Доходное место

23.01.2008
Просмотров: 1193

В Нижнем активно формируются доходные места - торговые коридоры. Но мнения экспертов неоднозначны: одни уже сегодня насчитали несколько таких коридоров. Другие полагают, что в нашем городе их рост сдерживает нехватка подходящих подготовленных участков.

Где торговля процветать будет: в центре города или в спальных районах?
В Нижнем активно формируются доходные места - торговые коридоры. Но мнения экспертов неоднозначны: одни уже сегодня насчитали несколько таких коридоров. Другие полагают, что в нашем городе их рост сдерживает нехватка подходящих подготовленных участков: настоящие торговые коридоры появятся лишь лет через пять-семь.  
 
Где проходят торговые коридоры

Первым торговым коридором была и остается ул. Большая Покровская, сошлись во мнении все эксперты.

В последние годы в городе сформирован торговый коридор по ул. Белинского, считает директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева. Здесь расположились торговые центры общегородского значения, что вызвало реконструкцию первых этажей домов под магазины. В городе есть и локальные “торговые коридоры” — на пл. Ленина (там, где находятся ТЦ “Аврора” и Нижегородская ярмарка). Основной торговый коридор Заречья — пр. Ленина.

12 торговых коридоров насчитал в нашем городе руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов. По его мнению, кроме вышеназванной Большой Покровки, к ним относятся: пл. Революции — ул. Чкалова, Московское шоссе, пр. Ленина, ул. Коминтерна, ул. Веденяпина, ул. Дьяконова, ул. Белинского, пр. Гагарина в районе Щербинок, Мещерский бульвар, отрезок между улицами Ларина—Кузбасской, а также Казанское шоссе.

Кроме уже сложившихся торговых коридоров — окончания ул. Белинского и площади Революции, близко подходят к понятию “торговый коридор” пр. Ленина, ул. Рождественская, пр. Гагарина (в районе Щербинок), центр Сормова, считает руководитель компании “Финсмарт” Андрей Трубин.

Нижегородская практика

Торговые коридоры образуют транспортные потоки в сочетании с возможностью открытия торговых предприятий (наличие большого количества жилой застройки или пустых участков), считает Вадим Носов. Например, географический центр города приходится на Комсомольское шоссе. Но здесь не образовалось “торгового коридора”: мало кто смог получить участок под застройку вследствие запутанной ситуации с владением землей в этом месте. Другая тенденция — образование локальных торговых зон. Город “задушен” пробками, поэтому в пределах каждого торгового коридора формируется свой полный набор торговых предприятий.

Проходимость и наличие свободных площадок под застройку — ключевой фактор образования торгового коридора, подтверждает Андрей Трубин. Идеальное место — территория вдали от жилых домов, недалеко от автомагистрали и автозаправки. Формирование нового торгового квартала начинается с появления в искомом месте какого-то одного крупного торгового объекта, успешное развитие которого и определяет в дальнейшем появление родственных проектов в непосредственной близости. В Нижнем заметна тенденция смещения торговых кварталов из центра к окраине, ближе к спальным районам.

Все зависит от типа торгового коридора, считает руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области. Те, что рассчитаны на транзитных или приезжих покупателей, мало связаны с жилой застройкой, появляются независимо. Однако остальные разрастаются вокруг жилой застройки или, вернее, в месте, где массовая застройка соприкасается с транспортной магистралью.

По мнению Татьяны Романчевой, жилая и торговая недвижимость живут по разным законам. Торговая недвижимость зависит от формата. Если формат районного ТЦ, он будет опираться на жилую группу: торговый центр не строят там, где нет жителей. Но существуют и другие форматы торговых центров: городской и суперокружной. Они рассчитаны на хорошую транспортную доступность, хорошие транспортные потоки.

Торговый коридор разрастается и вокруг общественно значимых и популярных мест, поскольку обязательное условие возникновения торгового коридора — очень высокая проходимость этого места, которая должна быть сравнима с проходимостью торгового центра. Поэтому, утверждает менеджер департамента развития “АШАН — Россия” Михаил Петров, сначала формируется жилая застройка, потом торговый коридор (если это не магистральная трасса).

Торговые коридоры прогнозируемы

По мнению владельца сети “Медведь” Андрея Горбатова, ул. Ларина срастется с Федяково, то есть с “Мегой”. Перспективны Московское шоссе и Молитовка (с пр. Ленина до улицы, которая уходит под виадук второго моста на пл. Комсомольской). В этом месте, по мнению Горбатова, так и просится гипермаркет: большой людской трафик этого места пока обслуживает “торговля в контейнерах”.

В связи с загруженностью верхней части города транспортом появятся коридоры, которые будут огибать историческую часть, прогнозирует Татьяна Романчева. Судя по заявленным проектам и строительству торговой недвижимости на пл. Советской и в районе ул. Нартова, торговый коридор формируется на ул. Бекетова. Формирование серьезного торгового коридора идет на Московском шоссе.

В центре города активно развивается ул. Белинского. Законченный вид улица примет, когда в ее начале откроется ТРЦ от ГК “Электроника”, говорит Андрей Трубин. После открытия ТЦ “Фантастика” новый крупный торговый квартал появился в Верхних Печерах. В активном развитии находится Московское шоссе. По-видимому, “специализацией” данного торгового коридора будут являться гипермаркеты-дискаунтеры.

При развитии пригородной зоны торговыми коридорами станут все правые стороны магистралей на выезде из города. Большой коридор с новыми ТЦ будет от пл. Лядова—метромоста до начала парка “Швейцария”. “Выстрелит” и Комсомольское шоссе. Если будет отремонтировано и открыто Анкудиновское шоссе, сильно вырастет пл. Советская—Кузнечиха, считает Вадим Носов.

Через несколько лет к нижегородским автомобильным коридорам можно будет отнести Московское шоссе, ул. Родионова, ул. Ларина, которые достаточно быстро (по меркам Нижнего Новгорода) развиваются, утверждает менеджер департамента развития “АШАН — Россия” Михаил Петров. “Торговые коридоры — это признак развитости города. Думаю, через пять—семь лет мы сможем с уверенностью сказать, что в Нижнем есть торговые коридоры, и перечислить их. Пока же мы можем думать, что они у нас есть”, — заключает он.

В ТЦ развиваются все форматы

Мнение девелопера, генерального директора ГК “Столица Нижний” Олега Сорокина:

— Кто приходит первым: покупатель или продавец? Здесь нет жесткой зависимости: на улице Белинского сначала появились торговые центры, потом оживилось жилищное строительство. На проспекте Гагарина начали активно строить жилье, а потом получила развитие торговля. Но в любом случае какая-то “приманка” должна появиться. Это в первую очередь активная жилая застройка. А она ведется вдоль крупных транспортных магистралей, потому что именно транспортная доступность зачастую определяет перспективу жилой зоны. Еще один фактор — развитие бизнес-инфраструктуры: строительство офисных зданий и появление новых гостиниц.
Особых преимуществ у торгового коридора перед торговыми центрами нет. Торговый коридор — это, как правило, достаточно протяженная территория, на которой существует постоянный покупательский и транспортный поток. Соглашусь, что для отдельных форматов это может быть несколько удобнее, чем размещение в торговых центрах. Хотя на сегодняшний день все без исключения форматы активно развиваются и на территории торговых центров: мебельные салоны, гипермаркеты бытовой техники, магазины спорттоваров и пр.

Для оператора размещение в отдельно стоящем здании порождает некоторые проблемы: торговый центр ведет консолидированную рекламную кампанию, а магазин, стоящий сам по себе, и вопрос с рекламой решает самостоятельно. У торгового центра — общая парковка, магазин в торговом коридоре должен самостоятельно обеспечивать покупателей парковочными местами. Но самое главное — покупательский поток в торговом центре определяет целая группа операторов. А в отдельно стоящее здание идут, как правило, для совершения целевой покупки.

Нельзя забывать и о климатических особенностях России: развитые торговые коридоры — это специфика южных стран, где погода располагает к пешим прогулкам. А у нас лето короткое. К тому же летние месяцы не являются в России пиковыми для торговли.

Елена ЦАРЕВА, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.