Гребущие по волнам

15.01.2008
Просмотров: 1962

Руководитель единственной в России компании по проектированию колесных судов Евгений ФАЛЬМОНОВ и гендиректор ГК "ГАМА" Дмитрий ГАЛКИН предлагают российскому рынку водного туризма новые типы колесных гребных судов.

Руководитель единственной в России компании по проектированию колесных судов "Архитектурное и техническое проектирование" Евгений ФАЛЬМОНОВ и гендиректор ГК "ГАМА" Дмитрий ГАЛКИН предлагают российскому рынку водного туризма новые типы колесных гребных судов. Они расширят сегмент использования мелеющих рек для туристических, пассажирских и грузовых перевозок и, в частности, могут успешно эксплуатироваться в Московско-Окском речном бассейне.

В советское время речной пассажирский флот создавался в расчете на искусственное поддержание глубин и габаритов судового хода, рассказывает Евгений Фальмонов. Поскольку в наши дни глубины меньше, новый флот необходимо строить с учетом естественных природных условий и требований безопасности плавания. Опыт показывает, что самым эффективным движителем для мелководья являются гребные колеса. Их гидродинамические преимущества доказаны на практике. Кроме того, колесные суда не требуют большой глубины, их осадка может не превышать 1/5 — 1/4 диаметра колеса.

До 1984 г. по популярной “кругосветке” Нижний Новгород — Волга — Москва — Ока, единственному речному кольцевому маршруту России, еще ходили колесные пароходы, но сейчас они уже списаны. Новые теплоходы типа “Сергей Есенин”, сделанные в Австрии, малопригодны для этой линии, так как их осадка и габариты не дают возможности проходить под столичными мостами. В 1989 г. Минречфлота СССР попытался возродить маршрут и провел конкурс на проект нового мелкосидящего флота, но из-за перестройки эта инициатива не была реализована.

“Современное состояние пассажирского судоходства по Оке не может быть признано удовлетворительным, — считает Дмитрий Галкин. — Гарантированные глубины не превышают 1,6 м, а крутые перекаты требуют от судов повышенной управляемости. Кстати, рек с подобной глубиной в России немало. Их общая протяженность 60 тыс. км, но использование этих водных путей совсем не пропорционально их количеству. В то же время географическое расположение Оки, ландшафт, обилие памятников истории, берега без промышленных гигантов и русло без рукотворных морей создают все условия для возобновления и развития речного туризма в Московско-Окском бассейне”.

Без руля
 
Несколько лет назад Евгений Фальмонов получил российский патент на колесный движительно-рулевой комплекс (КДРК). Если опустить технические подробности, то КДРК представляет собой два кормовых гребных колеса с независимо управляемым приводом и устройством подъема-опускания. Новизна конструкции заключается в совмещении движителя и органа управления при отсутствии традиционных рулей. Такой проект разработан впервые в мировой судостроительной практике.

На основе КДРК возможно создание пассажирских и грузовых судов, обеспечивающих высокие эксплуатационные показатели в сложных судоходных условиях Оки. Используя данное техническое решение, Фальмонов разработал инновационный проект туристического колесного теплохода “Золотое кольцо”, соответствующего всем требованиям и ограничениям мелководной “кругосветки”. Эскизный проект судна прошел рассмотрение в Российском речном регистре, и в настоящее время разработка находится в стадии технического проектирования.

Без шума и пыли

Основные характеристики трехпалубного “Золотого кольца”: габаритная длина — 82 м, ширина — 12,5 м, расчетная осадка — 1,25 м. Одной из особенностей судна является малый надводный габарит 8,6 м; для прохода под мостами все высокие конструкции (сигнальная мачта, леер, дымовая труба) выполнены заваливающимися, а шлюпочное устройство размещено в корме на уровне главной палубы. Оптимальная скорость до 20 км/ч достигается работой экономичной энергетической установки, и расходы топлива сокращаются на 30% по сравнению с эксплуатацией винтовых судов.

У “Золотого кольца” много преимуществ по сравнению с существующими неколесными теплоходами. Колесник может пройти по извилистому фарватеру, преодолеть речные перекаты и мели. Любопытно, что судно “самоснимается” с мели, опуская гребные колеса на дно в режиме грунтозацепов, а пассажиры легко сходят на берег по специальному трапу при подходе носом к необорудованной стоянке. Повышенная маневренность и эффективная управляемость на переднем и заднем ходу придают теплоходу устойчивость при боковом ветре, для этого в носовой части предусмотрено подруливающее устройство. Проработана возможность одновременного шлюзования с судами, имеющими ширину 16,5 м. Отсутствие выступающих деталей в подводной части корпуса дает возможность осмотреть и отремонтировать судно без докования и увеличить сроки между доковыми освидетельствованиями.

В проект “Золотого кольца” заложены новейшие разработки по защите водной и воздушной среды от загрязнения. Для переработки стоков на судне установлена станция очистки сточных вод. Для снижения химического и теплового загрязнения окружающей среды — системы утилизации тепла отработанных газов и охлаждения дизелей. Для переработки сухого мусора — котел-исенератор.

Несмотря на небольшие габариты, на судне предусмотрена развитая инфраструктура для туристических и деловых круизов. На палубах размещены конференц-зал, обзорный салон, ресторан, бар, запроектирован пассажирский лифт. На крыше оборудуется солярий со стеклянным ограждением для ветрозащиты. Пассажирские каюты разных категорий, включая люкс и VIP, находятся на всех палубах. При двухместном размещении каюты рассчитаны на 172 человека, а при использовании мест второго яруса — на 212. В каютах — обязательные санблоки и трансформируемая мебель собственной конструкции.

“Золотое кольцо” может использоваться круглогодично. Усиленная изоляция помещений дает возможность использовать его зимой в качестве гостиницы.

Почти по дну

Проект “Золотого кольца” судостроитель предлагал многим российским туроператорам, но заинтересовался только глава ГК “ГАМА” Дмитрий Галкин. Имея высшее образование по специальности “Электродвижение судов” и оценив преимущества судов с колесным движительно-рулевым комплексом, он стал соавтором Евгения Фальмонова, приняв активное участие в поиске оптимальных планировочных и технических решений. Осенью 2007 г. по договору начата работа над проектом небольшого пасажирского судна “Сура”. В настоящее время технический проект “Суры” готовится к сдаче в Российский речной регистр, и на 2008—2009 гг. запланировано строительство первого судна этой серии.

Трехпалубная “Сура” предназначена для круизов по Московско-Окскому бассейну и малым рекам на предельном мелководье. Судно будет ходить практически по дну реки. Осадка судна около 0,6 м, габаритная длина — 35 м, ширина — 9,8 м, скорость хода до 16 км/ч. Конструкторские и дизайнерские решения позволяют разместить на теплоходе 40 пассажиров в двухместных каютах с санблоками, ресторан, два салона и банкетный зал. “Сура” также оборудуется всеми необходимыми и регламентируемыми судовыми системами. Она, как и “Золотое кольцо”, может самосниматься с мели и высаживать туристов на необорудованный берег.

Построим сами

Заказы на постройку серии теплоходов “Золотое кольцо” и “Сура” ГК “ГАМА” планирует разместить на российских судостроительных заводах, предпочтительнее всего — на нижегородских. По всей видимости, завод-изготовитель определится после проведения тендера. Строительство одного “Золотого кольца” ориентировочно обойдется в 300 млн руб., “Суры” — в 30 млн руб. По расчетам, для финансирования проектов будут привлечены банковские кредиты. А ориентировочный объем инвестиций в проект создания этих судов составляет около 2 млн евро.

Если созданием мелкосидящего флота заинтересуются инвесторы и туроператоры, возможно организовать серийное производство этих судов. В таком случае себестоимость одного судна будет ниже постройки единичных экземпляров.

“В реализации инновационного проекта по созданию колесных судов должны участвовать и госструктуры, — убежден Дмитрий Галкин. — Для продвижения круизного турпродукта на мировой рынок строительство колесников целесообразно включить в федеральную программу “Модернизация транспортной системы России на 2009—2020 гг.”. Ведь применение КДРК открывает возможность создания эффективного флота для Московско-Окского бассейна с глубинами 0,5 — 1,5 м. Колесные пароходы ходили по Волге до начала 90-х годов ХХ века, с их помощью осуществлялся большой объем пассажирских и грузовых перевозок. Самые известные суда — “Володарский”, “Спартак”, “Память Азина” и “Урицкий” — эксплуатировались на Волге по 90 лет. К сожалению, сейчас эти суда утилизированы, хотя были планы сохранить часть из них в качестве плавучих музеев. Любопытный факт: по американской реке Миссисипи курсирует винтовой теплоход Qween of America с бутафорскими гребными колесами, которые придают круизам дополнительную туристическую привлекательность”.

СПРАВКА. Евгений Фальмонов родился в 1946 г. в Горьком в семье волжского капитана колесного буксира. Окончив корфак Горьковского политеха, работал конструктором в ЦКБ “Вымпел” и НПО “Судоремонт”. По собственной инициативе занимался тематикой колесного флота. С середины 90-х сотрудничал с Красноярской судоверфью; его технические решения использованы при создании колесного парома для сибирских переправ. Является автором 12 промобразцов и 8 изобретений в области судостроения и трансформирования мебели. В настоящее время занимается бизнесом в области судового проектирования, в 2006 г. основал компанию “Архитектурное и техническое проектирование”. Является главным конструктором ГК “ГАМА”.

Елена БОРМАТОВА, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.