году завод И.С. Колчина оценивался в 43500 рублей серебром. Недвижимость включала в себя "домов три, из которых один деревянный, а два каменные: все несмежные, на 34,5 саж., 1-й и 2-й дома двухэтажные, с мезонинами, в 13 окон по лицу. Флигеля нет. Службы – каменные, где помещается фабрика и чугунно-литейное заведение, а также караулка у берега, ветхая, деревянная". После смерти И.С. Колчина в январе 1877 года по духовному завещанию все его состояние перешло к Устину (Иустину) Саввичу Курбатову. При У.С. Курбатове на заводе продолжался рост производства, внедрялись технические новшества. В 1879 году там был установлен (впервые в провинции!) электродвигатель системы Яблочкова, обеспечивший освещение цехов и заводского двора.

На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве продукция завода была удостоена золотой медали "за развитие судостроительного дела на берегах реки Волги и за отличное выполнение пароходных машин согласно современным требованиям русского речного судоходства".

При У.С. Курбатове выросла и заводская территория. Судя по генпланам 1873 и 1881 годов, заново была отстроена западная часть крайнего северного корпуса, были продолжены линии заводских корпусов с запада и северо-востока. В результате завод превратился в непрерывную цепь корпусов и строений различного назначения. 25 июля 1885 года У.С. Курбатов скончался в возрасте 57 лет, оставив своим наследникам – племяннику Василию Петровичу Курбатову и племяннице Ольге Петровне Карповой, детям ранее умершего брата, состояние в 2 млн. рублей. 30 ноября 1885 года завод вместе со всеми домами и строениями официально перешел в руки О. П. Карповой. Недвижимое имущество оценивалось в 84 тыс. рублей. Предприятие стало называться "Судостроительный механический завод Торгового дома "У.С. Курбатова наследники". Продукция механического завода "У.С. Курбатова наследники" была удостоена высшей награды Казанской выставки 1890 года Почетного отзыва. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде "за широкое развитие постройки пароходных машин и котлов и за постоянное их усовершенствование" завод также был отмечен высшей наградой – правом изображения Государственного герба. В 1892 году пятнадцатилетним учеником слесаря на завод пришел П.А. Заломов – активный участник революционного движения, поднявший красное знамя во время знаменитой демонстрации сормовских рабочих в 1902 году.

С технической стороны Курбатовский завод был оборудован прекрасно. Но при этом было очевидно, что здания, в которых он расположен, оставляли желать много лучшего в смысле удобства расположения, света и простора. После Октябрьской революции 1917 года завод был национализирован и передан Нижегородскому правлению водного транспорта Волжского бассейна. За период с 1918 по 1920 год заводчане вооружили, переоборудовали и отремонтировали до 30 боевых единиц Волжской военной флотилии. 24 апреля 1923 предприятию присвоили имя В.И. Ульянова. Фабричная слобода стала именоваться Красной.

В 1926 году в Нижнем Новгороде наблюдался небывало высокий паводок, затопивший улицу Рождественскую, мостовые Нижневолжской набережной и территорию Курбатовского завода. Наводнение и отсутствие заказов поставили предприятие под угрозу закрытия. Но завод сумел выстоять, а с 1930 года он стал учебной базой № 1 Нижегородского Автозаводстроя, где обучали профессиям станочников и слесарей, литейщиков и кузнецов.

За время существования завода его здания и сооружения в большинстве своем неоднократно перестраивались и во многом утратили свой первоначальный облик за счет частичной переделки фасадов. На заводской территории появились постройки советского периода.

В начале 1950-х годов здание рассматривалось как памятник истории, о чем 29 декабря 1950 года был составлен акт, а 5 января 1951 года – охранное обязательство. При этом указывалось, что здание может быть использовано только под заводоуправление, с проведением ежегодного текущего ремонта.

В 1957 году на проспекте Гагарина началось строительство новых корпусов завода имени Ульянова, и в 1964 году предприятие освободило свои прежние площади.

В настоящее время здание заводоуправления (Красная слобода, 9, литер Д) включено в государственный реестр объектов культурного наследия как памятник истории, связанный с тем, что на Курбатовском заводе был создан первый в городе марксистский кружок. При этом связь объекта с именем В.И. Калашникова никак не отражена... Кроме того, на государственную охрану в качестве архитектурных памятников взяты служебные здания – общежитие для рабочих в юго-восточной части Курбатовского завода (Красная слобода, 8, литер А) и служебные здания в западной части заводского комплекса (Красная слобода, 9, литеры В, В1).

В 1989 году по заказу Горьковского филиала Научно-исследовательского института "Импульс" было проведено историко-архитектурное исследование комплекса бывшего Курбатовского завода. В 1999 году памятник перешел в собственность ООО "Континент-Сервис". Здесь разместились кондитерское и мебельное производства, склады, ресторан, бильярдная. Были проведены строительные работы, переустроены внутренние помещения. Практически полностью была утрачена жилая застройка бывшей Фабричной слободы, частично еще сохранявшаяся в 1989 году.

Валерия Златокрылова

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.