Не хватает футов под килем

21.01.2008
Просмотров: 2372

На шести базах технического обслуживания флота Волжского пароходства, а также дочерних предприятиях пароходства — заводах “Борремфлот” и “Память Парижской Коммуны” продолжаются судоремонтные работы.

В значительной своей части великая русская река Волга скована льдом. На шести базах технического обслуживания флота Волжского пароходства, а также дочерних предприятиях пароходства — заводах “Борремфлот” и “Память Парижской Коммуны” продолжаются судоремонтные работы. Между тем, весна уже не за горами, а значит и начало новой навигации. А пока есть возможность подвести итоги минувшего года.

По словам управляющего директора ОАО “Судоходная компания “Волжское пароходство” Александра Шишкина, навигация прошедшего года была непростой для всех управлений пароходства. В ноябре случилась чрезвычайная ситуация в районе Керченского пролива, обусловленная сильным штормом. В это время в районе Черного и Азовского морей работали 12 грузовых судов Волжского пароходства. Суда не пострадали. Но из-за длительного шторма в Керченском проливе, несколько судов пароходства не смогли пройти через закрытые шлюзы Волго—Донского канала и вынуждены были встать на зимнюю стоянку в южных портах Волжского бассейна. Навигация закончилась позже обычных сроков, длительность ее составила 237 дней.

Как и в прошлом году, на реках, водохранилищах, озерах и прибрежных морских водах страны работали около 180 речных судов управления внутренних грузовых перевозок пароходства. Всего перевезено 5,5 млн тонн грузов, грузооборот составил 8 млрд т/км (прирост — 20 процентов). Номенклатура грузов не изменилась, основными остались: металл, сера, удобрения, промышленное сырье, строительные грузы.

Продолжают навигацию теплоходы смешанного “река-море” плавания, работающие круглый год на международных перевозках. Круглогодично 49 судов “река-море” плавания выполняют перевозки грузов в бассейне северных и южных морей Европы и европейского побережья Атлантики.

За 11 месяцев 2007 года судами управления международных грузовых перевозок перевезено 1,6 млн тонн грузов, грузооборот составил 3,3 млрд т/км. Среди грузов традиционно ведущие позиции занимают лес, удобрения, зерновые, металл.

При этом, второй год теплоходы “река-море” плавания работали в Баренцевом и Белом морях, в суровых условиях северной навигации. В этих краях сейчас идет освоение нефтяных и газовых месторождений, строительство нового нефтяного терминала. В порт Дресвянка доставлялись в основном генеральные грузы, в Варандей — строительные. В этом году впервые был заключен контракт на перевозку грузов в порт Харасавей на западном побережье полуострова Ямал. Таким образом, волжские суда вышли в Карское море.

По словам Александра Шишкина, несмотря на трудности объемы перевезенных грузов остались на уровне прошлого года, в целом по итогам 11 месяцев 2007 года перевезено более 7 млн тонн грузов. Увеличились качественные показатели работы флота — грузооборот составил почти 11,2 млрд т/км, что на 13,5 процента больше, чем в прошлом году. От коммерческого использования транспортного флота было получено 3,489 млрд рублей доходов, с себестоимостью 3,228 млрд рублей, в том числе от работы транзитного флота внутреннего плавания 1,690 млрд рублей, флота международного плавания 1,198 млрд рублей и пассажирского флота 601 млн рублей. Таким образом, рост доходов к отчету 2006 года составил 408 млн рублей, расходы возросли на 204 млн рублей. А валовую прибыль от использования флота компания ожидает в размере 261 млн рублей.

Всего на перевозках по рекам и морям работали 270 грузовых и пассажирских судов пароходства, в том числе 38 пассажирских теплоходов. Теплоходами Волжского пароходства в минувшем году было перевезено 618 тысяч пассажиров, что на 28 процентов больше, чем в 2006 году. Увеличение связано с ростом пассажиропотока на местных и пригородных маршрутах, также увеличилось число туристов на прогулочных теплоходах “Отдых” и “Москва”. Всего на трех прогулочных теплоходах отдохнули более 70 тыс. человек.

Нельзя не упомянуть и о происшествиях, сопутствовавших прошедшей пассажирской навигации. Летом 2007 года произошло два происшествия с пассажирским туристическим теплоходом “Рылеев” на маршрутах Нижний Новгород—Санкт-Петербург и Нижний Новгород — Соловецкие острова. Туристическая фирма “Волга—Флот—Тур”, в аренде которой находился теплоход, вернула всем пострадавшим туристам деньги за неоказанные услуги в соответствии с действующим законодательством. Теплоход “Рылеев”, в этом году отметивший 50-летний юбилей, после окончания навигации был выведен из эксплуатации.

Трагический случай по причине пожара произошел на пассажирском теплоходе “Михаил Калинин” во время судоремонта. Погиб один человек. Огнем уничтожены и повреждены внутренняя отделка кают, коридоров, служебных помещений. “Руководством компании принято решение о восстановлении теплохода. Планируется серьезная переделка интерьера, будем делать теплоход четыре “звезды” международного класса”, — сообщил на недавней пресс-конференции председатель совета директоров компании Ришат Багаутдинов.

Отвечая на вопросы журналистов, управляющий директор ОАО “Судоходная компания “Волжское пароходство” отметил: “Уже второй год мы наблюдаем на рынке нехватку речного тоннажа, можно было бы увеличивать объемы, но даже если строить корабли, то все равно встает вопрос развития внутренних водных путей. По-прежнему узкими местами на Волге остаются Городец и Волго-Балт, где не помешало бы построить вторую ветку канала. Но здесь трудно что-либо сделать без кардинального вмешательства федерального правительства. Неудовлетворительное состояние внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений препятствуют эффективному использованию флота. Провозная способность грузового флота компании используется не в полную меру. В 2007 году потери по флоту пароходства от недогруза и простоя в ожидании достаточного уровня воды для прохода по участку Нижний Новгород — Городец за навигацию составили 75 млн рублей, в том числе от недогруза — 41 млн рублей. Всего по пароходству потери в навигацию составили 275 млн рублей”.

Что касается пополнения флота новыми судами, то генеральный директор ОАО “Волго-Балтийская компания” (компания “Волжское пароходство” и ОАО “Северо-Западное пароходство” находятся под управлением Волго-Балтийской компании) Игорь Тонковидов сказал: “ В прошлом у нас была соответствующая программа, мы строили суда типа “Русич”, сейчас она подходит к концу. У менеджмента компании есть желание развивать морской бизнес. Мы подписали контракт на строительство новой серии судов с китайской верфью. Заказчиком первых 4-х судов выступило ОАО “Северо-Западное пароходство”. Эти суда будут поставлены в 2009 году. Контракт подписан на 10 судов. Это суда класса морского регистра дедвейтом 5 тыс. тонн, примерно такие же, как и “Русич”, под те же грузовые партии, но более универсальные, экономичные и удобные для морской эксплуатации, особенно на севере. Сумма контракта составила около 80 млн долларов. Стоимость строительства судов в Китае при сопоставимом качестве в 1,5 раза ниже, чем в России, даже учитывая все те преференции, которые наше государство предоставляет российским судостроителям.

Что касается речных судов, то основная проблема их эксплуатации на внутренних водных путях — это сезонность, соответственно срок окупаемости таких судов переваливает за 20 лет. Получить финансирование на такой срок невозможно даже в западных банках. Поэтому мы предложили Минпромэнерго схему лизинга, где судовладельцем может выступать государство в форме ГУПа или лизинговой госкомпании. А судоходные компании будут лизингополучателем. К сожалению, в связи со штатными изменениями в Минпромэнерго рассмотрение этого проекта приостановилось. Но надеемся, что его все-таки рассмотрят.

С пассажирскими речными судами ситуация схожая и даже еще хуже, поскольку срок навигации еще меньше — всего 4 месяца. При этом требования пассажиров растут. Поэтому мы идем по пути улучшения комфортности на имеющихся судах, улучшения интерьера и качества обслуживания, вместе с тем, избавляясь от старого флота. Пока о строительстве новых судов речь не идет. Если заработает в ближайшей перспективе лизинговая схема для грузовых речных судов, то возможно в дальнейшем ее стоит применить и по отношению к пассажирским судам”.

Сергей ПАРШАКОВ, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.